Требования безопасности во время выполнения работы
3.1. Перед началом движения машинист обязан убедиться в отсутствии людей в опасной зоне и других препятствий для движения с левой и правой стороны в пределах видимости из кабины управления с обязательной подачей звукового сигнала. Перед троганием с места предварительно убедиться в том, что члены вашей локомотивной бригады находятся в кабине.
3.2. До начала движения поезда двери рабочей кабины машиниста, из которой ведется управление, машинист обязан убедиться в закрытии межсекционных дверей. В кабинах разрешается находиться только бригаде и лицам, имеющим письменное разрешение начальника депо или вышестоящей организации (проездной документ) при предъявлении его машинисту, но не более трех лиц одновременно в кабине локомотива.
3.3. Во время движения запрещается: высовываться.из боковых окон кабины за пределы эркера; открывать входные наружные двери и высовываться из них; находиться на лестницах, подножках, площадках и других наружных частях локомотива.
3.4. С локомотива нужно сходить лишь после его полной остановки, предварительно внимательно осмотрев место остановки и убедившись в безопасности выхода. В темное время - осветить место выхода. Запрещается сходить с локомотива, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав. К осмотру или ремонту экипажной части локомотива можно приступать только после окончания набегания и оттяжки вагонов. Запрещается осматривать и ремонтировать локомотив при прохождении поезда по смежному пути. При остановке поезда на спуске или подъеме необходимо принять меры к затормаживанию поезда и только после этого приступать к осмотру или ремонту; при этом один член локомотивной бригады должен оставаться в кабине.
3.5. Для осмотра и ремонта локомотива в темное время снаружи нужно пользоваться переносными светильниками или аккумуляторным фонарем.
3.6. При встречном движении поезда по смежному пути на участках участков с левосторонним движением - следить за состоянием встречного поезда. В случае обнаружения,посторонних предметов, груза, выходящего за габарит, искрения буксового подшипника или какого-либо другого повреждения встречно проходящего поезда немедленно сообщите об этом по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда и дежурному ближайшей станции.
3.7. При встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или на станциях в темное время обязательно переключить прожектор в положение "Тусклый свет" на таком расстоянии, чтобы не ослепить локомотивную бригаду встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда немедленно включить прожектор в положение "Яркий свет" для осмотра состояния встречного поезда. При скрещении поездов на станциях локомотивная бригада остановившегося поезда должна выключить прожектор. Во избежание ослепляющего воздействия прожектора движущегося поезда на станционных работников после прохода первой входной стрелки переключить прожектор в положение "Тусклый свет" и переключить обратно в положение "Яркий свет" за последней выходной стрелкой. Запрещается при встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или станциях полностью выключать прожектор. На сортировочных станциях при проведении маневровой работы прожектор маневрового локомотива должен находиться в положении "Тусклый свет".
3.8. Все работы по соединению и разъединению пневматических рукавов, межвагонных, межлокомотивных и межсекционных цепей управления и отопления, проверке сцепления автосцепок машинист электровоза должен проводить только при заторможенном локомотиве и опущенных токоприемниках. Соединение и отсоединение электрических межвагонных и межсекционных соединений проводить при обесточенных цепях управления. Перед разъединением соединительных рукавов тормозной магистрали - перекрыть концевые краны. Перед продувкой тормозной магистрали соединительный рукав - взять возле головки, затем открыть кран.
3.9. Если машинисту не видно показаний маневрового сигнала со стороны управления локомотивом, он обязан остановиться, перейти на противоположную сторону кабины, убедиться в разрешающем показании сигнала, и лишь после этого возобновить движение. Переход во время движения запрещён!
3.10. При изменении направления движения локомотива машинист обязан перейти на другую сторону кабины, убедившись в разрешающем показании сигнала, свободности пути и отсутствии препятствий для движения.
3.11. В случае необходимости ухода с локомотива машинист обязан привести его в нерабочее состояние, закрепить локомотив от самопроизвольного ухода, забрать с собой реверсивную рукоятку и ключи управления, закрыть и запереть окна и двери кабины, сообщив об этом ДСП. При остановке на неблагоприятном профиле пути – оставлять локомотив запрещается!
3.12. Все маневровые передвижения производить передней кабиной управления.
3.13. Если машинисту не видно разрешающее показание сигнала – машинист обязан получить разрешение ДСП как на проезд маневрового светофора с запрещающем показанием.
3.14. На электровозах, оборудованных устройствами для электрического отопления вагонов, дополнительно соблюдайте следующие требования безопасности: ключ отопления поезда после соединения отопительной магистрали между головным вагоном и локомотивом до момента расцепления должен находиться у машиниста локомотива; перед отцепкой или прицепкой вагона с электрическим отоплением, осмотром ходовых частей вагонов поезда, разъединением и соединением отопительной системы с локомотивом машинист обязан отключить отопительную магистраль поезда, силовые и вспомогательные цепи, быстродействующий или главный выключатель, опустить токоприемники и после этого передать ключ отопления поездному электромеханику или начальнику поезда; соединение и разъединение отопительной системы головного вагона от локомотива производит поездной электромеханик или начальник поезда только в диэлектрических перчатках и в присутствии машиниста, после соединения отопительной магистрали передает ключ машинисту; машинисту запрещается включать отопление состава и приводить в движение поезд при отсутствии у него ключа отопления; при разрыве поезда в пути следования машинист должен немедленно снять напряжение с отопительной магистрали; при срабатывании аппаратов защиты отопительной системы поезда на локомотиве машинисту разрешается произвести включение только один раз. В случае повторного срабатывания защиты последующее включение производите после выявления и устранения причины срабатывания по устной заявке поездного электромеханика или начальника поезда.
3.15. Машинисту электровоза во время работы запрещается допускать присутствие посторонних лиц в рабочей и нерабочей кабинах машиниста, в машинном отделении электровоза.
3.16. Машинист электровоза должен незамедлительно устранять все замеченные неисправности блокирующих устройств и средств защиты, которые представляют или могут представлять опасность для локомотивной бригады. Если устранить обнаруженные неисправности в пути следования невозможно, нужно принять меры к ограждению опасного места. По прибытии на пункт оборота или локомотивное депо - сделать соответствующую запись в журнале ТУ-152.
3.17. Машинисту электровоза во время работы запрещается отлучаться с электровоза. В исключительных случаях, когда возникает такая необходимость, он должен остановить электровоз (поезд) в таком месте, где будет обеспеченный безопасный пропуск другого подвижного состава, затормозить электровоз (поезд) и закрепить его от самопроизвольного движения в соответствия с установленным на железной дороге порядком, изъять реверсивную рукоятку и забрать ее с собой и оставить электровоз под присмотром помощника машиниста.
3.18. При работе без помощника, машинист может оставить электровоз только после того, как он будет приведен в нерабочее состояние, закрепленный установленным порядком от самопроизвольного движения, с изъятием реверсивной рукоятки, ключей управления и замыкания кабин машиниста.
3.19. Если вынужденную остановку поезда (электровоза) допущено на неблагоприятном профиле пути, оставлять кабину электровоза машинисту и его помощнику одновременно запрещается. При отсутствии в рабочей кабине управления одного из членов локомотивной бригады приводить локомотив в движение запрещается .
3.20. Машинисту электровоза запрещается отключать и снимать любое блокирующее устройство или защитное ограждение; курить в машинном отделении, допускать использование открытого огня.
3.21. Машинист электровоза должен содержать в исправном состоянии инструмент, сигнальные принадлежности, пожарный инвентарь и средства индивидуальной защиты.
3.22. На территории депо, в цехах и отделениях машинист электровоза должен: соблюдать требования знаков безопасности труда и сигналов, предупреждающих об опасности; не находиться под поднятым грузом; переходить смотровые канавы по переходным мостикам; не заходить за защитные ограждения оборудования; не касайться электроприборов и их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети.
3.23. Не открывать дверей электрошкафов под напряжением; ходить только по служебным маршрутам; быть внимательным, следить за движением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта; во время маневров, вводе (выводе) локомотива (МВПС) в депо и ремонтное стойло (из депо и ремонтного стойла) не находиться в местах, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место"; при подъеме на электровоз и сходе с него находиться лицом к подножкам и держатеся руками за поручни.
3.24. При нахождении на железнодорожных путях машинист электровоза должен соблюдать следующие требования: проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья; переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива (МВПС) или вагонов; перед переходом пути, занятого подвижным составом, по переходным площадкам вагонов убедиться, что в этом месте нет движущихся по смежному пути локомотива или вагонов; при сходе с переходной площадки держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, убедившись в отсутствии препятствий к сходу; проходить между расцепленными вагонами, локомотивами, электросекциями и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м; обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на путях, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.
3.25. Машинисту электровоза запрещается становиться или садиться на рельсы, становиться между остряком и рамным рельсом или в желоба с крестовинами подвижных сердечников стрелочных переводов; находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении; переходить пути по стрелочным переводам; переходить или перебегать через путь перед приближающимся подвижным составом; подлезать под подвижной состав и залезать на автосцепки при переходе через путь.
3.26. Выходя на путь из помещений или за-за зданий, ухудшающих видимость пути, машинист электровоза должен предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава; после выхода из помещений в ночное время необходимо выждате некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте.
3.27. При нахождении на рабочем месте локомотивная бригада должна быть одета в форменную одежду. При приёмке электровоза, техническом осмотре, отметке маршрутных листов и т.п. – надевать сигнальный жилет.
3.28. Машинист электровоза должен содержать кабину машиниста и машинное помещение в чистоте, не допускать их загромождения посторонними предметами.
3.29. Машинист электровоза должен хранить инструмент, сигнальные принадлежности, чистый обтирочный материал в ящиках (шкафах), смазочные материалы в металлической таре с плотно закрывающимися крышками, изолирующие защитные средства, пожарный инвентарь в специально отведенных местах и применяйте только по назначению.
3.30. Перед сменой тормозных колодок и других деталей рычажной тормозной передачи машинист электровоза должен перекрыть разобщительные краны, отключающие тормозные цилиндры от воздухораспределителя, выключить воздухораспределитель и выпустить воздух из резервуаров.
3.31. При осмотре механического оборудования экипажной части машинисту электровоза запрещается проводить пробу автотормозов и приводить электровоз в движение.
3.32. Контроль и ответственность за выполнение требований безопасности помощником машиниста электровоза возлагаются на машиниста электровоза.
3.33. Запрещается снимать при поднятом токоприемнике ограждения на электровозе.
3.34. При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается: заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, в кузове (без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждений), освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов электросекций при обесточенных цепях освещения; протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведущим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстоянии менее 2 м и не касаясь их через какие-либо предметы; заменять в цепях управления предохранители, предварительно их обесточив; менять прожекторные лампы, если их смена предусмотрена из кабины машиниста, и включать автоматы защиты; осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров; проверять на ощупь нагрев букс; обслуживать аппаратуру под напряжением 50 В постоянного тока, которая находится вне высоковольтной камеры; вскрывать кожух и настраивать регулятор давления; проверять цепи защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом коврике и с надетыми диэлектрическими перчатками; контролировать по приборам и визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру; проверять подачу песка под колесную пару; обтирать нижнюю часть кузова; осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не залезая под кузов; проверять давление в маслопроводе компрессора; регулировать предохранительные клапаны воздушной системы; производить уборку (кроме влажной) кабины, тамбуров и проходов в машинном отделении. Другие работы на электровозе при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещаются.
3.35. До технического обслуживания ТЭД, вспомогательных машин и других электрических аппаратов, расположенных в высоковольтных камерах, шкафах, ящиках, за панелями пульта управления и легкосъемными (без применения инструмента) ограждениями, при нахождении электроподвижного состава в депо, ПТОЛ или на путях под контактным проводом машинист электровоза должен остановить локомотив, привести в действие ручной тормоз и выполнять следующее.
3.35.1. Выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда. быстродействующий выключатель и опустите токоприемники выключением соответствующих тумблеров на пульте управления. Убедиться в опускании токоприемников по показаниям вольтметра и обязательно визуально.
3.35.2. Заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами и снять их. Снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, производящего осмотр или ремонт оборудования (машиниста или помощника машиниста).
3.35.3. Закрыть доступ сжатого воздуха разобщительным краном в цепи подвода к клапану токоприемника.
3.35.4. На электровозах типа ЧС постоянного тока отключить крышевые разъединители и убедитесь, что нож заземляющего разъединителя находится в положении "Заземлено".
3.35.5. После проведенных операций, убедившись на слух в полной остановке вращения вспомогательных машин, разрешается вход в высоковольтную камеру, снятие ограждений и выполнение осмотра" или ремонта, при этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время Вашего пребывания в опасной зоне.
3.35.6. У электровозов, работающих по системе многих единиц, техническое обслуживание тяговых двигателей, вспомогательных машин и других электрических аппаратов проводится при опущенных токоприемниках на всех электровозах.
3.36. Набор песка в песочницы электровозов производить только со стационарных площадок.
3.37. Ввод (вывод) электровоза на (с) экипировочную (ой) позицию (и), расположенную (ой) на открытых деповских путях или на приемо-отправочных путях станции, производите только по разрешающему сигналу световой сигнализации (зеленому огню светофора) и при красном огне сигнализации о снятии и подаче напряжения на секционированный участок контактной сети над экипировочной позицией. При снятом напряжении с секционированного участка контактной сети должен гореть зеленый огонь светофора, при наличии напряжения — красный огонь. Показания сигнализации ввода (вывода) на (с) позицию (и) должны быть обратными показаниями сигнализации о наличии напряжения в контактной сети. При наличии напряжения в контактной сети выход на крышу электровоза, находящегося под контактным проводом, запрещается.
3.38. Смазочные материалы, расходуемые в небольших количествах, нужно переносить на локомотив в специальной таре с плотно закрывающимися крышками.
3.39. Запрещается высовываться из окон локомотива при вводе (выводе) его на установку наружной обмывки локомотивов. Скорость передвижения не более 3 км/ч. При вводе локомотива на моечную установку особое внимание нужно обращать на сигнализацию, запрещающую или разрешающую въезд на установку.