Радиально-упорных и упорных подшипников для видов нагружения колец

По ГОСТ 3325-85

Шариковые и роликовые радиальные подшипники
Вид нагруже-ния кольца Поле допуска Посадка
вала отверстия на валу в отверстии
    Местное   h4; js4 h5; js5 f6; g6; h6;js6   H5; JS5 H6; JS6 G7, H7, JS7 H8, H9     L2/h4; L2/js4 L4/h5; L4/js5; L5/h5; L5/js5 L6/f6; L6/g6; L6/h6; L6/js6 L0/f6; L0/g6; L0/h6; L0/js6   H5/12; JS5/12 H6/14; JS6/14; H6/15; JS6/15 G7/16; H7/16; JS7/16; G7/10; H7/10; JS7/10 H8/16; H9/16; H8/10; H9/10
    Циркуляционное   n4; m4; k4; js4 n5; m5; k5; js5 n6; m6; k6; js6   N5; M5; K5 N6; M6; K6 P7; N7; M7; K7   L2/n4; L2/m4; L2/k4; L2/js4 L4/n5; L4/m5; L4/k5; L4/js5 L5/n5; L5/m5; L5/k5; L5/js5 L6/n6; L6/m6; L6/k6; L6/js6 L0/n6; L0/m6; L0/k6; L0/js6     N5/12; M5/12; K5/12 N6/14; M6/14; K6/14; N6/15; M6/15; K6/15 P7/16; N7/16; M7/16; K7/16 P7/10; N7/10; M7/10; K7/10
  Колебательное     Js4; js5; js6       JS4; JS5; JS7       L2/js4; L4/js5; L5/js5 L6/js6; L0/js6     JS4/12; JS5/14; JS5/15 JS7/16; JS7/10  
Примечания: 1. При частотах вращения, превышающих предельные, для местонагруженных колец подшипника следует использовать в посадках поля допусков с основными отклонениями js и JS . 2.Допускается применение в посадках при необходимости полей допусков ограниченного применения j5; j6; J6; j7.
Шариковые и роликовые радиально-упорные подшипники при осевой регулировке
Вид нагружения кольца Условия работы колец подшипника Поле допуска Посадка
вала отверстия на валу в отверстии
    Местное   Регулируемые кольца подшипника   f6; g6; h6   H7   L6/f6; L6/g6; L6/h6 L0/f6; L0/g6; L0/h6     H7/16; H7/10
  Нерегулируемые и регулируемые кольца, не перемещающиеся относительно посадочной поверхности вала     h6; js6   H7; K7; M7   L6/h6; L6/js6 L0/h6; L0/js6   H7/16; K7/16; M7/16; H7/10; K7/10; M7/10
  Цирку-ляцио-нное   Регулировка отсутствует     js6; k6; m6; n6   JS7; K7; M7; N7; P7   L6/js6; L6/k6; L6/m6; L6/n6 L0/js6; L0/k6; L0/m6; L0/n6     JS716; K7/16; M7/16; N7/16; P7/16 JS7/10; K7/10; M7/10; N7/10; P7/10
  Регулируемые кольца подшипника     js6   JS7   L6/js6; L0/js6   JS7/16; JS7/10
Шариковые и роликовые упорные подшипники
Сопряжение Поле допуска вала Посадка
Тугое кольцо на валу js6, (j6) L6/js6, L0/js6, (L6/j6), (L0/j6)
Примечание: В круглых скобках указаны поля допуска и посадки ограниченного применения.
                   

Таблица 64 – Рекомендуемые поля допусков валов и отверстий корпусов под подшипники качения с местонагруженными кольцами

Тип подшип-ников Номинальный диаметр, мм Поле допуска
валов (осей) отверстия в корпусе
неразъемном разъемном
Нагрузка спокойная или с умеренными толчками и вибрацией, перегрузка до 150%
Все типы, кроме штампованных игольчатых До 80   h5, h6 g5, g6 f6*, js6 H6, H7     H6, H7, H8*
Св. 80 до 260     G6, G7
Св. 260 до 500 f6, js6
Нагрузка с ударами и вибрацией, перегрузка до 300%
Все типы, кроме штампова-нных игольчатых и ролико-вых кони-ческих двухрядных До 80     h5, h6 Js6, Js7     Js6, Js7
Св. 80 до 260     H6, H7
Св. 260   g5, g6
Роликовые конические двухрядные До 120 h5, h6   H6, H7   Js6, Js7
Св. 120 g5, g6
Нагрузка любая
Игольчатые штампованные Все размеры k5, k6 **, js5, js6 ** K6, K7 *** Js6, Js7 Js6, Js7 (в стальной стакан)
Примечания. *Поля допусков f6 и H8 применять при частоте вращения не более 60% от предельно допустимой. ** Соединения подшипников с валами k5, k6, js5, js6 осуществляют с помощью селективной сборки. *** Для корпусов из цветного металла.

Таблица 65– Значения коэффициентов k2, k3

dB/d или >D/DK Коэффициент k2 Fa/Fr ctg B     k3
Для вала Для корпуса
свыше до D/d ≤ 1,5 D/d = = 1,5 ÷2,0 D/d > 2÷3 Для всех подшипников свыше до
- 0,4 1,0 1,0 1,0 1,0 - 0,2 1,0
0,4 0,7 1,2 1,4 1,6 1,1 0,2 0,4 1,2
0,7 0,8 1,5 1,7 2,0 1,4 0,4 0,6 1,4
0,8 - 2,0 2,3 3,0 1,8 0,6; 1,0 1,6; 2,0
Примечание – d и D – соответственно диаметры отверстия и наружной поверхности подшипника; dB – диаметр отверстия полого вала; DK – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса.

Таблица 66 – Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочных поверхностях валов

И корпусов

    Диаметр d отверстия внутреннего кольца подшипника, мм   Допускаемые значения PR, кН/м  
    Поля допусков для валов  
  is6, is5 k6, k5 m6, m5 n6, n5
  Св. 16 до 80 Св. 80 до 180 Св. 180 до 360 Св. 360 до 630   До 300 До 600 До 700 До 900 300-1400 600-2000 700-3000 900-3500 1400-1600 2000- 2500 3000–3500 3500-5400 1600-3000 2500-4000 3500-6000 5400-8000
    Диаметр D наружного кольца, мм Поля допусков для корпусов
  К7, К6 М7, М6 N7, N6 Р7  
  Св. 50 до 180 Св. 180 до 360 Св. 360 до 630 Св. 630 до 600   До 800 До 1000 До 1200 До 1600 800-1000 1000-1500 1200-2000 1600-2500 1000-1300 1500-2000 2000-2600 2500-3500 1300-2500 2000-3300 2600-4000 3500-5500
  Примечание – Допускаемые значения РR подсчитаны по средним значениям посадочных натягов.  
                     

Таблица 67 – Допуски и формы посадочных поверхностей, допуски диаметров и угла конуса конических шеек валов под подшипники качения по ГОСТ 3325 – 85

    Номинальный диаметр d или D, мм Допуски формы посадочных поверхностей, мкм, не более
валов отверстий корпусов
Допуск круглости или допуск профиля продольного сечения Допуск непостоянства диаметра в поперечном или продольном сечении Допуск круглости или допуск профиля продольного сечения Допуск непостоянства диаметра в поперечном или продольном сечении
для класса точности подшипника качения
0; 6 5; 4 0; 6 5; 4 0; 6 5; 4 0; 6 5; 4
От 0,6 до 2,5 1,5 0,7 0,4 1,4 0,8 - - - - - -
Св. 2,5 » 3 1,5 0,7 0,4 1,4 0,8 2,5 1,0 0,5 2,0 1,0
» 3 » 6 2,0 0,8 0,5 1,6 1,0 3,0 1,3 0,6 2,6 1,2
» 6 » 10 2,5 1,0 0,5 2,0 1,0 4,0 1,5 0,8 3,0 1,6
» 10 » 18 3,0 1,3 0,6 2,6 1,2 4,5 2,0 1,0 4,0 2,0
» 18 » 30 3,5 1,5 0,8 3,0 1,6 5,0 2,0 1,0 4,0 2,0
» 30 » 50 4,0 2,0 1,0 4,0 2,0 6,0 2,5 1,4 5,0 2,8
» 50 » 80 5,0 2,0 1,0 4,0 2,0 7,5 3,0 1,6 6,0 3,2
» 80 » 120 6,0 2,5 1,2 5,0 2,4 9,0 3,5 2,0 7,0 4,0
» 120 » 180 6,0 3,0 1,5 6,0 3,0 10,0 4,0 2,2 8,0 4,4
» 180 » 250 7,0 3,5 1,7 7,0 3,4 11,5 5,0 2,5 10,0 5,0
» 250 » 315 8,0 4,0 - 8,0 - 13,0 5,3 3,0 10,6 6,0
    Номинальный диаметр d или D, мм Допуски диаметров и угла конуса конических шеек валов под подшипники с коническим отверстием, мкм, не более
допуск диаметра вала допуск угла конуса ATD
для класса точности подшипника качения
До 10 - - - -
Св. 10 до 18 - - - -
» 18 » 30 2,5 1,5
» 30 » 50 2,5 1,5
» 50 » 80 3,0 2,0
» 80 » 120 4,0 2,5
» 120 » 180 5,0 3,0
» 180 » 250 7,0 3,5
» 250 » 315 - 8,0 -
Примечания –1. В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10 мм под подшипники класса точности 2 допуски круглости и профиля продольного сечения разрешается выдерживать до 0,6 мкм (или допуски непостоянства диаметра до 1,2 мкм). 2. Угол конуса с допуском ATD определяется как разность диаметров вала, расположенных на расстоянии, составляющем 0,7 ширины внутреннего кольца монтируемого подшипника. 3. Все отклонения, соответствующие допускам диаметра и угла конуса конических шеек валов под подшипники с коническим отверстием, допускается только в «плюс» от номинального размера. 4. Значения допусков формы посадочных поверхностей для диаметров более 315 мм см. ГОСТ 3325 – 85. Пример назначения допусков формы посадочных поверхностей: подшипник с d=30 мм; D=55 мм класса точности 0. По таблице находим допуск круглости вала не более 0,0035 мм, отверстия – не более 0,0075 мм; допуск профиля продольного сечения вала – не более 0,0035 мм, отверстия – не более 0,0075 мм; допуск непостоянства диаметра вала в поперечном сечении – не более 0,007 мм, отверстия – не более 0,015 мм; допуск непостоянства диаметра вала в продольном сечении – не более 0,007 мм, отверстия – не более 0,015 мм.
                                     

Таблица 68 – Допуски расположения посадочных поверхностей и заплечиков валов и корпусов под подшипники качения, допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников по ГОСТ 3325 – 85

    Номинальный диаметр d или D, мм Допуски торцевого биения, мкм, не более
Заплечики валов Заплечики отверстий корпусов
Класс точности подшипников
От 1 до 3 2,0 1,2 - - - - -
Св. 3 до 6 2,5 1,5 2,5
» 6 » 10 2,5 1,5 2,5
» 10 » 18 3,0 2,0 3,0
» 18 » 30 4,0 2,5 4,0
» 30 » 50 4,0 2,5 4,0
» 50 » 80 5,0 3,0 5,0
» 80 » 120 6,0 4,0 6,0
» 120 » 180 8,0 5,0 8,0
» 180 » 250 10,0 7,0 10,0
» 250 » 315 - - 12,0
Допуски соосности посадочных поверхности и допустимые углы Взаимного перекоса колец подшипника
  Тип подшипника Допуски соосности, мкм, посадочных поверхностей длиной В=10 мм в диаметральном выражении Допустимые углы взаимного перекоса колец подшипника Допустимые углы взаимного перекоса колец от технологических погрешностей обработки
вала øTВpc= BtgΘB корпуса øTKpc=BtgΘK общий ΘT=Θmax/2   вала ΘBT/3 корпуса ΘK=2ΘT/3
Радиальный однорядный шариковый с радиальным зазором:            
нормальным 4,0 8,0 8’ 4’ 1’20’’ 2’40’’
по 7-му ряду 6,0 12,0 12’ 6’ 2’ 4’
» 8-му » 8,0 16,0 16’ 8’ 2’40’’ 5’20’’
Радиально-упорный шариковый однорядный с углом контакта a равным, о:            
3,0 6,0 6’ 3’ 1’ 2’
2,4 4,8 5’ 2’30’’ 50’’ 1’40’’
2,0 4,0 4’ 2’ 40’’ 1’20’’
Упорно-радиальный шариковый с углом контакта a=45-60о   2,0   4,0   4’   2’   40’’   1’20’’
Упорный шариковый с углом контакта a =90о   1,0   2,0   2’   1’   20’’   40’’
Радиальный с цилиндрическими роликами:            
с короткими и длинными без модифицированного контакта 1,0 2,0 2’ 1’ 20’’ 40’’
                               

Окончание таблицы 68

  Тип подшипника Допуски соосности, мкм, посадочных поверхностей длиной В=10 мм в диаметральном выражении Допустимые углы взаимного перекоса колец подшипника Допустимые углы взаимного перекоса колец от технологических погрешностей обработки
вала øTВpc= BtgΘB корпуса øTKpc=BtgΘK общий ΘT=Θmax/2   вала ΘBT/3 корпуса ΘK=2ΘT/3
с модифицированным контактом 3,0 6,0 6’ 3’ 1’ 2’
Конический с роликами:            
без модифицированного контакта 1,0 2,0 2’ 1’ 20’’ 40’’
с небольшим модифицированным контактом 2,0 4,0 4’ 2’ 40’’ 1’20’’
Конический с модифицированным контактом на наружном кольце   4,0   8,0   8’   4’   1’20’’   2’40’’
Упорный с цилиндрическими или коническими роликами   0,5   1,0   1’   30’’   10’’   20’’
Игольчатый роликовый:            
однорядный 0,5 1,0 1’ 30’’ 10’’ 20’’
однорядный с модифициро-ванным контактом   2,0   4,0   4’   2’   40’’   1’20’’
многорядный 0,5 1,0 1’ 30’’ 10’’ 20’’
Шариковый радиальный сферический двухрядный (по ГОСТ 5720 – 75*)   6,0   12,0   4о   6’   2’   4’
Роликовый радиальный однорядный с бочкообраз-ными роликами (основные размеры по ГОСТ 24954 - 81)   6,0   12,0   3о   6’   2’   4’
Роликовый радиальный сферический двухрядный (по ГОСТ 5721 – 75*)   6,0   12,0   2о   6’   2’   4’
Роликовый упорный сфери-ческий (по ГОСТ 9942 - 80)   6,0   12,0   3о   6’   2’   4’
Примечание – 1. Если по условиям работы в узлах вместо применяемых подшипников классов 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов 0 и 6, то технические требования к опорным торцам заплечиков устанавливаются как под посадку подшипников соответственно классов 0 и 6. 2. Для подшипников, фиксированных в осевом направлении методом вальцовки или кернения, а также для подшипников, которые не упираются в торцы заплечиков, биение торцов стандартом не регламентируется. 3. Допуски соосности посадочных поверхностей вала TВpc или отверстия корпуса TKpс даны в диаметральном выражении (относительной общей оси) для длины посадочного места (подшипника) В=10мм. Если длина посадочного места иная (например, В2), то для определения допусков соосности табличные значения следует умножить на В2 /10. 4. В чертежах вала и корпуса вместо допуска соосности разрешается указывать допуск радиального биения относительно баз. 5. Значения допусков торцевого биения для диаметров более 315 мм см. ГОСТ 3325 – 85.

Таблица 69 – Нормальные зазоры Gre для некоторых типов

подшипников качения с цилиндрическими отверстиями (ГОСТ 24810-81)

Нормальный диаметр d, мм Тип подшипников
Радиальный начальный зазор, мкм
min max min max min max min max min max
Cв.2.5 до 6            
Cв. 6 до 10    
Cв. 10 до 14    
Cв. 14 до 18
Cв. 18 до 24
Св. 24 до 30
Cв. 30 до 40
Cв. 40 до 50
Cв. 50 до 65
Cв. 65 до 80
Cв. 80 до 100
Cв.100 до 120
Примечание – Tипы подшипников: 1 – радиальные шариковые однорядные без канавок для вставления шариков; 2 – адиальные шариковые сферические; 3 – радиаль­ные роликовые с короткими цилиндрическими роликами; 4 – радиальные роликовые сферические однорядные; 5 – радиальные роликовые сфери­ческие двухрядные.

Таблица 70 – Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов под подшипники качения по ГОСТ 3325 – 85

Посадочные поверхности Класс точности подшипников Номинальный диаметр, мм
до 80 св. 80 до 500
Шероховатость поверхности Ra по ГОСТ 2789 – 73*, мкм, не более
  Валов 6 и 5 1,25 0,63 0,32 0,16 2,5 1,25 0,63 0,32
Отверстий корпусов 6; 5 и 4 1,25 0,63 0,32 2,5 1,25 0,63
Опорных торцев заплечиков и корпусов 6; 5 и 4 2,5 1,25 0,63 2,5 2,5 0,63
Примечания – 1. Шероховатость посадочных поверхностей валов для подшипников на закрепите-льных или стяжных втулках не должна превышать Ra ≤ 2,5мкм. 2. Допускается принимать шероховатость посадочных поверхностей и опорных тор-цев заплечиков в чугунных корпусах для диаметров до 80мм - Ra ≤20мкм, для диаметров свыше 80мм – Rz ≤20 мкм при установке подшипников качения классов точности 0 и 6 и при условии обеспечении заданного ресурса работы. 3. Допускается принимать шероховатость посадочных поверхностей и опорных тор-цев заплечиков на валах и в корпусах, изготовленных из стали, для диаметров до 80мм - Ra ≤2,5мкм, для диаметров свыше 80мм - Rz ≤20 мкм при установке малонагруженных подшипников класса точности 0. 4. В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10мм под подшипники класса точности 2 до-пускается шероховатость валов Ra ≤0,32мкм. 5. Для подшипников, фиксируемых в осевом направлении методом вальцовки, а также для подшипников, которые не упираются в торцы заплечиков, шероховатость опорных торцов заплечиков валов и отверстий не устанавливается.

Таблица 71 – Допускаемые погрешности измерений δ, в зависимости от величины допуска IT

Номинальные размеры, мм Квалитеты
мкм
IT δ IT δ IT δ IT δ IT δ IT δ IT δ IT δ IT δ
До 3 1,2 0,4 0,8 1,4 1,8
Cв. 3 до 6 1,5 0,6 2,5 1,4 1,6
Cв.6 до 10 1,5 0,6 2,5 1,4
Cв.10 до 18 0,8 1,2 1,6 2,8
Cв.18 до 30 2,5 1,4
Cв.30 до 50 2,5 1,4 2,4
Cв.50 до 80 1,2 1,8 2,8
Cв.80 до 120 1,6
Cв.120 до 180 2,8
Cв.180 до 250 2,8
Cв.250 до 315
Cв.315 до 400
Cв.400 до 500

Окончание таблицы 71

Номинальные размеры, мм Квалитеты
мкм
IT δ IT δ IT δ IT δ IT δ IT δ IT δ
До 3
Cв. 3 до 6
Cв.6 до 10
Cв.10 до 18
Cв.18 до 30
Cв.30 до 50
Cв.50 до 80
Cв.80 до 120
Cв.120 до 180
Cв.180 до 250
Cв.250 до 315
Cв.315 до 400
Cв.400 до 500
                               

Таблица 72 – Предельные погрешности измерения универсальными измерительными средствами

Наши рекомендации