Электрические схемы управления стартером
Все современные электростартерные системы пуска имеют дистанционное управление стартером, при котором электродвигатель стартера подключается к аккумуляторной батарее с помощью тягового реле стартера. На автомобилях с дизельными двигателями тяговое реле подключается к аккумуляторной батарее через мощные контакты выключателя стартера. На автомобилях с карбюраторными двигателями — через контакты промежуточного реле, включаемого с помощью контактов выключателя зажигания. Наиболее простыми схемами управления стартера являются схемы управления маломощными стартерами с однообмоточным тяговым реле. При переходе в режим «Стартер» замыкаются соответствующие контакты выключателя зажигания, через которые по обмотке тягового реле от аккумуляторной батареи начинает протекать ток. Якорь реле втягивается в электромагнит и с помощью рычага перемещает шестерню по выходному валу стартера. Вал и шестерня при этом находятся в постоянном зацеплении благодаря имеющимся на них внешним и внутренним шлицами соответственно. Одновременно с шестерней якорь перемещает контактный диск, который в момент ввода шестерни в зацепление с венцом маховика замыкает контакты. Через эти контакты аккумуляторная батарея начинает питать электродвигатель и его якорь начинает вращаться. После пуска двигателя водитель выключателем зажигания разрывает цепь обмотки тягового реле. Под действием пружины якорь реле возвращается в исходное положение, электродвигатель стартера отключается от аккумуляторной батареи, шестерня стартера выходит из зацеплений с венцом, маховика. Для уменьшения обгорания контактов выключателя зажигания обмотка тягового реле подключается не напрямую, а через вспомогательное реле К2 (рис.. 2.5), а для уменьшения потребления энергия тяговым реле К1 его делают двухобмоточным. Одна обмотка называется втягивающей, другая - удерживающей.
Рис 2.5 Схема управления стартером с двухобмоточным тяговым реле
При переводе выключателя зажигания в положение «Стартер» замыкаются контакты S1, срабатывает реле стартера К2, контакты К2:1 реле стартера подключают обе обмотки тягового реле К\ к аккумуляторной батарее, реле K1 своими контактами K1:1 включает стартерный электродвигатель и этими же контактами замыкает накоротко свою втягивающую обмотку. После пуска контакты К2:1 размыкаются, что приводит к подключению обеих обмоток тягового реле к аккумуляторной батарее. Так как эти обмотки включены встречно, а число витков в них одинаково, то суммарная магнитодвижущая сила будет равна нулю, тяговое реле отключится.
Для предотвращения работы стартера после пуска двигателя устанавливается специальное реле блокировки. Срабатывание этого реле происходит по сигналам с датчика выхода ДВС на рабочий режим. Наиболее распространены датчики, подающие сигналы после появления номинального напряжения автомобильного генератора. Используются также датчики частоты вращения коленчатого вала (тахометры), датчики давления масла в рабочих магистралях и т.д
.