Радиально-упорных и упорных подшипников для видов нагружения колец
По ГОСТ 3325-85
Шариковые и роликовые радиальные подшипники | |||||||||
Вид нагруже-ния кольца | Поле допуска | Посадка | |||||||
вала | отверстия | на валу | в отверстии | ||||||
Местное | h4; js4 h5; js5 f6; g6; h6;js6 | H5; JS5 H6; JS6 G7, H7, JS7 H8, H9 | L2/h4; L2/js4 L4/h5; L4/js5; L5/h5; L5/js5 L6/f6; L6/g6; L6/h6; L6/js6 L0/f6; L0/g6; L0/h6; L0/js6 | H5/12; JS5/12 H6/14; JS6/14; H6/15; JS6/15 G7/16; H7/16; JS7/16; G7/10; H7/10; JS7/10 H8/16; H9/16; H8/10; H9/10 | |||||
Циркуляционное | n4; m4; k4; js4 n5; m5; k5; js5 n6; m6; k6; js6 | N5; M5; K5 N6; M6; K6 P7; N7; M7; K7 | L2/n4; L2/m4; L2/k4; L2/js4 L4/n5; L4/m5; L4/k5; L4/js5 L5/n5; L5/m5; L5/k5; L5/js5 L6/n6; L6/m6; L6/k6; L6/js6 L0/n6; L0/m6; L0/k6; L0/js6 | N5/12; M5/12; K5/12 N6/14; M6/14; K6/14; N6/15; M6/15; K6/15 P7/16; N7/16; M7/16; K7/16 P7/10; N7/10; M7/10; K7/10 | |||||
Колебательное | Js4; js5; js6 | JS4; JS5; JS7 | L2/js4; L4/js5; L5/js5 L6/js6; L0/js6 | JS4/12; JS5/14; JS5/15 JS7/16; JS7/10 | |||||
Примечания: 1. При частотах вращения, превышающих предельные, для местонагруженных колец подшипника следует использовать в посадках поля допусков с основными отклонениями js и JS . 2.Допускается применение в посадках при необходимости полей допусков ограниченного применения j5; j6; J6; j7. | |||||||||
Шариковые и роликовые радиально-упорные подшипники при осевой регулировке | |||||||||
Вид нагружения кольца | Условия работы колец подшипника | Поле допуска | Посадка | ||||||
вала | отверстия | на валу | в отверстии | ||||||
Местное | Регулируемые кольца подшипника | f6; g6; h6 | H7 | L6/f6; L6/g6; L6/h6 L0/f6; L0/g6; L0/h6 | H7/16; H7/10 | ||||
Нерегулируемые и регулируемые кольца, не перемещающиеся относительно посадочной поверхности вала | h6; js6 | H7; K7; M7 | L6/h6; L6/js6 L0/h6; L0/js6 | H7/16; K7/16; M7/16; H7/10; K7/10; M7/10 | |||||
Цирку-ляцио-нное | Регулировка отсутствует | js6; k6; m6; n6 | JS7; K7; M7; N7; P7 | L6/js6; L6/k6; L6/m6; L6/n6 L0/js6; L0/k6; L0/m6; L0/n6 | JS716; K7/16; M7/16; N7/16; P7/16 JS7/10; K7/10; M7/10; N7/10; P7/10 | ||||
Регулируемые кольца подшипника | js6 | JS7 | L6/js6; L0/js6 | JS7/16; JS7/10 | |||||
Шариковые и роликовые упорные подшипники | |||||||||
Сопряжение | Поле допуска вала | Посадка | |||||||
Тугое кольцо на валу | js6, (j6) | L6/js6, L0/js6, (L6/j6), (L0/j6) | |||||||
Примечание: В круглых скобках указаны поля допуска и посадки ограниченного применения. | |||||||||
Таблица 64 – Рекомендуемые поля допусков валов и отверстий корпусов под подшипники качения с местонагруженными кольцами
Тип подшип-ников | Номинальный диаметр, мм | Поле допуска | ||
валов (осей) | отверстия в корпусе | |||
неразъемном | разъемном | |||
Нагрузка спокойная или с умеренными толчками и вибрацией, перегрузка до 150% | ||||
Все типы, кроме штампованных игольчатых | До 80 | h5, h6 g5, g6 f6*, js6 | H6, H7 | H6, H7, H8* |
Св. 80 до 260 | G6, G7 | |||
Св. 260 до 500 | f6, js6 | |||
Нагрузка с ударами и вибрацией, перегрузка до 300% | ||||
Все типы, кроме штампова-нных игольчатых и ролико-вых кони-ческих двухрядных | До 80 | h5, h6 | Js6, Js7 | Js6, Js7 |
Св. 80 до 260 | H6, H7 | |||
Св. 260 | g5, g6 | |||
Роликовые конические двухрядные | До 120 | h5, h6 | H6, H7 | Js6, Js7 |
Св. 120 | g5, g6 | |||
Нагрузка любая | ||||
Игольчатые штампованные | Все размеры | k5, k6 **, js5, js6 ** | K6, K7 *** Js6, Js7 | Js6, Js7 (в стальной стакан) |
Примечания. *Поля допусков f6 и H8 применять при частоте вращения не более 60% от предельно допустимой. ** Соединения подшипников с валами k5, k6, js5, js6 осуществляют с помощью селективной сборки. *** Для корпусов из цветного металла. |
Таблица 65– Значения коэффициентов k2, k3
dB/d или >D/DK | Коэффициент k2 | Fa/Fr ctg B | k3 | |||||
Для вала | Для корпуса | |||||||
свыше | до | D/d ≤ 1,5 | D/d = = 1,5 ÷2,0 | D/d > 2÷3 | Для всех подшипников | свыше | до | |
- | 0,4 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | - | 0,2 | 1,0 |
0,4 | 0,7 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,1 | 0,2 | 0,4 | 1,2 |
0,7 | 0,8 | 1,5 | 1,7 | 2,0 | 1,4 | 0,4 | 0,6 | 1,4 |
0,8 | - | 2,0 | 2,3 | 3,0 | 1,8 | 0,6; 1,0 | 1,6; 2,0 | |
Примечание – d и D – соответственно диаметры отверстия и наружной поверхности подшипника; dB – диаметр отверстия полого вала; DK – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса. |
Таблица 66 – Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочных поверхностях валов
И корпусов
Диаметр d отверстия внутреннего кольца подшипника, мм | Допускаемые значения PR, кН/м | |||||||||
Поля допусков для валов | ||||||||||
is6, is5 | k6, k5 | m6, m5 | n6, n5 | |||||||
Св. 16 до 80 Св. 80 до 180 Св. 180 до 360 Св. 360 до 630 | До 300 До 600 До 700 До 900 | 300-1400 600-2000 700-3000 900-3500 | 1400-1600 2000- 2500 3000–3500 3500-5400 | 1600-3000 2500-4000 3500-6000 5400-8000 | ||||||
Диаметр D наружного кольца, мм | Поля допусков для корпусов | |||||||||
К7, К6 | М7, М6 | N7, N6 | Р7 | |||||||
Св. 50 до 180 Св. 180 до 360 Св. 360 до 630 Св. 630 до 600 | До 800 До 1000 До 1200 До 1600 | 800-1000 1000-1500 1200-2000 1600-2500 | 1000-1300 1500-2000 2000-2600 2500-3500 | 1300-2500 2000-3300 2600-4000 3500-5500 | ||||||
Примечание – Допускаемые значения РR подсчитаны по средним значениям посадочных натягов. | ||||||||||
Таблица 67 – Допуски и формы посадочных поверхностей, допуски диаметров и угла конуса конических шеек валов под подшипники качения по ГОСТ 3325 – 85
Номинальный диаметр d или D, мм | Допуски формы посадочных поверхностей, мкм, не более | |||||||||||||||||
валов | отверстий корпусов | |||||||||||||||||
Допуск круглости или допуск профиля продольного сечения | Допуск непостоянства диаметра в поперечном или продольном сечении | Допуск круглости или допуск профиля продольного сечения | Допуск непостоянства диаметра в поперечном или продольном сечении | |||||||||||||||
для класса точности подшипника качения | ||||||||||||||||||
0; 6 | 5; 4 | 0; 6 | 5; 4 | 0; 6 | 5; 4 | 0; 6 | 5; 4 | |||||||||||
От 0,6 до 2,5 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 1,4 | 0,8 | - | - | - | - | - | - | |||||||
Св. 2,5 » 3 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 1,4 | 0,8 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 2,0 | 1,0 | ||||||||
» 3 » 6 | 2,0 | 0,8 | 0,5 | 1,6 | 1,0 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 2,6 | 1,2 | ||||||||
» 6 » 10 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 2,0 | 1,0 | 4,0 | 1,5 | 0,8 | 3,0 | 1,6 | ||||||||
» 10 » 18 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 2,6 | 1,2 | 4,5 | 2,0 | 1,0 | 4,0 | 2,0 | ||||||||
» 18 » 30 | 3,5 | 1,5 | 0,8 | 3,0 | 1,6 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 4,0 | 2,0 | ||||||||
» 30 » 50 | 4,0 | 2,0 | 1,0 | 4,0 | 2,0 | 6,0 | 2,5 | 1,4 | 5,0 | 2,8 | ||||||||
» 50 » 80 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 4,0 | 2,0 | 7,5 | 3,0 | 1,6 | 6,0 | 3,2 | ||||||||
» 80 » 120 | 6,0 | 2,5 | 1,2 | 5,0 | 2,4 | 9,0 | 3,5 | 2,0 | 7,0 | 4,0 | ||||||||
» 120 » 180 | 6,0 | 3,0 | 1,5 | 6,0 | 3,0 | 10,0 | 4,0 | 2,2 | 8,0 | 4,4 | ||||||||
» 180 » 250 | 7,0 | 3,5 | 1,7 | 7,0 | 3,4 | 11,5 | 5,0 | 2,5 | 10,0 | 5,0 | ||||||||
» 250 » 315 | 8,0 | 4,0 | - | 8,0 | - | 13,0 | 5,3 | 3,0 | 10,6 | 6,0 | ||||||||
Номинальный диаметр d или D, мм | Допуски диаметров и угла конуса конических шеек валов под подшипники с коническим отверстием, мкм, не более | |||||||||||||||||
допуск диаметра вала | допуск угла конуса ATD | |||||||||||||||||
для класса точности подшипника качения | ||||||||||||||||||
До 10 | - | - | - | - | ||||||||||||||
Св. 10 до 18 | - | - | - | - | ||||||||||||||
» 18 » 30 | 2,5 | 1,5 | ||||||||||||||||
» 30 » 50 | 2,5 | 1,5 | ||||||||||||||||
» 50 » 80 | 3,0 | 2,0 | ||||||||||||||||
» 80 » 120 | 4,0 | 2,5 | ||||||||||||||||
» 120 » 180 | 5,0 | 3,0 | ||||||||||||||||
» 180 » 250 | 7,0 | 3,5 | ||||||||||||||||
» 250 » 315 | - | 8,0 | - | |||||||||||||||
Примечания –1. В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10 мм под подшипники класса точности 2 допуски круглости и профиля продольного сечения разрешается выдерживать до 0,6 мкм (или допуски непостоянства диаметра до 1,2 мкм). 2. Угол конуса с допуском ATD определяется как разность диаметров вала, расположенных на расстоянии, составляющем 0,7 ширины внутреннего кольца монтируемого подшипника. 3. Все отклонения, соответствующие допускам диаметра и угла конуса конических шеек валов под подшипники с коническим отверстием, допускается только в «плюс» от номинального размера. 4. Значения допусков формы посадочных поверхностей для диаметров более 315 мм см. ГОСТ 3325 – 85. Пример назначения допусков формы посадочных поверхностей: подшипник с d=30 мм; D=55 мм класса точности 0. По таблице находим допуск круглости вала не более 0,0035 мм, отверстия – не более 0,0075 мм; допуск профиля продольного сечения вала – не более 0,0035 мм, отверстия – не более 0,0075 мм; допуск непостоянства диаметра вала в поперечном сечении – не более 0,007 мм, отверстия – не более 0,015 мм; допуск непостоянства диаметра вала в продольном сечении – не более 0,007 мм, отверстия – не более 0,015 мм. | ||||||||||||||||||
Таблица 68 – Допуски расположения посадочных поверхностей и заплечиков валов и корпусов под подшипники качения, допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников по ГОСТ 3325 – 85
Номинальный диаметр d или D, мм | Допуски торцевого биения, мкм, не более | ||||||||||||||
Заплечики валов | Заплечики отверстий корпусов | ||||||||||||||
Класс точности подшипников | |||||||||||||||
От 1 до 3 | 2,0 | 1,2 | - | - | - | - | - | ||||||||
Св. 3 до 6 | 2,5 | 1,5 | 2,5 | ||||||||||||
» 6 » 10 | 2,5 | 1,5 | 2,5 | ||||||||||||
» 10 » 18 | 3,0 | 2,0 | 3,0 | ||||||||||||
» 18 » 30 | 4,0 | 2,5 | 4,0 | ||||||||||||
» 30 » 50 | 4,0 | 2,5 | 4,0 | ||||||||||||
» 50 » 80 | 5,0 | 3,0 | 5,0 | ||||||||||||
» 80 » 120 | 6,0 | 4,0 | 6,0 | ||||||||||||
» 120 » 180 | 8,0 | 5,0 | 8,0 | ||||||||||||
» 180 » 250 | 10,0 | 7,0 | 10,0 | ||||||||||||
» 250 » 315 | - | - | 12,0 | ||||||||||||
Допуски соосности посадочных поверхности и допустимые углы Взаимного перекоса колец подшипника | |||||||||||||||
Тип подшипника | Допуски соосности, мкм, посадочных поверхностей длиной В=10 мм в диаметральном выражении | Допустимые углы взаимного перекоса колец подшипника | Допустимые углы взаимного перекоса колец от технологических погрешностей обработки | ||||||||||||
вала øTВpc= BtgΘB | корпуса øTKpc=BtgΘK | общий ΘT=Θmax/2 | вала ΘB=ΘT/3 | корпуса ΘK=2ΘT/3 | |||||||||||
Радиальный однорядный шариковый с радиальным зазором: | |||||||||||||||
нормальным | 4,0 | 8,0 | 8’ | 4’ | 1’20’’ | 2’40’’ | |||||||||
по 7-му ряду | 6,0 | 12,0 | 12’ | 6’ | 2’ | 4’ | |||||||||
» 8-му » | 8,0 | 16,0 | 16’ | 8’ | 2’40’’ | 5’20’’ | |||||||||
Радиально-упорный шариковый однорядный с углом контакта a равным, о: | |||||||||||||||
3,0 | 6,0 | 6’ | 3’ | 1’ | 2’ | ||||||||||
2,4 | 4,8 | 5’ | 2’30’’ | 50’’ | 1’40’’ | ||||||||||
2,0 | 4,0 | 4’ | 2’ | 40’’ | 1’20’’ | ||||||||||
Упорно-радиальный шариковый с углом контакта a=45-60о | 2,0 | 4,0 | 4’ | 2’ | 40’’ | 1’20’’ | |||||||||
Упорный шариковый с углом контакта a =90о | 1,0 | 2,0 | 2’ | 1’ | 20’’ | 40’’ | |||||||||
Радиальный с цилиндрическими роликами: | |||||||||||||||
с короткими и длинными без модифицированного контакта | 1,0 | 2,0 | 2’ | 1’ | 20’’ | 40’’ | |||||||||
Окончание таблицы 68
Тип подшипника | Допуски соосности, мкм, посадочных поверхностей длиной В=10 мм в диаметральном выражении | Допустимые углы взаимного перекоса колец подшипника | Допустимые углы взаимного перекоса колец от технологических погрешностей обработки | |||
вала øTВpc= BtgΘB | корпуса øTKpc=BtgΘK | общий ΘT=Θmax/2 | вала ΘB=ΘT/3 | корпуса ΘK=2ΘT/3 | ||
с модифицированным контактом | 3,0 | 6,0 | 6’ | 3’ | 1’ | 2’ |
Конический с роликами: | ||||||
без модифицированного контакта | 1,0 | 2,0 | 2’ | 1’ | 20’’ | 40’’ |
с небольшим модифицированным контактом | 2,0 | 4,0 | 4’ | 2’ | 40’’ | 1’20’’ |
Конический с модифицированным контактом на наружном кольце | 4,0 | 8,0 | 8’ | 4’ | 1’20’’ | 2’40’’ |
Упорный с цилиндрическими или коническими роликами | 0,5 | 1,0 | 1’ | 30’’ | 10’’ | 20’’ |
Игольчатый роликовый: | ||||||
однорядный | 0,5 | 1,0 | 1’ | 30’’ | 10’’ | 20’’ |
однорядный с модифициро-ванным контактом | 2,0 | 4,0 | 4’ | 2’ | 40’’ | 1’20’’ |
многорядный | 0,5 | 1,0 | 1’ | 30’’ | 10’’ | 20’’ |
Шариковый радиальный сферический двухрядный (по ГОСТ 5720 – 75*) | 6,0 | 12,0 | 4о | 6’ | 2’ | 4’ |
Роликовый радиальный однорядный с бочкообраз-ными роликами (основные размеры по ГОСТ 24954 - 81) | 6,0 | 12,0 | 3о | 6’ | 2’ | 4’ |
Роликовый радиальный сферический двухрядный (по ГОСТ 5721 – 75*) | 6,0 | 12,0 | 2о | 6’ | 2’ | 4’ |
Роликовый упорный сфери-ческий (по ГОСТ 9942 - 80) | 6,0 | 12,0 | 3о | 6’ | 2’ | 4’ |
Примечание – 1. Если по условиям работы в узлах вместо применяемых подшипников классов 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов 0 и 6, то технические требования к опорным торцам заплечиков устанавливаются как под посадку подшипников соответственно классов 0 и 6. 2. Для подшипников, фиксированных в осевом направлении методом вальцовки или кернения, а также для подшипников, которые не упираются в торцы заплечиков, биение торцов стандартом не регламентируется. 3. Допуски соосности посадочных поверхностей вала TВpc или отверстия корпуса TKpс даны в диаметральном выражении (относительной общей оси) для длины посадочного места (подшипника) В=10мм. Если длина посадочного места иная (например, В2), то для определения допусков соосности табличные значения следует умножить на В2 /10. 4. В чертежах вала и корпуса вместо допуска соосности разрешается указывать допуск радиального биения относительно баз. 5. Значения допусков торцевого биения для диаметров более 315 мм см. ГОСТ 3325 – 85. |
Таблица 69 – Нормальные зазоры Gre для некоторых типов
подшипников качения с цилиндрическими отверстиями (ГОСТ 24810-81)
Нормальный диаметр d, мм | Тип подшипников | |||||||||
Радиальный начальный зазор, мкм | ||||||||||
min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | |
Cв.2.5 до 6 | ||||||||||
Cв. 6 до 10 | ||||||||||
Cв. 10 до 14 | ||||||||||
Cв. 14 до 18 | ||||||||||
Cв. 18 до 24 | ||||||||||
Св. 24 до 30 | ||||||||||
Cв. 30 до 40 | ||||||||||
Cв. 40 до 50 | ||||||||||
Cв. 50 до 65 | ||||||||||
Cв. 65 до 80 | ||||||||||
Cв. 80 до 100 | ||||||||||
Cв.100 до 120 | ||||||||||
Примечание – Tипы подшипников: 1 – радиальные шариковые однорядные без канавок для вставления шариков; 2 – адиальные шариковые сферические; 3 – радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами; 4 – радиальные роликовые сферические однорядные; 5 – радиальные роликовые сферические двухрядные. |
Таблица 70 – Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов под подшипники качения по ГОСТ 3325 – 85
Посадочные поверхности | Класс точности подшипников | Номинальный диаметр, мм | |
до 80 | св. 80 до 500 | ||
Шероховатость поверхности Ra по ГОСТ 2789 – 73*, мкм, не более | |||
Валов | 6 и 5 | 1,25 0,63 0,32 0,16 | 2,5 1,25 0,63 0,32 |
Отверстий корпусов | 6; 5 и 4 | 1,25 0,63 0,32 | 2,5 1,25 0,63 |
Опорных торцев заплечиков и корпусов | 6; 5 и 4 | 2,5 1,25 0,63 | 2,5 2,5 0,63 |
Примечания – 1. Шероховатость посадочных поверхностей валов для подшипников на закрепите-льных или стяжных втулках не должна превышать Ra ≤ 2,5мкм. 2. Допускается принимать шероховатость посадочных поверхностей и опорных тор-цев заплечиков в чугунных корпусах для диаметров до 80мм - Ra ≤20мкм, для диаметров свыше 80мм – Rz ≤20 мкм при установке подшипников качения классов точности 0 и 6 и при условии обеспечении заданного ресурса работы. 3. Допускается принимать шероховатость посадочных поверхностей и опорных тор-цев заплечиков на валах и в корпусах, изготовленных из стали, для диаметров до 80мм - Ra ≤2,5мкм, для диаметров свыше 80мм - Rz ≤20 мкм при установке малонагруженных подшипников класса точности 0. 4. В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10мм под подшипники класса точности 2 до-пускается шероховатость валов Ra ≤0,32мкм. 5. Для подшипников, фиксируемых в осевом направлении методом вальцовки, а также для подшипников, которые не упираются в торцы заплечиков, шероховатость опорных торцов заплечиков валов и отверстий не устанавливается. |
Таблица 71 – Допускаемые погрешности измерений δ, в зависимости от величины допуска IT
Номинальные размеры, мм | Квалитеты | |||||||||||||||||
мкм | ||||||||||||||||||
IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | |
До 3 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | 1,4 | 1,8 | |||||||||||||
Cв. 3 до 6 | 1,5 | 0,6 | 2,5 | 1,4 | 1,6 | |||||||||||||
Cв.6 до 10 | 1,5 | 0,6 | 2,5 | 1,4 | ||||||||||||||
Cв.10 до 18 | 0,8 | 1,2 | 1,6 | 2,8 | ||||||||||||||
Cв.18 до 30 | 2,5 | 1,4 | ||||||||||||||||
Cв.30 до 50 | 2,5 | 1,4 | 2,4 | |||||||||||||||
Cв.50 до 80 | 1,2 | 1,8 | 2,8 | |||||||||||||||
Cв.80 до 120 | 1,6 | |||||||||||||||||
Cв.120 до 180 | 2,8 | |||||||||||||||||
Cв.180 до 250 | 2,8 | |||||||||||||||||
Cв.250 до 315 | ||||||||||||||||||
Cв.315 до 400 | ||||||||||||||||||
Cв.400 до 500 |
Окончание таблицы 71
Номинальные размеры, мм | Квалитеты | ||||||||||||||
мкм | |||||||||||||||
IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | IT | δ | ||
До 3 | |||||||||||||||
Cв. 3 до 6 | |||||||||||||||
Cв.6 до 10 | |||||||||||||||
Cв.10 до 18 | |||||||||||||||
Cв.18 до 30 | |||||||||||||||
Cв.30 до 50 | |||||||||||||||
Cв.50 до 80 | |||||||||||||||
Cв.80 до 120 | |||||||||||||||
Cв.120 до 180 | |||||||||||||||
Cв.180 до 250 | |||||||||||||||
Cв.250 до 315 | |||||||||||||||
Cв.315 до 400 | |||||||||||||||
Cв.400 до 500 | |||||||||||||||
Таблица 72 – Предельные погрешности измерения универсальными измерительными средствами