А) Ток холостого хода и сопротивление Z12

Сопротивление Z12 ветви намагничивания (рис. 3-48) найдем, определив реактивную Iср и активную Iса составляющие тока синхронизма Iс.

Реактивная составляющая Iср, которая может быть названа намагничивающим током, практически равна реактивной составляющей Iор тока холостого хода. Для ее определения нужно произвести расчет магнитной цепи машины, т. е. рассчитать н. с. А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru , могущую создать поток Ф, необходимый для наведения э. д. с. А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru .

Поток Ф находим по (3-77). По потоку Ф, зная сечения зубцов и ярм статора и ротора, определяем индукции в соответствующих участках магнитной цепи. Затем, пользуясь кривыми намагничивания для стали, из которой выполняется статор и ротор, находим для рассчитанных индукций напряженности поля и, умножая их на длины участков, находим магнитные напряжения этих участков.

Наибольшее магнитное напряжение приходится на воздушный зазор, максимальная индукция в котором

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru , (3-144)

где А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru (кривая поля вследствие насыщения главным образом зубцов статора и ротора несколько отличается от синусоиды, поэтому вместо А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru берется А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru ); l — длина статора по оси за вычетом радиальных вентиляционных каналов. Для нормальных машин (от 0,6 кВт и выше) А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru Гс.

Магнитное напряжение воздушного зазора

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru , (3-145)

где А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru — коэффициент, учитывающий увеличение магнитного сопротивления воздушного зазора вследствие наличия пазов на статоре и роторе: его значение kd = 1,1÷1,5 (при открытых пазах оно больше, чем при полузакрытых).

Магнитные напряжения стальных участков магнитной цепи при обычных насыщениях составляют в сумме примерно (0,2 А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru 0,5)Fd. Следовательно, мы можем написать:

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru (3-146)

где kн = 1,2÷1,5 — коэффициент насыщения. Такие значения для kн получаются, если индукции имеют обычные значения для зубцов — 14000 А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru 19000 Гс, для ярм — 10000 А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru 15000 Гс.

Согласно (3-59) и (3-146) реактивная составляющая

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru (3-147)

Разделив обе части равенства на I, получим относительное значение

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru (3-148)

Если сюда подставить (3-145) и учесть (3-143), а также равенство А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru , то получим:

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru (3-149)

Уравнение (3-149) показывает, что относительное значение тока I зависит главным образом от А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru , так как А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru для нормальных машин колеблется в сравнительно небольших пределах.

При рассмотрении круговой диаграммы асинхронной машины (§ 3-17) мы увидим, что cosj1 двигателя зависит в основном от тока I. Поэтому для улучшения cosj1 воздушный зазор d выбирается по возможности небольшим; при этом приходится считаться с необходимостью получить механически надежную машину, изготовление и установка которой не вызывают больших затруднений. Значения d для нормальных машин приведены в табл. 3-4.

Та6лица 3-4.
Воздушный зазор нормальных асинхронных машин

Мощность, кВт До 0,2 0,2- -1,0 1,0- -2,5 2,5- -5 5- -10 10- -20 20- -50 50- -100 100- -200 200- -300
δ, мм при 3000 об/мин   0,25   0,3   0,35   0,4   0,5   0,65   0,8   1,0   1,25   1,5
δ, мм при 1500 А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru 500 об/мин   0,2   0,25   0,3   0,35   0,4   0,4   0,5   0,65   0,8   1,0

Для тихоходных машин (при большом числе полюсов) величина А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru [см. (3-149)] больше, чем для быстроходных (при малом числе полюсов). Этим и объясняется то, что тихоходные машины имеют более низкие значения cosj1.

Активная составляющая Iс.а тока синхронизма зависит главным образом от потерь в стали статора Pc1, вызванных основным полем, соответствующим главному потоку, и от электрических потерь А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru :

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru (3-150)

Следовательно, ток синхронизма

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru (3-151)

Теперь мы можем рассчитать Z12 = r12 + jx12:

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru (3-152)

Указанные параметры целесообразно выразить в относительных единицах, приняв, так же как для трансформаторов (см. § 2-15), за базисную единицу сопротивлений А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru . Тогда получим, д.е.:

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru (3-153)

Для нормальных машин значения А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru и А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru колеблются в следующих пределах А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru = 0,5÷0,1 д.е. (уменьшается с увеличением Рн и 2p), А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru = 4,5÷1,5 д.е. (уменьшается с увеличением 2р).

При определении тока холостого хода I0 нужно учесть еще его активную составляющую, соответствующую механическим потерям Рмех (на трение вращающихся частей о воздух, в подшипниках и щеток о контактные кольца, если они имеются), а также пульсационным и поверхностным потерям в зубцах ротора и статора Рс.д (при прохождении зубцов ротора под зубцами статора поле в них пульсирует с большой частотой, то же мы имеем для зубцов статора, кроме того, в сравнительно неглубоких поверхностных слоях зубцов ротора и статора получается неравномерное распределение поля из-за наличия пазов на противоположной части, изменяющееся при вращении ротора). Указанные потери покрываются за счет механической мощности, развиваемой ротором.

Таким образом, активная составляющая тока холостого хода

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru , (3-154)

где А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru , и ток холостого хода

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru . (3-155)

Для нормальных машин в обычных случаях (2p = 2 А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru 10)

А) Ток холостого хода и сопротивление Z12 - student2.ru . (3-156)

Наши рекомендации