Определение буксирного снабжения по правилам Российского Морского Регистра Судоходства (РС)
Курсовая работа
"УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ"
Кафедра: Судовождения
Дисциплина: " Маневрирование и управление судном"
Вариант 4 (а)
Выполнил: студент гр. СВЗ-6
Голиков Р.Е.
Проверил: Преподаватель
Маркин А.П.
Новосибирск 2016 г.
Содержание
1. Буксировка судов на море……………………………………………………..5
1.1. Определение буксирного и якорного снабжения по правилам Российского Морского Регистра Судоходства (РС)………………...………..5
1.2. Расчет сопротивлений ………………………………..……………………….8
1) Сопротивление буксирующего судна …………………………….…………..8
2) Сопротивление буксируемого судна ……………………………………….…8
3) Сопротивление трения корпуса судна ………………………………………..8
4) Остаточное сопротивление……………………………………………….……9
5) Сопротивление судна на волнении…………………………………………….9
6) Воздушное сопротивление……………………………………………………..9
7) Сопротивление гребного винта (для буксируемого судна)………………...10
8) Сопротивление погруженной в воду части буксирного троса……………...10
9) Приближенная оценка упора гребного винта на швартовах………………..10
10) Расчет разрывного усилия буксирного троса, требуемого при данных условиях буксировки……………………………………………………...……..12
11) Расчет размеров буксирного троса…………………………………………..12
1.3. Расчёт однородной буксирной линии……………………………………….15
1.4. Особенности расчёта неоднородной буксирной линии……………...…….22
2. Снятие судна с мели…………………………………………………………....28
2.1. Расчеты по снятию судна с мели………………………………………...…29
2.1.1. Силы, действующие на судно, сидящее на мели…………………….…..29
2.1.2 Снятие с мели работой машины на задний ход………………………..….30
2.1.3 Снятие судна с мели при отсутствии запаса глубины под килем с использованием частичной разгрузки…………………………………………...31
2.1.4 Снятие судна с мели кренованием…………………………………………33
2.1.5 Снятие судна с мели дифферентованием…………………………….……35
2.1.6 Снятие судна с мели с использованием частичной разгрузки и с учетом работы ГД на задний ход……………………………………………………...….36
2.1.7 Использование якорного устройства при снятии с мели………………....37
2.2. Снятие с мели с помощью других судов……………………………………38
2.3 Снятие с мели буксировкой рывками………………………………………..38
2.4 Снятие с мели устройством каналов с размывом грунта ………….…….39
3. Список литературы………………………………..……………………………41
Задание:
Произвести расчёт буксирного и якорного снабжения судов по характеристике снабжения согласно Российского Морского Регистра судоходства (РС).
Ø Определить параметры буксировки при заданных погодных условиях.
Ø Произвести перерасчёт буксирной линии на имеемые на судах стальные тросы.
Ø Описать неоднородные буксирные линии с вершиной на тросовом участке и цепном участке.
Ø Зарисовать:
- схемы или рисунки однородной и неоднородной буксирных линий;
- способы подачи буксира на буксируемый объект и дать описание этих способов:
- способы крепления буксира на буксирующем и буксируемом судах с рисунками; меры безопасности при буксировке.
Ø Описать огни, знаки и их характеристику, сигналы судов, занятых буксировкой в светлое и тёмное время суток и в условиях ограниченной видимости в соответствии с требованиями МППСС-72.
Таблица №1. Исходные данные.
Наименование | Ед. измер. | Обознач. | Букси-ровщик | Буксируе-мое судно |
Проект судна № | - | - | № 292 | № 488 АМ |
Водоизмещение в грузу | т | D | ||
Осадка в грузу | м | dср | 3,5 | 3,75 |
Длина габаритная | м | L | 128,3 | 119,2 |
Ширина габаритная | м | B | 15,63 | 13,4 |
Коэф. полноты водоизмещения | - | Cв | 0,77 | 0,85 |
Коэф. трения | - | f | 0,141 | 0,141 |
Мощность 1-го двигателя. | кВт | Pв | ||
Диаметр винта | м | Dв | 1,7 | 1,7 |
Шаг винта | м | Hв | 1,23 | 1,25 |
Частота вращения. винта | об/c | n | 6,25 | 6,25 |
Упор винта | кН | Тш | 2×83,1 | - |
Высота надстройки | м | h | 13,42 | 12,94 |
Площадь смоч. поверхности | м2 | W | 2422,86 | 2223,47 |
Волнение моря | м. | hв | - | 1,5 |
Курсовой угол и скорость ветра | град, м/c | - | 0 / 8,0 | 0 / 8,0 |
Коэф.обтекания С | - | - | 0,8 | 0,8 |
Дисковое отношение | - | А/Аd | 0,56 | 0,5 |
Сопрот. трения | кН | Rf | 3,5 V1,83 | 3,21 V1,83 |
Остаточ. сопротив. | кН | Rr | 0,02V4 | 0,026V4 |
Воздуш. сопротив. | кН | Rвозд | 0,08*(8+V)2 | 0,06*(8+V)2 |
Волн. сопротивление | кН | Rволн | 0,62 V2 | 0,57 V2 |
Сопрот. Вращающегося (Застопоренного) винта | кН | R’вв R’зв | - | 0,72V2 0,14V2 |
Сопрот. троса | кН | Rтр | - | 0,15 V2 |
Буксировка судов на море
Определение буксирного снабжения по правилам Российского Морского Регистра Судоходства (РС)
Выбор размеров буксирных канатов морских транспортных (сухогрузных, наливных, пассажирских) и рыболовных судов производится в зависимости от характеристики снабжения[4]
где Δ – объёмное водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию, м3;
B - ширина судна, м;
hp - высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки, имеющей ширину более чем 0,25 B, м.
При определении величины h седловатость и дифферент не учитываются т.е. h следует вычислять как сумму надводного борта и высоту бортов всех ярусов надстроек, а также рубок, имеющих ширину свыше 0,25 В. Если рубка шириной более 0,25В располагается над рубкой шириной 0,25 В или менее, то высота последней в величину h не включается;
hр = 13,42 – 3,5 = 9,92 м
h’р = 12,94 – 3,75 = 9,19 м
Aw - площадь парусности в пределах длины судна L, считая от летней грузовой ватерлинии, м2.
Aw= 9,92 × 128,3 = 1272,7 м2
A’w= 9,19 × 119,2 = 1095,4 м2
Nc = 48652/3+2×15,63×9,92 + 0,1×1272,7 = 724,5 м2
N’c = 48472/3+2×13,4×9,19 + 0,1×1095,4 = 642,2 м2
Все морские суда длиной до 180 м должны быть снабжены буксирным канатом, который считается частью аварийного снабжения и используется соответственно только в аварийной ситуации. Суда длиной более 180м могут не иметь буксирного каната.
Длина буксирного каната l, м, вычисляется по формуле:
.
l = 160 + 0,35 × 724,5 = 413,6 м
l’ = 160 + 0,35 × 642,2 = 384,8 м
По РС при Nc = 724,5, длина буксирного троса l = 190 м
По РС при N’c = 642,2, длина буксирного троса l’ = 190 м
Результат вычисления округляется в обе стороны до ближайших 20м. Минимальная длина каната должна быть равна 180м, однако нет необходимости принимать её более 300м, даже если по расчету она получается большей.
Поперечное сечение (диаметр) каната выбирают согласно его разрывному усилию Рраз, (к Н), из условия
Рраз= 0,59 × 724,5 = 427,5 кН
Р’раз = 0,59 × 642,2 = 379 кН
По РС при Nc = 724,5, разрывное усилие троса в целом должно быть не менее Рраз = 441 кН
По РС при N’c = 642,2, разрывное усилие троса в целом должно быть не менее Р’раз = 371 кН.
He следует выбирать канат с разрывным усилием менее 98 кН или более 1470 кН.
Ограничение разрывного усилия каната вызвано стремлением облегчить операции по передаче каната на буксирующее судно. Ограничение длины каната обусловлено тем, что в морской практике при буксировках на волнении в дополнение к буксирному канату используются якорные цепи.
ОСТ 5.2333-80 рекомендует в качестве буксирных тросов, при использовании их без автоматических буксирных лебедок, стальные оцинкованные канаты двойной свивки типа ЛК (линейное касание), имеющие 6 х 30 = 180 проволочек и 7 органических сердечников (канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6 х 30(0+15+15) + 7 о.с. (ГОСТ 3083-80)).
Для обеспечения гибкости каната предел прочности проволоки принимают не более 1175 - 1370 Н/мм2.
По расчетам разрывного усилия Рраз = 441 кН выбираем из ГОСТ 3083-80 стальной трос.
Трос стальной:
Канат двойной свивки типа ЛК конструкции 6 30 (0+15+15)+7о.с.
ГОСТ 3083-80
Гибкий 1370(140)
Рраз фак = 490,5 кН
d = 38 мм
m = 4,305 кг
По расчетам разрывного усилия Р’раз = 371 кН выбираем из ГОСТ 3083-80 стальной трос.
Трос стальной:
Канат двойной свивки типа ЛК конструкции 6 30 (0+15+15)+7о.с.
ГОСТ 3083-80
Гибкий 1370(140)
Рраз фак = 405,5 кН
d = 34,5 мм
m = 3,56 кг
Расчет сопротивлений
В таблицу №1занести данные по судам из приложения 1 таблица П1.
Расчёт сопротивлений производится следующим образом: сначала определяются по известным параметрам коэффициенты по всем видам сопротивлений, оставляя без внимания скорости судна в различных степенях. Полученные коэффициенты по всем видам сопротивлений занести в соответствующие колонки таблицы № 1. Затем, используя полученные коэффициенты всех видов сопротивлений, составляется таблица №2 сопротивлений судов на различных скоростях в м/с.