II этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
2013-2014
Задания для проведения II (районного и городского) этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (теоретический тур)
Класс
1. Лошадь и барон Мюнхаузен.Когда любимая лошадь барона Мюнхаузена подворачивает ногу, он обычно взваливает лошадь на себя и продолжает движение, но медленнее. Когда барон вверху, то скорость v1 = 120 км/ч, а когда внизу, то v2 = 30 км/ч. Чему равна их средняя скорость, если: а) барон едет полпути, а потом несет лошадь? б) барон едет половину времени, а потом несет лошадь?
2. Ремонт забора. Сережа отремонтировал забор, подперев его палкой так, чтобы она заняла наклонное положение. Сделайте схематичный рисунок и на нем изобразите силы, действующие на палку. Назовите эти силы.
3. Шар в воде.Полый медный шар плавает в воде во взвешенном состоянии. Чему равна масса шара, если объем воздушной полости V1=17,75 см3? Плотность меди равна 8900 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3.
4. Водяной пар.Сколько водяного пара, температура которого 1000С, надо ввести в латунный калориметр массой 100 г, в котором находится снег массой 150 г при температуре -200С, для того чтобы весь снег растаял? Удельная теплоемкость воды св = 4,2*103 Дж/(кг× ), а удельная теплоемкость снега сс=2,1*103Дж/(кг×
), удельная теплота плавления снега
=3,4*105 Дж/кг, удельная теплота парообразования воды L=2,3*106Дж/кг, удельная теплоемкость латуни сл=4*102Дж/кг 0С.
Задания для проведения II (районного и городского) этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
(экспериментальный тур)
Класс
1. Плотность вещества. Определите плотность вещества, из которого изготовлено предложенное тело, имея в своем распоряжении тело из набора грузов по механике, сосуд с водой, динамометр и нить. Плотность воды ρ0=1000 кг/м3.
2. Масса линейки.У вас имеются измерительная линейка, карандаш и монета. Определите массу линейки. Масса монеты т.
Решения и критерии оценивания заданий
II этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике
8 класс (теоретический тур) |
1. Средняя скорость. а) По определению, средняя скорость ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
3. Шар в воде. Обозначим наружный объем шара через V, а объем меди, из которой изготовлен шар, через V2. Тогда V2=V-V1, а масса меди m=ρм(V-V1), где ρм – плотность меди. (1) Выталкивающая сила, действующая на шар, равна FA = ρвgV, где ρв – плотность воды. (2) Так как шар плавает во взвешенном состоянии, то условие равновесия примет вид: P=FA или ρмg(V-V1)= ρвgV. (3) Выразим V: ![]() |
4. Водяной пар. Запишем закон сохранения энергии для данного случая: Lmвп + свmвΔtв = ccmcΔtc + λmc + cлmлΔtл, (1) где Lmвп – количество теплоты, выделившеесы при конденсации пара, свmвΔtв – количество теплоты, выделившееся при охлаждении воды, полученной из пара от 1000С до 0, ccmcΔtc - количество теплоты, затраченное на нагревание снега (льда) от -200С до 0, λmc - количество теплоты, затраченное на растаивание льда, cлmлΔtл, - количество теплоты, затраченное на нагревание латунного калориметра от -200С до 0. Выразим из (1) массу водянного пара: ![]() |
8 класс (экспериментальный тур) |
1. Плотность вещества. С помощью динамометра измерим вес тела в воздухе ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
2. Масса линейки. Изготовим из линейки и карандаша неравноплечие весы, а монету используем в качестве гири. Положим линейку на карандаш и, перемещая ее по карандашу, найдем положение равновесия (рис. 2.2). Заметим деление шкалы, против которого находится линия соприкосновения линейки с карандашом в положении равновесия. Тем самым мы определяем положение центра масс линейки. Теперь на один край линейки положим монету. Перемещая линейку относительно карандаша, найдем новое положение равновесия. Заметим деление шкалы линейки, через которое проходит новая линия равновесия (рис. 2.3). ![]() ![]() ![]() |