Контроль знаний студентов по лабораторным работам
Лабораторный практикум по дисциплине "Физика" представлен тремя учебными лабораториями. В таблице 1 приведены номера и названия лабораторных работ.
Таблица 1
№№ п/п | №№ ЛР | НАИМЕНОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ |
Лаборатория механики и электродинамики (ауд. № 411) | ||
Фронт.работы 100, | Введение в физику: основы физических измерениЙ Измерения штангенциркулем и микрометром, определение плотности твЁрдых тел правильной геометрической формы | |
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ШАРОВ | ||
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАШИНЕ АТВУДА | ||
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ СКАТЫВАНИИ ТЕЛ ПО ОТВЕСНЫМ НИТЯМ НА УСТАНОВКЕ МАКСВЕЛЛА | ||
Изучение и применение физического и математического маятников | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ СДВИГА И МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТВЁРДЫХ ТЕЛ НА УСТАНОВКЕ "КРУТИЛЬНЫЙ МАЯТНИК" | ||
6А | ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ НА УСТАНОВКЕ «МАШИНА ОБЕРБЕКА» | |
6Б | ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ДИНАМИКИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЁРДОГО ТЕЛА И ПРОВЕРКА ТЕОРЕМЫ гЮЙГЕНСА-шТЕЙНЕРА НА МАШИНЕ ОБЕРБЕКА | |
Исследование механического движения катка по рельсу | ||
Исследование физического маятника стержневой конструкции | ||
ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОСЦИЛЛОГРАФА | ||
ТОК В ВАКУУМЕ | ||
ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ЗАРЯДКЕ И РАЗРЯДКЕ КОНДЕНСАТОРА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ "R – C" КОНТУРЕ | ||
Определение удельного заряда электрона методом магнетрона | ||
Экспериментальное изучение явления взаимной индукции | ||
Гистерезис ферромагнетиков | ||
Исследование механического движения твЁрдых тел на установке "Грузовой блок с тормозной планкой" | ||
110.2.1 | МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ТОКОМ В ПРОВОДЯЩЕМ ЛИСТЕ | |
110.2.4 | ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА ОСИ КОЛЬЦЕВОЙ КАТУШКИ | |
110.2.10 | ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТА ХОЛЛА В ПОЛУПРОВОДНИКАХ | |
110.2.11 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА МЕТОДОМ МАГНЕТРОНА | |
110.2.12 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЁМКОСТИ И ЗАРЯДА КОНДЕНСАТОРА | |
Лаборатория колебаний, оптики и атомной физики (ауд. № 410) | ||
Определение длины волны монохроматического света с помощью интерференции от двух щелей | ||
Исследование теплового излучения | ||
Исследование интерференции света. Бипризма Френеля | ||
Закон Малюса | ||
Определение постоянной Ридберга | ||
Изучение явления дифракции света | ||
Определение концентрации раствора оптически активного вещества поляризатора | ||
Изучение сложения колебаний с помощью осциллографа | ||
Изучение механического резонанса в металлическом стержне | ||
Исследование оптических характеристик прозрачных веществ | ||
Лаборатория молекулярной физики, термодинамики и физики твёрдого тела (ауд. № 409, 407) | ||
Определение резонансного потенциала возбуждения атомов газа методом Франка и Герца | ||
МОЩНОСТЬ, ТЕПЛОЁМКОСТЬ И КПД НАГРЕВАТЕЛЯ (ауд.№ 407) | ||
Изучение закона поглощения света | ||
Изучение законов внешнего фотоэффекта | ||
Определение теплоЁмкости металлов методом охлаждения (ауд. № 407) | ||
КРИВАЯ ФАЗОВОГО РАВНОВЕСИЯ ВОДЫ (ауд. № 407) | ||
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРМОРЕЗИСТОРА | ||
Изучение термоэлектрических явлений | ||
Определение влажности воздуха | ||
Определение отношения удельных теплоЁмкостей воздуха методом адиабатного расширения | ||
ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТВЁРДЫХ ТЕЛ В ЖИДКОСТЯХ С РАЗНОЙ СТРУКТУРОЙ | ||
Определение коэффициента внутреннего трения по методу Стокса | ||
Определение коэффициента внутреннего трения, длины свободного пробега и эффективного диаметра молекул газа (ауд. № 407) |
1. Допуск к лабораторной работе.
В начале лабораторного занятия каждый студент должен показать подготовленный протокол преподавателю. Не имеющие протокола по неуважительной причине студенты к занятиям в лабораторном практикуме не допускаются и выполняют работу после представления протокола преподавателю во внеаудиторное время.
Студент обязан ответить на вопросы преподавателя по ЛР:
"Цель ЛР", "Тема ЛР", "Приборы и оборудование, их предназначение", "Порядок выполнения работы", "Измеряемые величины".
К выполнению ЛР не допускаются студенты, имеющие задолженности по предыдущим ЛР, т.е. задолженность по теоретической защите и по оформленным должным образом протоколам (например: выполнено 2 ЛР, но нет защищённых работ, значит, нет допуска к следующей ЛР).
К выполнению ЛР не допускаются студенты, пропустившие по неуважительной причине более 50% занятий.
2. Защита лабораторной работы.
Для защиты ЛР студент обязан подготовить теорию, согласно теме ЛР.
Студент должен воспользоваться рекомендуемой литературой, конспектами лекций, методической литературой.
В конце методического пособия по ЛР предлагается ориентировочный (примерный) комплекс вопросов.
Для успешной подготовки к защите студентам предлагается комплекс вопросов к каждой ЛР, который содержит вопросы по теории и по лабораторному практикуму.
Лабораторная работа считается полностью выполненной при следующих условиях:
- выполнена экспериментальная часть (проведены измерения, данные подписаны инженером);
- проведена математическая обработка измерений, согласно методическим пособиям (заполнены таблицы, рассчитаны физические характеристики по расчётным формулам, построены графики на миллиметровой бумаге, рассчитаны погрешности, сделаны выводы по работе);
- протокол-отчёт сдан на проверку преподавателю; преподаватель может задать вопросы по расчётам, характеристикам, методам обработки измерений, единицам измерения и т.д.;
- для теоретической защиты студенту предлагаются вопросы (2-3) из комплекса вопросов к ЛР. При защите студенту предлагаются не только теоретические вопросы, но и по ходу выполнения ЛР (на основе соответствующих методических пособий). Студент обязан записать ответы на вопросы на отдельном листе бумаги (законы, формулы, определения, единицы измерения величин, поясняющие рисунки, графики). Преподаватель может предложить студенту решить элементарную задачу на понимание рассматриваемых законов (записать закон в векторной или скалярной форме, сделать поясняющий чертёж с указанием характеристик, выразить неизвестные величины через заданные величины и т.д.);
- если студент затрудняется с ответами на вопросы, то на этом защита заканчивается, студенту возвращается протокол-отчёт и назначается время пересдачи (на текущем занятии через некоторый интервал времени, или на следующем зачётном занятии);
- если студент ответил на вопросы и выполнил все задания (см. выше), то протокол-отчет остаётся у преподавателя, а в ведомости делается отметка о сдаче (защите) лабораторной работы;
- если студент не сдал 2 ЛР, он не допускается к выполнению следующей ЛР;
- студент, успешно выполнивший учебный план по лабораторным работам, допускается к экзамену (при условии выполнения учебного плана по практическим занятиям).
3. Перечень тематических вопросов для подготовки защиты лабораторных работ приведён в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п | Вопросы для защиты | Пособие | Параграфы | |||
ЛАБОРАТОРИЯ МЕХАНИКИ И ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ. | ||||||
№ 100, Введение в физику: основы физических измерений. 101. Измерения штангенциркулем и микрометром, определение плотности твЁрдых тел правильной геометрической формы | ||||||
Что такое физическая величина, мера, прибор? | [18] | |||||
Что такое измерение? Виды измерения, их определения. | [18] | |||||
Что такое результат измерения? Что такое доверительный интервал, чем он определяется? | [18] | |||||
Что такое погрешность измерений? | [18] | |||||
Что такое доверительная вероятность? Надёжность? | [18] | |||||
Что такое относительная ошибка измерения? | [18] | |||||
Случайные отклонения, систематические отклонения. | [18] | |||||
Что такое выборка? Среднее значение, стандартное среднеквадратичное отклонение. | [18] | |||||
Коэффициент Стьюдента. | [18] | |||||
Случайная погрешность. | [18] | |||||
Погрешность округления. | [18] | |||||
Приборная погрешность. | [18] | |||||
Полная погрешность прямых измерений. | [18] | |||||
Обработка косвенных измерений (пример). | [18] | |||||
Правила представления результатов измерений. | [18] | |||||
№ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ШАРОВ | ||||||
Объяснить цель опытов, схему установки и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Какое механическое движение называется нормальным качением? Условия нормального качения тел. | [18] | |||||
Понятие момента сопротивления качению. Работа момента сопротивления качению. | ||||||
Уравнения динамики качения по наклонной поверхности. | ||||||
Уравнение энергетического баланса при качении тел. | ||||||
Понятие работы силы. По какой причине работа сил сцепления при нормальном качении тел равна нулю? | ||||||
Объяснить, как вычисляется высота подъёма центра масс шарика, если точка его остановки находится на дуге окружности с радиусом R1, величина которого указана на схеме установки. | [18] | |||||
По какой причине столкновения шаров при качении отличаются от столкновений свободно летящих шаров? | [18] | |||||
Поступательное, вращательное, плоское движение. Что такое мгновенный центр скоростей? | [6] | 1, 3 | ||||
Консервативная сила. Виды консервативных сил. | [6] | |||||
Энергия. Кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая энергия. | [6] | |||||
Угловая скорость и угловое ускорение. | [6] | |||||
Момент инерции. Момент силы. Момент импульса. | [6] | 16, 18, 19 | ||||
Основной закон динамики поступательного движения. Основной закон динамики вращательного движения тела относительно оси. | [6] | 6, 18, 19 | ||||
№ 2.ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАШИНЕ АТВУДА | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Физические модели механики: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, сплошная среда. | [6] | |||||
Система отсчёта, важнейшие системы координат. Радиус-вектор. | [6] | |||||
Перемещение. Путь. Геометрический смысл пути. | [6] | |||||
Средняя скорость перемещения точки. Мгновенная скорость перемещения точки. Среднепутевая скорость. | [6] | |||||
Ускорение при криволинейном движении. Вектор полного ускорения. Модуль полного ускорения точки. | [6] | |||||
Что такое нормальное и тангенциальное ускорение? Рисунок, векторная форма, скалярная форма. | [6] | |||||
Движение материальной точки по окружности. Основные характеристики движения. Связь между линейными и угловыми величинами. | [6] | |||||
Масса, сила, импульс. Изменение импульса тела. Импульс силы. | [6] | |||||
Законы Ньютона. | [6] | 5,6,7 | ||||
Момент инерции. Момент силы. Момент импульса. | [6] | 16,18,19 | ||||
Основной закон динамики поступательного движения. Основной закон динамики вращательного движения тела относительно оси. | [6] | 6,18,19 | ||||
Закон сохранения момента импульса. | [6] | |||||
Почему ускорение силы тяжести зависит от широты места? | [18] | |||||
№3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ СКАТЫВАНИИ ТЕЛ ПО ОТВЕСНЫМ НИТЯМ НА УСТАНОВКЕ МАКСВЕЛЛА | ||||||
Объяснить цели и методику эксперимента. Какие задания выполняются в данной работе? Какие результаты получены способом прямых и косвенных измерений? | [18] | |||||
Понятие о линейных и угловых скоростях и ускорениях. | [6] | 2, 3, 4 | ||||
Понятие о массе и моменте инерции. Теорема Штейнера. | [6] | 5, 16, | ||||
Понятие о силе и моменте силы. | [6] | 5, 18 | ||||
Понятие о импульсе и моменте импульса. | [6] | 9, 19 | ||||
Понятие о качении твёрдых тел и способы описания качения. | [1] | |||||
Понятие о мгновенном центре скоростей и оси мгновенного вращения. | [5] | 4.1 | ||||
Законы динамики при поступательном и вращательном движениях тел. | [6] | 6, 18, 19 | ||||
Какой вид механического движения твёрдого тела реализуется при скатывании тел по двум отвесным нитям? | [5] | 4.1 | ||||
Какие силы в механике называются потенциальными и непотенциальными? Привести перечень потенциальных и непотенциальных сил. | [5] | 3.1, 3.3 | ||||
Понятие об энергии и работе силы. Общефизический закон сохранения энергии. Понятие о механической энергии. | [6] | 11, 12, 13 | ||||
Объяснить, почему диск Максвелла с добавочным кольцом опускается медленнее, чем диск без добавочного кольца. | [18] | |||||
Как найти момент инерции кольца относительно оси симметрии, перпендикулярной его плоскости, используя результаты опытов заданий №1 и №2? | [18] | |||||
Какие законы механики объясняют движение (качение по нитям) диска Максвелла "вверх" после рывка в нижней точке спуска. | [18] | |||||
Понятие о рывке нити. Расчёты сил натяжения во время рывка и при скатывании по нитям. | [18] | |||||
Объяснить, согласуются ли результаты эксперимента с условием пренебрежения непотенциальными силами, принятым для теоретических расчётов механического движения диска Максвелла. | [18] | |||||
№4. ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКОВ | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Центр масс тела (определение, формула, рисунок). | [6] | |||||
Момент инерции. Теорема Штейнера. | [6] | |||||
Вывод момента инерции для твёрдого тела правильной геометрической формы (стержень, диск, шар). | [5] | 4.3 | ||||
Момент силы. Момент импульса. | [6] | 18, 19 | ||||
Колебания. Период. Частота. Циклическая частота. Механические гармонические колебания. График. | [6] | |||||
Математический, физический, пружинный маятники. | [6] | |||||
Период колебаний и циклическая частота математического, физического, пружинного маятников. | [6] | |||||
Вывод дифференциального уравнения второго порядка и его решение для физического маятника. График. | [6] | |||||
Вывод дифференциального уравнения второго порядка и его решение для математического маятника. График. | [6] | |||||
Вывод дифференциального уравнения второго порядка и его решение для пружинного маятника. График. | [6] | |||||
Приведённая длина физического маятника. | [6] | |||||
№5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ СДВИГА И МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТВЁРДЫХ ТЕЛ НА УСТАНОВКЕ "КРУТИЛЬНЫЙ МАЯТНИК" | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Идеально упругое тело. Упругие деформации. Закон Гука. Напряжения. Модуль Юнга. Модуль сдвига. | [6] | |||||
Пластические деформации. Энергия упругой деформации. Плотность энергии упругой деформации. | [6] | |||||
Момент силы. Момент импульса. | [6] | 18, 19 | ||||
Уравнение крутильных колебаний и его решение. Характеристики колебаний. | [18] | |||||
Метод и результаты измерения коэффициента кручения и модуля сдвига с применением крутильных колебаний. | [18] | |||||
Понятие о моменте инерции. Какие моменты инерции тел называются главными? Теорема Штейнера. | [6] | |||||
Основной закон динамики вращательного движения тела относительно оси. Закон сохранения момента импульса. | [6] | 18, 19 | ||||
Вывод момента инерции для твёрдого тела правильной геометрической формы (стержень, диск, шар). | [5] | 4.3 | ||||
Колебания. Период. Частота. Циклическая частота. Механические гармонические колебания. График. | [6] | |||||
Математический, физический, пружинный, крутильный маятники (определения, рисунки). | [6] | |||||
Период колебаний и циклическая частота математического, физического, пружинного, крутильного маятников. | [6] | |||||
№6А. 6Б. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ НА УСТАНОВКЕ "МАШИНА ОБЕРБЕКА", ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ДИНАМИКИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЁРДОГО ТЕЛА И ПРОВЕРКА ТЕОРЕМЫ ГЮЙГЕНСА-ШТЕЙНЕРА | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Какие силы в механике называются потенциальными и непотенциальными? Привести перечень потенциальных и непотенциальных сил. | [5] | 3.1, 3.3 | ||||
Понятие об энергии и работе силы. Общефизический закон сохранения энергии. | [6] | 11, 13 | ||||
Понятие о механической энергии. Закон сохранения механической энергии. | [6] | 12, 13 | ||||
Связь потенциальной энергии и силы поля. Эквипотенциальная поверхность. | [6] | |||||
Момент силы. Момент импульса. | [6] | 18, 19 | ||||
Основной закон динамики вращательного движения тела относительно оси. Закон сохранения момента импульса. | [6] | 18, 19 | ||||
Момент инерции. Теорема Штейнера. | [6] | |||||
Кинетическая энергия твердого тела, совершающего поступательное и вращательное движение. Работа внешних сил при вращении твёрдого тела вокруг неподвижной оси. | [6] | 17, 18 | ||||
Потери механической энергии в реальных машинах. Понятие коэффициента полезного действия. | [18] | |||||
Объяснить виды потерь в машине Обербека. Дать анализ полученных в опыте результатов, в том числе – графических зависимостей. | [18] | |||||
№8. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАТКА ПО РЕЛЬСУ | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Какое механическое движение называется качением? Условие нормального качения. | [23] | 6,8 | ||||
Уравнение динамики качения при повороте относительно мгновенной оси. | [18] | |||||
Уравнение энергетического баланса. Закон сохранения энергии. | [18] | |||||
Понятие работы силы. По какой причине работа сил сцепления при нормальном качении равна нулю? | [18] | |||||
Понятие момента сопротивления качению. Физическая причина сопротивления при нормальном качении тел. | [18] | |||||
Какие силы в механике называются потенциальными и непотенциальными? Привести перечень потенциальных и непотенциальных сил. | [5] | 3.1, 3.3 | ||||
Понятие об энергии и работе силы. Общефизический закон сохранения энергии. | [6] | 11, 13 | ||||
Понятие о механической энергии. Закон сохранения механической энергии. | [6] | 12, 13 | ||||
Понятие о линейных и угловых скоростях и ускорениях. | [6] | 2, 3, 4 | ||||
Момент инерции. Момент силы. Момент импульса. | [6] | 16, 18, 19 | ||||
Основной закон динамики поступательного движения. Основной закон динамики вращательного движения тела относительно оси. | [6] | 6, 18, 19 | ||||
№10. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО МАЯТНИКА СТЕРЖНЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ | ||||||
Устройство лабораторной установки. Предназначение входящих элементов. | [18] | |||||
Объяснить цель и методику выполнения эксперимента. Какие результаты получены способами прямых и косвенных измерений? | [18] | |||||
Понятие о массе и моменте инерции. Теорема Штейнера. | [6] | 5, 16 | ||||
Понятие о силе и моменте силы. | [6] | 5, 18 | ||||
Понятие об импульсе и моменте импульса. | [6] | 5, 19 | ||||
Понятие центра масс. Способы определения положения центра масс. | [6] | |||||
Как получить уравнения гармонических колебаний физического маятника из уравнения динамики вращательного движения? | [6] | |||||
Объяснить причины изменения периодов колебаний у маятников в проведённом опыте. | [18] | |||||
Вывод момента инерции для твёрдого тела правильной геометрической формы (стержень, диск, шар). | [5] | 4.3 | ||||
Колебания. Период. Частота. Циклическая частота. Механические гармонические колебания. График. | [6] | |||||
Математический, физический маятники. | [6] | |||||
Период колебаний и циклическая частота математического, физического, пружинного маятников. | [6] | |||||
№102. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОСЦИЛЛОГРАФА | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Что называется электронно-лучевым осциллографом? Где он применяется? | [1] | |||||
Преимущество осциллографа перед вольтметром. | [18] | |||||
Основные узлы осциллографа. | [18] | |||||
Каковы принципы конструкции и работы электронно-лучевой трубки? | [18] | |||||
Как фокусируется электронный пучок? | [18] | |||||
Что такое блок развёртки времени? | [18] | |||||
Как объяснить появление неподвижной синусоиды на экране осциллографа? | [18] | |||||
Как осциллографом измерить напряжение, частоту? | [18] | |||||
Что такое скважность в прямоугольном сигнале? | [18] | |||||
Что такое блок синхронизации? | [18] | |||||
Что такое напряжённость, потенциал электростатического поля? Связь между ними. | [6] | 79, 84, 85 | ||||
Закон Кулона. Что такое электростатическое поле? Что такое однородное электростатическое поле? | [6] | 78, 79 | ||||
Что такое напряжение? Пилообразное напряжение, синусоидальное напряжение? | [6] | |||||
№103.ТОК В ВАКУУМЕ | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Работа выхода электрона из металла. Виды эмиссии электронов из металла. | [6] | 104, 105 | ||||
Термоэлектронная эмиссия электронов из металла. | [6] | |||||
Распределение потенциальной энергии электрона для ограниченного металла. | [6] | |||||
Природа тока в вакууме. | [6] | |||||
Вольт-амперная характеристика вакуумной электронной лампы-диода. | [6] | |||||
Закон Богуславского-Ленгмюра. | [6] | |||||
Зависимость тока насыщения диода от температуры катода. Формула Ричардсона-Дэшмена. | [6] | |||||
Термоэлектронная работа выхода, её влияние на величину тока насыщения лампы (диода). | [5] | 18.5 | ||||
Экспериментальный метод проверки закона Богуславского-Ленгмюра. | [5] | 18.5 | ||||
Экспериментальный метод определения работы выхода электрона из металла с использованием вакуумного диода. | [5] | 18.5 | ||||
Вакуумная электронная лампа (диод) как выпрямитель переменного тока. | [6] | |||||
Понятие потенциала, напряжённости, силы тока, напряжения. | [6] | 79, 84, 96, 97 | ||||
№104. ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ЗАРЯДКЕ И РАЗРЯДКЕ КОНДЕНСАТОРА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ "R – C" КОНТУРЕ | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Что такое сила тока, напряжение, сопротивление, ЭДС, электроёмкость? | [6] | 79, 84, 96, 97, 93 | ||||
Закон Ома: для однородного участка цепи, неоднородного участка цепи и замкнутого контура. Закон Ома в дифференциальной форме | [6] | 98, 100 | ||||
Что такое конденсатор? Виды конденсаторов и их электроёмкость. | [6] | |||||
Понятие об электрической цепи. Типы электрических цепей. | [1] | |||||
Понятие об электрическом контуре. Правила Кирхгофа для электрического контура. | [6] | |||||
Понятие о переходных процессах в электрических цепях. Сущность классического метода описания переходных процессов. | [18] | |||||
Почему классический метод не применяется при сложной зависимости от времени входного напряжения на контуре? | [18] | |||||
Формулы для зависимости от времени напряжения на конденсаторе при его зарядке с постоянным входным напряжением и разрядке при отключённом входном напряжении. | [18] | |||||
Понятие времени релаксации при зарядке и разрядке конденсатора. | [1] | |||||
Как определяется неизвестная ёмкость конденсатора с учётом времени релаксации? | [18] | |||||
Понятие об импульсах в электрических цепях. Типы импульсов, параметры импульсов. | [18] | |||||
Понятие об интегрирующей и дифференцирующей цепочках. | [18] | |||||
Как на экране осциллографа получается графическое изображение формы импульса? | [18] | |||||
№106. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА МЕТОДОМ МАГНЕТРОНА | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Магнитное поле. Магнитная индукция. Принцип суперпозиции для магнитного поля. | [6] | 109,110 | ||||
Сила Лоренца. | [6] | |||||
Закон Био-Савара-Лапласа. | [6] | |||||
Магнитное поле прямолинейного проводника с током, витка с током. | [6] | |||||
Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях. Поле движущегося заряда. | [6] | 113, 115 | ||||
Что такое соленоид? Что такое диод? Что такое магнетрон? | [6] | 119, 105 | ||||
Как влияет магнитное поле на движение электронов в диоде? | [1] | 73, 74 | ||||
Что такое сбросовые характеристики? От чего и как они зависят? | [18] | |||||
Как определяется значение индукции критического поля Вкр и критической силы тока Iкр в соленоиде? | [18] | |||||
Как повлияет на результат изменение направления тока в соленоиде? | [18] | |||||
№107.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Магнитное поле. Магнитная индукция. Принцип суперпозиции для магнитного поля. | [6] | 109, 110 | ||||
Закон Био-Савара-Лапласа. | [6] | |||||
Магнитное поле прямолинейного проводника с током, витка с током. Момент сил, действующих на виток с током в магнитном поле. Магнитный момент. | [6] | 110, 109 | ||||
Магнитный поток. Теорема Гаусса для поля В (в интегральной и дифференциальной форме). | [6] | 120, 139 | ||||
Что такое сила тока, напряжение, сопротивление, ЭДС? | [6] | 96, 97, 98 | ||||
Явление электромагнитной индукции. | [6] | 122, 123 | ||||
Полный магнитный поток. Магнитное поле соленоида. | [6] | |||||
Циркуляция вектора В магнитного поля в вакууме: в интегральной и дифференциальной форме. | [6] | |||||
Явление самоиндукции. | [6] | |||||
Индуктивность контура. | [6] | |||||
Явление взаимной индукции. | [6] | |||||
Коэффициент взаимной индукции контуров. | [6] | |||||
№108.ГИСТЕРЕЗИС ФЕРРОМАГНЕТИКОВ | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Магнитное поле. Магнитная индукция. Закон Био-Савара-Лапласа. | [6] | 109, 110 | ||||
Принцип суперпозиции для магнитного поля. Магнитное поле прямолинейного проводника с током, витка с током. Магнитный момент. | [6] | |||||
Вещество в магнитном поле. Намагничивание вещества. Молекулярные токи. Намагниченность. | [6] | 132, 133 | ||||
Напряженность магнитного поля. Магнитная проницаемость. Закон полного тока для напряжённости магнитного поля. | [6] | |||||
Каковы основные свойства ферромагнетиков? Объясните эти свойства с точки зрения доменной структуры. | [6] | 135, 136 | ||||
Каким требованиям и почему должен удовлетворять характер падения напряжения на R1 и С ? Покажите это. | [18] | |||||
Как, используя основную кривую намагничивания, построить кривую m = m (H) ? | [1] | |||||
Какому значению напряжённости на основной кривой намагничивания будет соответствовать максимальное значение ? | [1] | |||||
№109.ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЁРДЫХ ТЕЛ НА УСТАНОВКЕ "ГРУЗОВОЙ БЛОК С ТОРМОЗНОЙ ПЛАНКОЙ" | ||||||
Объяснить цель и методику проведения эксперимента. Какие результаты получены способами прямых и косвенных измерений? | [18] | |||||
Понятие о твёрдом теле и типах движения твёрдых тел. | [6] | |||||
Понятие о линейных и угловых скоростях и ускорениях. | [6] | 2, 3, 4 | ||||
Понятие о массе и моменте инерции. | [6] | 5, 16, | ||||
Понятие о силе и моменте силы. | [6] | 5, 18 | ||||
Законы Ньютона. | [6] | 5, 6, 7 | ||||
Основной закон динамики для материальной точки (для центра масс тела) и основной закон динамики вращательного движения тела. | [6] | 6, 18, 19 | ||||
Понятие об энергии и работе силы. Общефизический закон сохранения энергии. | [6] | 11, 13 | ||||
Понятие о механической энергии. Закон сохранения механической энергии. | [6] | 12, 13 | ||||
Понятие о потерях механической энергии и КПД. | [5] | 3.4 | ||||
Выполняется ли закон сохранения механической энергии в установке "Грузовой блок с тормозной планкой"? | [18] | |||||
Каким способом в задании № 1 можно найти приближённое значение момента сил трения , используя данные энергетического баланса? Как эта задача более точно решается в задании № 2? | [18] | |||||
Как вычислить коэффициент трения между тормозной планкой и ободом блока? | [18] | |||||
№ 110.2.11.ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА МЕТОДОМ МАГНЕТРОНА | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Как влияет магнитное поле на движение электрических зарядов? | [6] | |||||
Поясните (сделайте рисунок) правило левой руки для определения направления действия силы Лоренца. | [6] | |||||
Почему сила Лоренца не совершает работы? | [6] | |||||
Почему с увеличением тока в соленоиде величина анодного тока через ламповый диод не падает скачком до нуля? | [18] | |||||
Как определить критическую силу тока в соленоиде? | [18] | |||||
Как повлияет на результат изменение направления силы тока в соленоиде? | [18] | |||||
Поясните, как получена система дифференциальных уравнений (7)? | [18] | |||||
В чём состоит принципиальное отличие между двумя способами вывода формулы (4)? | [18] | |||||
Изменяется ли напряжённость (потенциал) электрического поля в пространстве между катодом и анодом лампового диода? | [18] | |||||
Поясните, как получено соотношение (15)? | [18] | |||||
Как найти неопределённые константы в соотношениях (13) и (16)? | [18] | |||||
Преобразуйте формулу (17) для радиальной составляющей скорости электрона к виду с явной зависимостью от r, приняв, что электрическое поле в ламповом диоде идентично полю заряженной нити. | [18] | |||||
№ 110.2.12.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЁМКОСТИ И ЗАРЯДА КОНДЕНСАТОРА | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Однородное электростатическое поле. Напряжённость, потенциал электростатического поля. | [6] | 79, 84 | ||||
Электроёмкость уединённого проводника. | [6] | |||||
Конденсаторы. Их устройство и назначение. | [6] | |||||
Плоский конденсатор. Ёмкость плоского конденсатора. | [6] | |||||
Параллельное соединение конденсаторов. | [6] | |||||
Последовательное соединение конденсаторов. | [6] | |||||
Энергия плоского конденсатора. | [6] | |||||
Как изменится энергия плоского конденсатора, если расстояние между его обкладками увеличить вдвое. Рассмотреть случаи: | [1] | 29, 30 | ||||
№110.2.4. ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА ОСИ КОЛЬЦЕВОЙ КАТУШКИ | ||||||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | |||||
Магнитное поле. Магнитная индукция. | [6] | |||||
Что такое дипольный магнитный момент? | [6] | |||||
Принцип действия датчика Холла. | [6] | |||||
Нарисовать картину силовых линий магнитного поля кольцевой катушки. | [6] | |||||
Закон Био - Савара – Лапласа. | [6] | |||||
Применение закона Био - Савара – Лапласа к расчёту магнитной индукции, создаваемой круговым витком с током. | [6] | |||||
Применение закона Био - Савара – Лапласа к расчёту магнитной индукции, создаваемой прямолинейным проводником с током. | [6] | |||||
Применение закона Био - Савара – Лапласа к расчёту магнитной индукции, создаваемой бесконечно длинным прямолинейным проводником с током. | [6] | |||||
Поток вектора магнитной индукции. | [6] | |||||
Теорема Гаусса для индукции. | [6] | |||||
Закон полного тока. | [6] | |||||
№ 110.2.1.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ТОКОМ В ПРОВОДЯЩЕМ ЛИСТЕ | ||||||
Электрический заряд. Закон Кулона. | ||||||
Напряжённость электростатического поля. Линии напряжённости. | ||||||
Поток вектора напряжённости. Принцип суперпозиции электростатических полей. Теорема Гаусса. | ||||||
Циркуляция вектора напряжённости. Теорема о циркуляции вектора напряжённости. | ||||||
Потенциальная энергия заряда. | ||||||
Потенциал электростатического поля. | ||||||
Связь между напряжённостью и потенциалом. | ||||||
Эквипотенциальные поверхности. | ||||||
Примеры расчёта наиболее важных симметричных электростатических полей в вакууме: - электростатическое поле диполя; - поле равномерно заряженной бесконечной плоскости; - поле двух бесконечных параллельных разноимённо заряженных плоскостей с равными по модулю поверхностными плотностями зарядов; - поле равномерно заряженной сферической поверхности; - поле объёмно заряженного шара; - поле равномерно заряженного бесконечного цилиндра. | ||||||
№ 110.2.10.ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТА ХОЛЛА В ПОЛУПРОВОДНИКАХ | ||||||
Движение частиц в магнитном поле. | ||||||
Сила Лоренца. Результирующая сила, действующая на заряженную частицу в электромагнитном поле. | ||||||
Заряженная частица в скрещенных электрическом и магнитном полях. | ||||||
Электропроводность материалов. | ||||||
Эффект Холла. | ||||||
Вывод рабочей формулы. | ||||||
ЛАБОРАТОРИЯ КОЛЕБАНИЙ, ОПТИКИ И АТОМНОЙ ФИЗИКИ | |||
№ 202.Определение длины волны монохроматического света с помощью интерференции от двух щелей | |||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | ||
Вектор Умова-Пойнтинга. Интенсивность электромагнитной волны. | [5] | 30.2 | |
Волновая природа света. Световая волна. График. | [5] | 30.1 | |
Для электромагнитной волны: волновые уравнения и их решения. Световой вектор. | [5] | 30.1 | |
Интенсивность света. Связь интенсивности и амплитуды. | [5] | 30.2 | |
Интерференция света. Когерентные волны, длина и время когерентности. | [5] | 31.1, 31.2 | |
Оптическая и геометрическая длина пути. Связь между ними. Физический смысл коэффициента пропорциональности между ними. | [5] | 31.3 | |
Сложение колебаний от двух источников. Рисунок, векторная диаграмма, формулы амплитуды и фазы результирующего колебания. | [6] | ||
Условие минимума и условие максимума для разности хода и разности фаз. | [6] | ||
Методы получения интерференционной картины: примеры с рисунками. | [6] | ||
Метод Юнга: рисунок, вывод рабочей формулы. | [6] | ||
Интерференция в тонких плёнках: рисунок, формулы. | [6] | ||
Кольца Ньютона. | [6] | ||
Применение интерференции. | [6] | ||
№ 204.ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ СВЕТА НА УСТАНОВКЕ С БИПРИЗМОЙ ФРЕНЕЛЯ | |||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | ||
Вектор Умова-Пойнтинга. Интенсивность электромагнитной волны. | [6] | 30.2 | |
Волновая природа света. Световая волна. График. | [6] | 30.1 | |
Для электромагнитной волны: волновые уравнения и их решения. Световой вектор. | [6] | 30.1 | |
Интенсивность света. Связь интенсивности и амплитуды. | [6] | 30.2 | |
Интерференция света. Когерентные волны, длина и время когерентности. | [6] | 31.1, 31.2 | |
Оптическая и геометрическая длина пути. Связь между ними. Физический смысл коэффициента пропорциональности между ними. | [6] | 31.3 | |
Сложение колебаний от двух источников. Рисунок, векторная диаграмма, формулы амплитуды и фазы результирующего колебания. | [6] | ||
Условие минимума и условие максимума для разности хода и разности фаз (рисунок обязателен). | [6] | ||
Методы получения интерференционной картины: примеры с рисунками. | [6] | ||
Метод бипризмы Френеля: рисунок, вывод рабочей формулы. | [6] | ||
Интерференция в тонких плёнках: рисунок, формулы при различных условиях. | [6] | ||
Кольца Ньютона. | [6] | ||
Применение интерференции. | [6] | ||
№ 203.ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ | |||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | ||
Устройство и принцип действия оптического пирометра. | [6] | ||
Радиационная, цветовая, яркостная температуры. | [6] | ||
Равновесное тепловое излучение. Энергетическая светимость: определение, формула, единицы измерения. | [6] | ||
Спектральная плотность энергетической светимости: определение, формула, единицы измерения. | [6] | ||
Закон Кирхгофа. | [6] | ||
Физический смысл коэффициента поглощения, коэффициента отражения. | [5] | 35.1 | |
Физический смысл коэффициента черноты. | [5] | 35.1 | |
Абсолютно чёрное тело: характеристики, примеры. | [5] | 35.1 | |
Серое тело: характеристики. | [5] | 35.1 | |
Как графически для абсолютно чёрного тела можно определить энергетическую светимость? | [5] | 35.2 | |
Закон Стефана-Больцмана. | [5] | 35.2 | |
Законы Вина: формулы, графики. | [5] | 35.2 | |
"Ультрафиолетовая катастрофа". | [5] | 35.2 | |
Фотоны. Энергия, импульс, масса фотона. | [6] | 200, 205 | |
Формула Планка для спектральной плотности энергетической светимости. | [6] | ||
№ 205.ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА МАЛЮСА | |||
Объяснить схему установки, задачи опыта и методику выполнения эксперимента. | [18] | ||
Поляризация. Поляризация света. Виды поляризованного света. | [5] | 27.4, 30.1, 34.1 | |
Способы получения поляризованного света. | [6] | ||
Применение поляризованного света. | [6] | 193, 195 |