Построение механических характеристик
Для построения механической характеристики электродвигателя необходимо определить ее характерные точки. В начале определяются синхронная ω0 и номинальная ωном угловая скорость электродвигателя по следующим выражениям:
,
где n0 и nном – синхронная и номинальная частота вращения двигателя, об/мин.
Затем определяют номинальную величину скольжения:
Для определения критического скольжения используют формулу Клосса:
,
где
В некоторых случаях при построении механической характеристики используют приближенные формулы. Упрощение может быть получено, если пренебречь активным сопротивлением статора, т.е. считать R1 = 0. В этом случае выражение принимает следующий вид:
Если вместо текущих значений момента и скольжения подставить их номинальные значения Мном и sном и обозначить кратность максимального момента Мкр/Мном через lм, то критический момент может быть найден по следующему выражению:
Угловая скорость двигателя при критическом моменте находится по следующему выражению:
Далее с учетом пускового момента двигателя Мп, определяющегося по справочным данным (при s = 0), производят построение механической характеристики электродвигателя.
Как указывалось ранее, частота вращения асинхронного двигателя может быть определена по следующему выражению:
Наиболее перспективным и широко используемым в настоящее время способом регулирования скорости АД является частотное регулирование. Принцип его заключается в том, что, изменяя частоту f1 питающего АД напряжения, можно изменять его синхронную скорость w0, получая тем самым различные искусственные характеристики. Этот способ обеспечивает плавное регулирование в широком диапазоне, получаемые характеристики обладают высокой жесткостью. Частотный способ к тому же отличается и еще одним весьма важным свойством при регулировании скорости АД не происходит увеличения его скольжения, поэтому при этом способе регулирования потери скольжения оказываются небольшими, в связи с чем частотный способ является наиболее экономичным.
Для лучшего использования АД и получения высоких энергетических показателей его работы – коэффициентов мощности, полезного действия, перегрузочной способности следует также учесть, что с изменением частоты напряжения питания изменяется и поток двигателя Ф1:
Поэтому в большинстве случаев одновременно с изменением частоты напряжения питания необходимо регулировать и его амплитуду. Регулирование напряжения при уменьшении частоты ниже номинальной частоты необходимо потому, что из-за уменьшения индуктивного сопротивления обмоток двигателя ток намагничивания будет возрастать, что приведет к насыщению магнитопровода двигателя и его перегреву. Регулирование напряжения следует проводить таким образом, чтобы скольжение двигателя было минимальным.
Для реализации способа частотного регулирования асинхронный короткозамкнутый двигатель включают в сеть с параметрами Uc = const и fс = const через преобразователь частоты UZ. Современные серийно выпускаемые преобразователи частоты, как правило, выполнены на базе транзисторного инвертора, а в качестве силовых ключей используются биполярные транзисторы с изолированным затвором (IGBT).
Рис.7. Структурная схема |
Рассмотрим наиболее распространенные законы управления, применяемые при частотном регулировании.
Закон Костенко — характеристики асинхронного двигателя при частотах питающего напряжения, отличных от номинальной, зависят от соотношения между напряжением сети U1 и частотой f1. При выборе соотношения между частотой и напряжением, подводимым к статору АД, часто исходят на условия сохранения его перегрузочной способности, которая определяется отношением критического момента двигателя Мк к моменту нагрузки Мс,
Как известно из теории электрических машин максимальный момент электродвигателя описывается следующим выражением:
Если пренебречь активным сопротивлением статора и учесть, что xк ~ f1 и w0 ~ f1, то выражение для перегрузочной способности можно записать как:
где A – постоянная, не зависящая от f1.
Из последнего выражения следует, что для любых двух значений частоты f1i и f1к должно соблюдаться следующее соотношение:
где Mci, Mcк – моменты нагрузки при скоростях АД, соответствующих частотам f1i и f1к.
Отсюда следует основной закон изменения напряжения при частотном способе регулирования скорости АД:
С помощью последнего выражения могут быть получены частные законы изменения напряжения и частоты при различных зависимостях момента нагрузки Мс от скорости. При постоянном моменте нагрузки Мс = const уравнение принимает вид:
т.е. напряжение на статоре должно изменяться пропорционально его частоте.
Для вентиляторного характера момента нагрузки соотношение уравнение имеет вид
а при моменте нагрузки, обратно пропорциональном скорости, соотношение запишется в виде
Важно отметить, что приведенные выше выражения получены при пренебрежении активным сопротивлением статора. Это допущение мало сказывается при большой (близкой или выше номинальной) частоте, в то время как при малых частотах оно заметно отражается на характеристиках электропривода, что приводит к снижению критического момента АД. Причина этого заключается в уменьшении магнитного потока АД при низких частотах вследствие влияния активного сопротивления статора, вызывающего из-за падения напряжения на R1 уменьшение ЭДС АД. Для компенсации этого влияния следует с уменьшением частоты снижать напряжение в меньшей степени. В этом случае используют закон IR – компенсации.
Закон IR – компенсации.
Регулирование скорости двигателя при сохранении постоянства максимального момента двигателя должно осуществляться путем уменьшения напряжения в меньшей степени, чем частоты, тем самым компенсируя падение напряжения на активном сопротивлении статора:
,
где – относительная частота напряжения питания,
– относительная величина напряжения.
Следует иметь в виду, что величина IR зависит от , которая для двигателей мощностью более 100 кВт незначительна, и ею, как правило, можно пренебрегать; для двигателей мощностью до 15 кВт учет обязателен.
Номинальный момент двигателя:
Номинальное скольжение двигателя:
Формула для расчета механических характеристик при переменных значении и частоте напряжения питания:
где – регулируемые скорость поля и скольжения;
– номинальные сопротивления короткого замыкания и контура намагничивания;
– сопротивление статора и приведенное сопротивление ротора.
Максимальный момент двигателя:
Критическое скольжение:
,
где знак «+» соответствует двигательному режиму, знак «–» – режиму рекуперативного торможения.
ЧАСТЬ 2
Исходные данные
Тип исполнительного механизма выбирается по сумме двух последних цифр зачетной книжки. Данные для расчетов берутся из таблиц по последней и предпоследней цифре зачетной книжки.
0 – 6) электропривод насоса:
Исходные данные | Номер соответствует последней цифре зачетной книжки | ||||||||||
Параметр | Размерность | ||||||||||
Qфакт | м3/ч | ||||||||||
Нстат | м | ||||||||||
Нн | |||||||||||
k | 0,012 | 0,016 | 0,006 | 0,008 | 0,006 | 0,006 | 0,008 | 0,002 | 0,013 | 0,002 | |
Перекачиваемая жидкость | Вода пресная | Вода морская | Масло | Нефть | Бензин |
Выбор электродвигателя
На основанииполученных исходных данных строятся характеристики трубопровода и насоса по следующим выражениям:
- для характеристики трубопровода;
- для характеристики насоса,
где и - статическая высота напора, м;
Q – производительность насоса, м3/ч;
Н – полный напор жидкости, м.
Задаваясь различными значениями Q, строятся характеристики трубопровода и насоса. Место пересечения характеристик позволяет определить фактическую подачу насоса Qфакт и номинальный напор жидкости .
Мощность электродвигателя, необходимая для вращения насоса определяется следующим выражением:
,
где - ускорение свободного падения ( );
- плотность перекачиваемой жидкости, кг/м3;
- коэффициент, учитывающий потери через неплотности
( ;
- КПД насоса ( ).
Из каталога выбирается двигатель ближайшей большей мощности и скорости, имеющий конструктивное исполнение, соответствующее условиям работы данной рабочей машины.
7 – 12) электропривод грузоподъемного механизма:
Рис. 8. Диаграмма работы грузоподъемного механизма |
Исходные данные | Номер соответствует первой цифре зачетной книжки | ||||||||||
Параметр | Размерность | ||||||||||
ωуст | рад/с | ||||||||||
M2 | Н·м | ||||||||||
M4 | |||||||||||
М6 | |||||||||||
М8, | |||||||||||
Номер соответствует второй цифре зачетной книжки | |||||||||||
Параметр | Размерность | ||||||||||
t1 | с | ||||||||||
t2 | |||||||||||
t3 | |||||||||||
t4 | |||||||||||
t5 | |||||||||||
t6 | |||||||||||
t7 | |||||||||||
t8 |
Выбор электродвигателя
1) На основаниинагрузочной диаграммы работыэлектропривода грузоподъемного механизма определяется эквивалентный момент по следующему выражению:
,
где - момент и длительность i-гo участка нагрузочной диаграммы.
2) Определяется продолжительность включения электродвигателя расчетная ПВр, %:
3) Определяется момент электродвигателя:
,
где ПВк — продолжительность включения электродвигателя каталожная, %.
4) Определяется номинальная скорость двигателя.
5) Определяется номинальная расчетная мощность электродвигателя:
,
где - коэффициент запаса, учитывающий динамические режимы
электродвигателя, когда он работает с повышенными моментами.
Из каталога выбирается двигатель ближайшей большей мощности и скорости, имеющий конструктивное исполнение, соответствующее условиям работы данной рабочей машины.
13 – 18) электропривод механизма перемещения:
Рис. 9. Диаграмма и тахограмма работы механизма перемещения | ||||||||||||
Исходные данные | Номер соответствует первой цифре зачетной книжки | |||||||||||
Параметр | Размерность | |||||||||||
M2 | Н·м | |||||||||||
М3 | ||||||||||||
М4 | ||||||||||||
М6 | ||||||||||||
M7 | ||||||||||||
М8 | ||||||||||||
Номер соответствует второй цифре зачетной книжки | ||||||||||||
Параметр | Размерность | |||||||||||
t1 | с | |||||||||||
t2 | ||||||||||||
t3 | ||||||||||||
t4 | ||||||||||||
t5 | ||||||||||||
t6 | ||||||||||||
t7 | ||||||||||||
t8 | ||||||||||||
ωуст1 | рад/с | |||||||||||
ωуст2 |
Выбор электродвигателя
1) На основаниинагрузочной диаграммы работыэлектропривода грузоподъемного механизма определяется эквивалентный момент по следующему выражению:
где - момент и длительность i-гo участка нагрузочной диаграммы.
2) Определяется продолжительность включения электродвигателя расчетная ПВр, %:
3) Определяется момент электродвигателя:
,
где ПВк — продолжительность включения электродвигателя каталожная, %.
4) Определяется номинальная скорость двигателя.
5) Определяется номинальная расчетная мощность электродвигателя:
,
где - коэффициент запаса, учитывающий динамические режимы электродвигателя, когда он работает с повышенными моментами.