Работа вкладышей в условиях жидкостной смазки
Для обеспечения жидкостной смазки должны соблюдаться условия:
а) зазор между поверхностями трения должен соответствовать тре
буемому размеру (обычно применяют одну из стандартных посадок
с зазором: Н7/f7; Н8/е8; H8/d9 и др.) (см. рис. 28.6);
б) масло необходимой вязкости должно надежно заполнять зазор
и непрерывно пополняться (см. рис. 28.6);
в) частота вращения вала должна быть достаточной для создания
необходимой гидродинамической поддерживающей силы за счет закли
нивания смазочного материала;
г) смазочный материал должен полностью разделять трущиеся
поверхности (см. рис. 28.7).
Расчетподшипников скольжения, работающих прижидкостной смазке, проводят на основе гидродинамической теории смазки с решением дифференциальных уравнений (см. [5]). Эта теория доказывает, что
гидродинамическое давление может возникнуть при относительном движении только в клиновом зазоре (см. эпюру на рис. 28.6), масляный слой в котором способен воспринимать всю нагрузку. Толщина h масляного слоя в самом узком месте (см. рис. 28.7) зависит от режима работы подшипника. Чем больше вязкость смазочного материала и частота вращения вала, тем больше И. С увеличением нагрузки h уменьшается.
При установившемся режиме работы толщина h должна быть больше суммы шероховатостей поверхностей цапфы δ1, и вкладыша δ2:
где К> 2 — коэффициент запаса толщины масляного слоя, учитывающий изгиб цапфы, неточности изготовления и сборки.
Гидродинамический расчет для подшипников, работающих в режиме жидкостной смазки, является основным. Его выполняют как проверочный, определяя значения минимальной толщины масляного слоя, средней температуры и расхода смазочного материала. При назначении стандартной посадки следует стремиться к выбору минимальных диаметральных зазоров из числа допустимых: при этом лучше центрируется вал, меньше расход смазочного материала, больше запас на износ. Температура подшипника должна быть не выше 60...75е С.