Расчет на усталость с помощью методов механики разрушения
В отличие от обычных подходов к расчетам на усталость рассмотрим стадию роста усталостной трещины, не принимая во внимание стадию возникновения усталостной трещины. Предполагается, что в элементе конструкции либо присутствуют начальные трещины, либо возникают трещины на раннем этапе эксплуатации. Такой подход и связанные с ним допущения вполне обоснованы с точки зрения практики эксплуатации.
Таким образом, основная задача состоит в следующем: охарактеризовать кинетику роста усталостной трещины и оценить ожидаемый срок службы и интервал периодичности проверочных работ при ожидаемых эксплуатационных нагрузках и условиях окружающей среды
Рис.28
На рис. 28 изображена схема роста усталостной трещины при постоянной амплитуде нагружения, усталостной долговечности N1, с полезным сроком службы N2,
На рост усталостных трещин влияют много факторов. Однако построить теорию с учетом всех факторов практически невозможно. Поэтому в настоящее время используют уравнения, в которых учитывается влияние наиболее важных факторов и параметров, например, уравнения (18)...(21).При выборе исходного уравнения следует учитывать предполагаемое условия эксплуатации детали.
Методику дальнейших вычислений покажем на примере использования уравнения Париса (19). Так как
то, подставляя это выражение в уравнение (19), находим
(22)
где N - количество циклов нагружения, необходимое для увеличения длины трещины от до ti. до t.
Нижний предел интегрирования определяется обычно возможностями аппаратуры неразрушающего контроля.
Для определения N1 (рис. 28) нужно в формулу (22) в качестве верхнего предела интегрирования подставить длину трещины, при которой происходит разрушение tf , а для определения N2 подставить допустимый размер трещины tr . Значение ∆N можно найти по формуле
(23)
Интегрирование в формулах (22) и (23) соответствует ляшь случаю стационарного роста трещины при постоянных условиях. Если условия не постоянны, то необходимо раздельное интегрирование по областям постоянства условий.
Частота осмотров конструкций должна быть такой, чтобы в случае обнаружения трещин при каком-либо осмотре ее длина не увеличивалась до резмеров, вызывающих разрушение в нормальных эксплуатационных условиях за период между соседними осмотрами. В качестве приближенного правила можно принять, что интервал между осмотрами должен составлять 1/4 полученного из расчета времени, в течение которого трещина, имеющая минимально обнаруживаемую длину, увеличится до критических размеров, т.е.
Пусть пластинка с трещиной, расположенной в центре, подвергается воздействию циклических растягиваюших нагрузок постоянной амплитуды. Если размеры пластинки велики по сравнению с длиной трещины, то можно принять F(λ)≈ 1 . В этом случае Фогмулf (22) приймет вид
Когда функция F(λ) имеет довольно сложный вид, выполнить интегрирование в конечном виде по формуле (22) обычно не удается. В этих случаях можно использывать методы численного интегрирования. Эти методы применимы даже тогда, когда функция F(λ) задана в табличной или графической форме.
Обычно основная часть долговечности (срока службы) приходится на начальный период роста трещины. По мере развития трещины происходит увеличение скорости роста, так что на стадию быстрого роста остается лишь небольшая часть срока службы. Практика надежного проектирования с запасом предусматривает замену элемента конструкции задолго до достижения точки разрушения. Использование сплавов с высокой трещиностойкостью является надежным средством борьбы с катастрофическими разрушениями, которые могут происходить в конце расчетного срока службы элемента конструкции.
По методике применения уравнения Париса (19) для соенки остаточной долговечности элементов конструкций с трещинами можно использовать и другие уравнения. Например, если использовать уравнение Формана (21), то вычисления будут более громоздкими, но зато согласованность теоретических данных с экспериментальными будет лучшая. Хорошее совпадение скорости роста усталостных трещин в листе из сплава 2024-13 (ДI6Т), подсчитанной по уравнению (21) и подученной на основании обработки экспериментальных данных, подтверждает рис. 29.
Рис.29
На рис. 30 на основании интегрирования уравнения Формана (21) построены графики долговечности для элементов конструкции самолета истребителя. По оси абсцисс отложена длина обнаруживаемой трещины, а по оси ординат - долговечность детали (с трещиной), подверженной действию спектра нагрузок, установленного техническими условиями для истребителя. При действии предельной нагрузки в деталях возникают напряжения, составляющие 50% от предела прочности при растяжения. Наибольшая приложенная нагрузка составляет 125% от предельной.
Рис.30
У весьма вязкого сплава 2024-ТЗ (Д16Т) остаточная долговечность при заданной длине трещины значительно больше, чем у остальных материалов. Заданный уровень безопасности при использовании этого сплава может быть достигнут при менее частых осмотрах. Детели из высокопрочной стали будут иметь очень малую остаточную долговечность, даже если удастся обнаруживать треищины очень малой длины.