Автоматическое управление вспомогательными механизмами и установками.
Управление электродвигателями лебедок осуществляется посредством пуокорегулирующей аппаратуры, к которой относятся пусковые и регулировочные реостаты, контроллеры, автоматические выключатели, контакторы и пусковые сопротивления.
Пусковые и регулировочные реостаты с воздушным охлаждением, открытого или защищенного типа применяются при ручном управлении двигателями, работающими в постоянном или мало изменяющемся режиме.
Контроллеры с пусковыми сопротивлениями применяются при управлении электродвигателями, работающими в переменных режимах, при частых пусках и реверсах. Контроллером называется электрический аппарат, посредством которого осуществляется пуск, регулирование частоты и изменение направления вращения электродвигателя. Преимущество контроллера по сравнению с другими аппаратами для ручного управления заключается в том, что получение различных схем соединения двигателя с сетью, сопртивлением и т.п. и соблюдение необходимой последовательности операций достигается простым поворотом рукоятки контроллера
Контроллер представляет собой многопозиционный электрический переключатель пусковых сопротивлений, которые устанавливают непосредственно в кожухе контроллера или в специальных ящиках. Контроллеры бывают 'барабанного и кулачкового типа.
Для защиты электродвигателей от перегрузок, чрезмерных пусковых токов и коротких замыканий служат автоматические выключатели, основная часть которых — максимальное электромагнитное реле напряжения или тока. Реле напряжения реагирует на изменения напряжения; реле тока на изменения величины тока, протекающего по его катушке. Для защиты двигателей и электрических цепей от перегрева и перегрузках широкое применение находят также плавкие предохранители и тепловые реле.
Принцип действия электромагнитных реле заключается в том, что при прохождении тока по его электромагнитной катушке последняя .притягивает якорь, который замыкает контакты реле. Основной частью теплового реле является биметаллическая пластинка, состоящая из двух пластинок разных металлов, имеющих различные коэффициенты линейного расширения. При прохождении по пластинке электрического тока она нагревается и изгибается в сторону металла с «меньшим коэффициентом линейного расширения, приводя в действие рычажок, замыкающий контакты реле.
Для автоматического или дистанционного пуска двигателей применяются электромагнитные контакторы. Контактор состоит из электромагнита с якорем. При поступлении тока в электромагнит контактора происходит замыкание двух контактов: неподвижного и подвижного, соединенного с якорем электромагнита. При прекращении подачи тока в электромагнит контактора сердечник с контактом под действием собственного веса отпадает и контакты размыкаются. Находят применение также контакторы с замедленным действием (выдержкой времени), которые выполняют функции контактора и реле времени и имеют диапазон регулировки времени ; (тайм-такторы).
Контакторы могут быть с нормально открытыми и нормально закрытыми контактами цепи главного тока. Нормально открытый контакт при отсутствии тока в его катушке (электромагните) держит цепь разомкнутой (открытой), нормально закрытый контакт замыкает цепь при отсутствии тока в его катушке. В электросхемах управления находят также широкое применение комбинированные контакторы.
Для дистанционного пуска электродвигателей и их защиты применяют магнитные пускатели, состоящие из контактора и реле, смонтированных на панели, которая 'помещена в стальной ящик. Магнитные пускатели бывают двух типов: реверсивные и нереверсивные. Первые предназначены для управления двигателями, направление вращения которых меняется; вторые — для управления двигателями с постоянным направлением вращения.
Отдельные электрические цепи управления включают нажимом пусковой кнопки, замыкающей цепь катушки контактора. Для удержания контактора во включенном состоянии служат блокконтакты, которые при включении контактора замыкают.
Раздел 4.
«Планирование и учет работы земснарядов»