Х опорная схема шасси с хвостовой опорой.
Достоинство: - малые габариты хвостовой опоры.
Недостатки: - склонность самолёта к капотированию при пробеге на повышенной скорости, торможении;
- сложность посадки, т.к. нельзя допускать повышение посадочной скорости Vпос и трудно избежать взмывание самолёта при посадке на 2 опоры;
- плохая путевая устойчивость;
- разрушение ВПП струями выходящих горячих газов.
Рис.3. 14. Схема сил. а) 3х - опорная схема с задней опорой;
б) 3х - опорная схема с передней опорой.
3х - опорная схема шасси с передней опорой.
Достоинства: - нет условий капотирования;
- при посадке самолёт имеет тенденцию к опусканию
носа (ЦМ - впереди основных опор) и к уменьшению угла атаки, а значит подъёмной силы – это уменьшает возможность взмывания самолёта;
- лучше обзор из кабины;
- меньше портится ВПП от струи выходящих горячих
газов двигателей;
- хорошая путевая устойчивость (восстанавливающий момент
способен вернуть самолёт к направлению движения).
Недостатки:- большая масса шасси;
- возможны колебания типа «ШИММИ» передней опоры,
что требует специальных конструктивных мер гашения этих колебаний.
Велосипедная схема шасси.
Достоинства:- достаточная путевая устойчивость и управляемость при
движении по ВПП;
- вздыбливание самолёта улучшает ВПХ.
Недостатки: - увеличивает объём в фюзеляже, занятый стойками;
- трудность в технике пилотирования при приземлении;
- большие динамические нагрузки на переднюю опору;
- усложнение конструкции передней опоры;
- появление путевой неустойчивости при торможении колес передней опоры;
- утяжеление механизма разворота колес передней опоры;
- утяжеление фюзеляжа для воприятия повышенной нагрузки от передней опоры;
- дополнительные массы на подкрыльевые опоры и усиление конструкции крыла для восприятия нагрузок от этих опор.
Нагрузки, действующие на шасси.
Величина и направление определяются условиями и характером посадки:
- грубая на 3 опоры - вертикальный удар (Еш);
- посадка со сносом - вертикальная и боковая нагрузки (Rш);
- наезд на неровности и посадка с нерасторможенными колёсами - лобовой удар (Gш);
- ВПХ самолёта и характеристиками амортизационной системы.
Нагрузки в общем случае можно представить в виде составляющих сил Рх, Ру, Pz по осям X,Y,Z. Эти нагрузки задаются «Нормами прочности». Действующие на шасси нагрузки вызывают в элементах шасси:
- осевые усилия (сжатия, растяжения);
- срез;
- изгиб - при действии изгибающего момента Мизг
- кручение - при действии крутящего момента Мкр.
Основные параметры 3х- опорной схемы шасси. |
Рис. 3.15. Параметры шасси
Н - высота шасси (м)
а - вынос основных шасси от ЦТ.
b - вынос передней шасси от ЦТ. а+ b = с - база шасси.
В - колея шасси.
φ1- угол опрокидывания самолёта на хвост (10-15°)
γ - угол выноса основных шасси от ЦТ- это угол между вертикалью и точкой соприкосновения колёс с землёй (15-20°)
ε >10° - угол крена.
Ψ - угол опрокидывания на крыло.