Тема: Электрические машины переменного тока: общие сведения. Получение вращающееся магнитное поле

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В электрических машинах осуществляется взаимное преобразование механической и электрической энергии. Так, для выработки электрической энергии на электро­станциях применяются генераторы — электрические машины, преобразующие механическую энергию в электрическую. Машины, преобразующие электрическую энергию в механическую, называются электродвига­телями.

Одна и та же электрическая машина может работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Это свойство электрических машин называют обрати­мостью. Принцип обратимости электрических машин был впервые установлен русским ученым Э. X. Ленцем.

Использование электрических машин в качестве гене­раторов и двигателей является их главным назначением. Применение электрических машин в различных отраслях техники может иметь и другие цели. Так, для преобразова­ния тока промышленной частоты в ток более высокой ча­стоты используются электромашинные преобразователи, для усиления мощности электрических сигналов — электромашинные усилители, для регулирования напря­жения переменного тока — индукционные регуляторы, для повышения коэффициента мощности потребителей — син­хронные компенсаторы. Очень разнообразно применение электрических машин в устройствах автоматики и вычис­лительной техники. Здесь электрические машины исполь­зуются не только в качестве двигателей, но и в качестве тахогенераторов (для преобразования частоты вращения в электрический сигнал), сельсинов, вращающихся транс­форматоров (для получения электрических сигналов, про­порциональных углу поворота вала) и т. д.

Различают электрические машины постоянного тока и машины переменного тока.

Машины переменного тока делят на асинхронные и синхронные. Асинхронные машины используются (главным образом в качестве двигателей, синхронные — в качестве генераторов и двигателей. Синхронные двигате­ли применяются в тех случаях, когда необходима постоян­ная частота вращения. Асинхронные двигатели используются для привода машин и механизмов, не требующих строго постоянной частоты вращения.

В бытовых электроустановках (холодильниках, сти­ральных машинах и др.) обычно применяются однофазные асинхронные двигатели. В промышленности наиболее ши­роко используются трехфазные асинхронные двигатели, поэтому далее им уделяется особое внимание.

Первый трехфазный асинхронный двигатель был создан русским изобретателем М. О. Доливо-Добровольским. В настоящее время выпускаются различные типы трехфазных асинхронных двигателей мощностью от десят­ков ватт до тысяч киловатт.

В электрических машинах четко выделяется подвижная часть, называемая ротором, и неподвижная — статор. Ротор двигателя, вращаясь, приводит в действие различ­ные механизмы и транспортные средства. Вращение рото ра синхронных и асинхронных двига­телей осуществляется под действием так называемого вращающегося маг­нитного поля, образуемого многофаз­ным переменным током, протекаю­щим в обмотках статора.

ВРАЩАЮЩЕЕСЯ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Изучим условия, при которых образуется вращаю­щееся магнитное поле, на примере трехфазной машины. В трехфазном генераторе (см. рис. 5.7, а) в обмотках статора, соединенных звездой и

сдвинутых под углом 120° по отношению друг к другу, индуцируются ЭДС за счет вращения магнитного поля ротора. Если же этот статор включить в трехфазную сеть, то токи его обмоток образуют вращающееся магнитное поле. Почему?

Токи IА, IВ, Iс обмоток статора создают симметричную систему векторов магнитной индукции Ва, ВB, Вс (рис. 8.2), сдвинутых под углом 120° по отношению друг к другу.

Из рис. 8.2 видно, что в любой момент времени t сумма мгновенных значений магнитных индукций равна нулю, а также сумма векторов ВА + ВB + Вс = 0. Но это справед­ливо для случая, когда обмотки не сдвинуты в простран­стве. Так, в момент времени, когда Вс = 0 (точка t1 на рис. 8.2), мгновенные значения ВА и ВB направлены на­встречу друг другу и равны по модулю. Поэтому, если бы


обмотки статора были расположены без сдвига в простран­стве (рис. 8.3, а), суммарная магнитная индукция была бы равна нулю. Так как обмотки сдвинуты под углом 120° (рис. 8.3, б), то

.


На рис. 8.4 показано построение вектора суммарной магнитной индукции статора для моментов времени t1 (рис. 8.4, а) и t2 (рис. 8.4, б). Вектор со временем поворачивается, не изменяя своей длины. Таким образом, магнитное поле статора трехфазного двигателя — вра­щающееся.

За период магнитное поле делает один полный оборот. Если частота тока 50 Гц, то магнитное поле вращается с частотой п = 60f = 3000 мин-1.

а А б А

Рис. 8.4

С увеличением числа р пар полюсов частота вращения магнитного поля уменьшается в р раз, т. е.

n1=60f/р. (8.1)

Итак, вращающееся магнитное поле статора образует­ся при выполнении двух условий: токи в обмотках должны быть сдвинуты по фазе, а сами обмотки смещены в про­странстве друг по отношению к другу (1).


Направление вращения магнитного поля зависит от по­рядка следования фаз на обмотках двигателя А — В — С или А — С — В (рис. 8.5).

Классификация электрических машин:

♦ по роду тока электрические машины подразделяются на машины постоянного тока и переменного тока.

♦ по количеству подключаемых фаз машины переменного тока делятся на однофазные и многофазные (в основном трехфазные);

♦ по соотношению скорости вращения ротора и магнитного поля мотора машины переменного тока в свою очередь делятся на асинхронные электрические машины и синхронные электрические машины;

♦ по назначению делятся на электрические машины общего назначения и специализированные электрические машины;

♦ по направлению преобразования механической энергии в электрическую и обратно на генераторы и двигатели;

♦ по типу перемещения подвижной части относительно неподвижной на — вращающиеся электрические машины и линейные электрические машины;

♦ по наличию или отсутствию щеточно-коллекторного (щеточно- контактного) узла электрические машины делятся на контактные (коллекторные) электрические машины и бесконтактные электрические машины (бесколлекторные);

♦ по конструктивному исполнению:

а) по способу крепления (на лапах, фланцах, выносных подшипниковых стойках);

б) по способу защиты от окружающей среды (открытые, защищенные, закрытые, взрывобезопасные и т. д.);

в) по способу охлаждения (естественное, принудительное, воздушное, водородное).

Разновидности электрических машин можно представить в виде блок-схемы (рис. 9.1).

Наши рекомендации