Свойства и пок-ли ассортимента
Св-ва – особенность ассортимента, проявл. при его формировании и реализации.
Пок-ль ассор-та – колич. или качеств. выражение св-в ас-та, при этом измерению подлежит кол-во групп, подгрупп, видов и Наим. товаров
Ед-ца измерения – Наим-е тов. или товарный артикул, который может вкл. название вида или торг. марки.
Широта ассор-та – кол-во групп, видов, разновид, наим. товаров однородных и разнородных групп. Это св-во хар-ся двумя абсолютными показателями: действительная широта – фактическое кол-во групп, видов и разновидностей, наим. товаров, имеющихся в наличии; базовая широта – широта, принятая за основу для сравнения. В кач-ве баз. шир. мб принято кол-во видов и наим. товаров, регламентируемое норм. или технич. документами.
Коэф-т широты=действит. кол-во видов и наимен./базовое кол-во*100%
Полнота ассор-та – способность набора товаров однород. группы удовл-ть одинаковые потребности, хар-ся количеством видов, разновид., наимен. товаров однород группы или подгруппы. Пок-ли полноты мб действительными и базовыми. Действит. – фактич. кол-во видов, разновид. и наимен. товаров однор. группы.
Базовый – регламентир. кол-во товаров.
Кполноты=Полнота дейтсв./Полнота баз.*100%
Глубина ассор-та – кол-во торговых марок 1 вида или их модификаций, а также товарных артикулов
Устойчивость ассор-та – способность набора товаров удовлетворять спрос на 1 и те же товары.
К уст-ти=кол-во видов товаров, пользующихся устойчивым спросм/общее кол-во видов товаров тех же однор. групп*100%
Новизна ассор-та – способность набора товаров удовл-ть изменившиеся потребности за счёт новых товаров. К новизны=кол-во новых товаров/действительная широта*100%
Стр-ра ассор-та – хар-ся удельной долей каждого вида товара в общем наборе. Стр-ра=кол-во отдельных товаров/суммарное кол-во всех товаров
Рациональность ас-та – способность набора товаров наиболее полно удовл. реально обоснованные потр-ти разных сегментов потребителей.
Гармоничность ас-та – св-ва наборов товаров разных групп, хар-е степень их близости по обеспечению рационального товародв-я, реализации или использования.
9.Управление ассортиментом– деят-сть, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Осн. этапами управления явл.:
1. установление требований к рациональности ассор-та.
Выявление запросов потребителей к товарам. Уровень требований к рац-ти ассор-та индивидуален для каждой торговой орг-иии опр-ся её ассортиментной политикой (общие намерения, возм-ти и основные направления, сформулированные в высшем рук-ве орг-ии в области ассор-та).
2. определение ассортим. политики орг-ии.
цель орг-ии – формирование реал. или прогнозного ассор-та, макс. приближенного к рациональному для удовл-я разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Для этого дб решены задачи: установлены реал. и предполагаемые потребности; определены осн. показатели ассор-та; выявлены источники товарных ресурсов; оценены матер. возм-ти орг-ии для выпуска и реал-ии отдел. товаров; определены основные направления формирования ассор-та.
Уменьшение ассор-та – колич. и качеств. изменения за счёт сокращения широты и полноты ас-та.
Расширение ас-та – колич. и качеств. изм-е набора товаров за счёт увеличения показателей широты, полноты, новизны.
Углубление ассор-та – колич. изменение ас-та товаров, за счёт разработки и предл-я новых торг. марок или их модификации.
Стабилизация – состояние набора товаров, хар-ся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
Гармонизация – колич. и кач. изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реал. ассор-та к оптимал., а также наиболее полно соот-е целям орг-ии.
3. формирование ассор-та – деят-ть по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворять реал. или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определяемых рук-вом организации.
Факторы формирования ассортимента:
а) общие (спрос и рентабельность)
б) специфичные (сырьевая и материальная техн. база, достижение НТП, каналы распределения и др.)
15.Экологические свойства товара, их хар-ка. Виды безопасности.
-спос-сть товаров оказывать воздействие на безопасность окр. среды при производстве, хранении и реализации. Безопасность товаров – обязательное требование. В соответсвии с ФЗ о техн. регулировании - виды безопасности:
-излучений, взрыва
-биолог. (отс-е недопустимого риска, которое может возникнуть при биоповреждениях потребительских товаров)
-механич. (отс-е недопустимого риска, кот-й мб нанесён вследствие разл. мех. воздействий)
-пожарная, термич.
-химич. (отсутствие недопустимого риска, которое может нанести здоровью или имущ-ву потребителей токсического вещества. Токсичные элементы – соли тяж. металлов, микотоксины, нитраты, нитриты, добавки, красители)
-электрич. (отсутвие недопустимого риска, к-й мб нанесён воздействием тока при эксплуатации сложных технических товаров)
-ядерная, радиационная
10. Опред-ие понятия «качество Т», «требования к качеству», «свойства и показатели качества». Класс-я свойств и пока-лей качества товаров.
Св-ва – объективная особ-ть продукции, проявл. при её создании, хранении и потреблении. Св-ва мб простыми(1 особенность) и сложными(комплекс особенностей).
Пок-ль качества – колич. и качеств. выражение св-в продукции. Явл. физ.(длина, масса – могут измеряться колич-но и качественно) и нефизич. величинами.
Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зав-ти от хар-х св-в или от назначения.
Единичные пок-ли – показатели, предназн. для выражения простых св-в товара, таких как цвет, форма, кислотность.
Комплексные показатели – показатели, предназначенные для выражения сложных св-в.
Базовые показатели приняты за основу при сравнительной хар-ке.
Опр-е показатели – пок-ли, имеющие решающее значение при оценке качества.
Всем показателям присущи опр-е значения:
-оптимальные (применяются в кач-ве нормы)
-действительные (абсолют. значения, определяемые однократным или многокр. измерением)
-регламентированные
-предельные (например, допускаемые отклонения)
-относительные (отношение действительного значения к базовому)
При оценке уровня качества как базовые мб использованы показатели эталонов. Все свойства, характеризующие качестов, следует разделить на 2 класса: потребительские и технллогические.
11. Потребительские свойства группы назначения товара, их хар-ка.
Назначение-определённое свойство-группа.
Подгруппы: функциональное, социальное, классификационное назначение.
Св-ва социального назначения – способность товаров удовл-ть индивид. и общественные потребности, могут хар-ся показателем «престижности» или «морального старения».
Св-ва классификационного назначения – способность нек-х св-в и показателей выступать в качестве классификационных признаков.
12. Потребит. свойства группы надежности товара, их характеристика.
Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения, потребления в течение заранее оговорённых сроков. Различают подгруппы:
а)долговечность – спос-сть Т сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного временем техн. обслуживания. Пок-м долговечности может служить срок службы или ресурс.
б)безотказность – способность товаров выполнять функц. назначение без возникновения дефектов.
в)ремонтопригодность – спос-сть Т восстанавливать свои исходные св-ва после устранения дефектов.
г)сохраняемость – спос-сть поддерживать исходные колич. или кач. хар-ки без значит. потерь в течении определённого срока. Это св-во требует знаний и умений. Хранение бывает складское и домашнее. Сохраняемость товаров обусловлена их структурой, хим. составом, св-ми веществ, наличием защиты от внешних воздействий, зависит от условий и сроков хранения.