Механическая центробежная форсунка
Широкое распространение в топочных устройствах котлов морских судов получили механические центробежные форсунки, в которых распыливание топлива осуществляется благодаря достаточно высокому давлению топлива, которое создается специально установленным топливно- форсуночным насосом.
Механические центробежные форсунки подразделяются на нерегулируемые и с регулируемым сливом. Следует отметить, что это деление весьма условное: можно изменять подачу у обеих форсунок. К нерегулируемым относят форсунки с малой глубиной регулирования и такие, у которых изменение подачи связано с их выключением, выемкой из топочного устройства и заменой распыливающего элемента.
Механические центробежные форсунки, различающиеся компоновкой распыливающих элементов, дополнительно иногда подразделяют на форсунки со сменными и постоянно работающими на всех режимах распылителями, что обусловлено в основном условиями эксплуатации котла. Механическая регулируемая центробежная форсунка отечественных вспомогательных котлов (рис. 3.8)
Рис. 4.1 Механическая регулируемая центробежная форсунка.
состоит из корпуса 6 с ручкой 7, ствола 5, представляющего собой толстостенную трубу со штуцером на конце, стопорной втулки 4, распределителя (сопла) 3, распыливающей шайбы 2 и головки 1. Топливо от топливно- форсуночного насоса по отверстиям в корпусе и каналу ствола через сверления в стопорной втулке и распределителе поступает к распыливающей шайбе. Распыливающая шайба у данной конструкции имеет четыре канала 8, расположенных тангенциально к окружности вихревой камеры. По ним топливо устремляется к центру и в вихревую камеру 9, где интенсивно раскручивается. Из нее топливо входит в топку через центральное отверстие 10 в виде вращающегося конуса мелко распыленных частиц.
Поверхности соприкосновения распыливающей шайбы 2и распределителя 3 тщательно обрабатывают, полируют и при сборке головки прижимают одну к другой стопорной втулкой 4.
Распыливающие шайбы изготавливают из высоколегированных хро- моникелевых или хромовольфрамовых сталей. В зависимости от подачи форсунки число тангенциальных каналов может быть от двух до семи.
Форма факела форсунки зависит от отношения fк/f0 , в котором fк — суммарная площадь всех тангенциальных каналов, f0 — площадь сечения центрального отверстия. Чем меньше это отношение, тем угол конуса распыливания будет больше, а длина факела меньше.
Шайбы изготавливаются обычно иод номерами. Каждый номер соответствует определенной подаче, которая указывается в технической документации. Иногда на шайбах указываются числа, соответствующие значениям диаметра центрального отверстия и отношения fк/f0, при этом иностранные фирмы наносят условные обозначения в виде индексов (рис. 3.9).
Рис.4.2 Распыливающая шайба:
1-центральное отверстие; 2-вихревая камера; 3-тангенциальные каналы.
Например: буква X обозначает, что передняя торцевая стенка шайбы изготовлена плоской, буква W— сферической формы; цифра слева — условный номер сверла для изготовления центрального отверстия, цифра справа — отношение fк/f0 , увеличенное в 10 раз.
Нерегулируемые механические центробежные форсунки других типов мало отличаются от рассмотренной. Их отличие проявляется в основном в конструкциях распределителей и способах закрепления распыливающих шайб; отдельные конструкции имеют подвод пара для продувки распылителя.
Рис.4.3 Механическая центробежная форсунка с регулируемым сливом. | ||
Регулирование действия таких форсунок осуществляют посредством, изменения давления подаваемого топлива или смены распылителей. Механические центробежные форсунки обеспечивают при температуре подогрева мазута 90—110° С хорошее распыливание, если давление топлива перед ними составляет 1,6 —I 2,0 МПа. В отдельных установка в зависимости от нагрузок давлени топлива достигает 4 МПа. При давлении ниже 0,8 МПа качество распыливания резко ухудшается, а эта значит, что снижение подачи посредством уменьшения давления топлива ограничено.
Изменение подачи заменой распылителей создает существенные неудобства в процессе, эксплуатации. В больших котлах при использовании механических нерегулируемых центробежных форсунок диапазон регулирования расширяют, устанавливая несколько форсунок. В этом случае можно применять различные режимы работы, отключая одну или несколько форсунок.
Существенно расширяют диапазон регулирования форсунки с регули- руемым сливом, у которых расход топлива может изменяться от 100 до 20% при неизменном начальном да лении топлива в магистрали. Слив может осуществляться из вихревой камеры распыливающей шайбы, иногда и из соплового распределителя.
В форсунке со сливом излишков топлива из вихревой камеры распылителя (рис. 3.10) топливо от топливно-форсуночного насоса по кольцевому каналу вокруг трубы 1 поступает в распределитель (сопло 2), а из него по тангенциальным каналам в распыливающей шайбе в вихревую камеру. Часть топлива из вихревой камеры через центральное отверстие в распределителе попадает через трубу 1 в сливной канал. Подача форсунки регулируется изменнием открытия клапана, расположенного за сливным штуцером. При полностью закрытом клапане форсунка работает как нерегулируемая с максимальной подачей.
Однако такие форсунки более сложны по конструкции, менее удобны в эксплуатации, а из-за большого количества отводимого от них в специальную ёмкость горячего топлива, повышается пожароопасность системы. С целью снижения температуры сливаемого топлива часто применяют установки для его охлаждения, что, естественно, усложняет и удорожает системы. Кроме того, при перекачке излишков топлива увеличивается расход энергии на привод топ- ливо-форсуночного насоса.