Спринклерные системы (Функция обнаружения пожара). Sprinkler System (Fire detection function)
Автоматическая спринклерная система пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара устанавливается на судне так, чтобы защищать жилые помещения, камбузы и иные служебные помещения, за исключением помещений, которые не представляют значительной пожароопасности (пустые помещения, санитарные помещения и т.д.).
Спринклерная система состоит из танка с водой для питания системы, насоса и системы трубопроводов. Система обеспечивает постоянное давление воды в трубопроводах. От основного трубопровода имеются ответвления во все защищенные системой помещения, снабженные головками распылителей. Головки распылителей снабжены стеклянными предохранителями, наполненными жидкостью. Эти предохранители рассчитаны на определенную температуру, при достижении которой они лопаются и открывают отверстие для распыления воды в помещение.
Так как трубопроводы находятся под давлением, воды начинает распыляться, образуя парообразную завесу, способную погасить пламя.
Спринклерная система разделена на секции покрытия судна. Каждая секция имеет собственную станцию управления, включающую клапана перекрытия. При срабатывании головки распыления в определенной секции, датчик давления определяет возникший перепад давления и подает сигнал на центральную панель индикации, которая находится на Мостике.
Типовая панель индикации обеспечивает звуковой и визуальный сигнал (сирена и лампочка индикации). Лампочка указывает, в какой секции судна сработала система и тип сигнализации (перепад давления в системе в результате срабатывания головки распылителя либо перекрытие подачи воды в секцию изолирующим клапаном системы).
Головка распылителя
Стеклянная колба предохранителя
При полном расходовании пресной воды в танке системы предусматривается автоматическое использование забортной воды.
Как правило, спринклерная система используется как первоначальное автоматическое средство тушения пожара до прибытия судовых пожарных бригад. Использование морской воды в системе нежелательно, и по возможности секцию следует своевременно изолировать, чтобы остановить расход пресной воды. Прибывшие пожарные продолжат борьбу с пожаром иными имеющимися средствами.
В случае использования в системе забортной морской воды, необходимо тщательно промыть всю систему трубопроводов пресной водой. Сработавшие головки распылителей должны быть заменены запасными (необходимый запас которых всегда должен иметься на судне). 4.2 Система обнаружения дыма. Smoke Detection System
Независимо от имеющейся на судне спринклерной системы, жилые и служебные помещения судна оборудованы электронной системой обнаружения пожара и сигнализации, основанной на контроле за атмосферой помещений. Система состоит из автоматических датчиков (детекторов), кнопок аварийной пожарной сигнализации, приводимых в действие вручную, панелей индикации на Мостике и в машинном отделении (ЦПУ), звонков пожарной сигнализации.
Датчики установлены во всех помещениях, имеющих риск возникновения пожара, а также в коридорах, траповых выгородках и путях эвакуации в пределах надстройки судна.
Существуют четыре основных вида пожарных детекторов:
Оптические детекторы (дымовые датчики)– срабатывают при пожаре в помещении с образованием дыма или газообразных продуктов горения, содержащих for detection of combustion gases mainly transmitting small particles.
Принцип действия: Измерение отраженного инфра-красного света в измерительной камере датчика.
Ионические дымовые детекторы(Ion chamber smoke detector) - для определения газов и дыма содержащих мелкие видимые частицы).
Принцип действия: использование ионизационной камеры с низким радиоактивным источником.
Тепловые датчики– для использования в сухих помещениях. Срабатывают при достижении температуры фиксированных пределов. Применяются для защиты помещений, в которых возможно частое ложное срабатывание дымовых детекторов (машинное отделение, инсинераторное помещение, сварочные мастерские и т.д.).
Принцип действия: измерение температуры воздуха в измерительной камере датчика.
Инфракрасные датчики пламени (infra-red flame detector) - срабатывают на инфра-красное излучение, исходящее от пламени.
Принцип действия: использование оптического фильтра, пропускающего инфра-красное излучение от пламени.
Ручные пожарные извещатели (Manually-Operated Call Points - M.C.P), небольшие квадратные коробки, содержащие закрытую пластиковой или стеклянной пластиной (крышкой) кнопку сигнализации. Располагаются в хорошо видимых и доступных местах вблизи входов в помещения, концах коридоров и т.п. Расстояние между пожарными извещателями на пассажирских судах в коридорах составляет не более 20 метров. Позиции извещателей обозначаются стандартными знаками, изготовленными на люминесцентном материале.
При нажатии кнопки извещателя не следует ждать немедленного срабатывания звонков пожарной сигнализации. Сигнал с извещателя поступает на контрольные панели индикации, имеющиеся на Мостике и в машинном отделении.
Вахтенный офицер должен принять и подтвердить сигнал, убедиться в том, что срабатывание датчика не является ложным (послать вахтенного матроса к месту срабатывания датчика) и объявить тревогу.
В случае если сигнал не будет подтвержден вахтенным офицером на Мостике, спустя определенное время сработает автоматическая система и зазвенит звонок пожарной сигнализации.
Все элементы системы, включая детекторы, пожарные извещатели, контрольные панели и средства сигнализации должны периодически проверяться на судне квалифицированным персоналом согласно разработанных и утвержденных графиков проверок противопожарного оборудования и имущества. Электрические звонки пожарной сигнализации производят сигнал – непрерывный звонок, который не является общепринятым сигналом общесудовой тревоги. Такой звонок дает предварительную информацию экипажу о возможном возникновении пожара. Все члены экипажа, имеющие обязанности по борьбе с пожаром согласно Расписанию по Тревогам, должны прибыть к местам аварийного сбора и начать подготовку к действиям.
Вахтенный помощник на Мостике, при получении подтверждения о факте возникновения пожара на судне обязан подать сигнал общесудовой тревоги (семь или более коротких и один длинный звонок громкого боя), который предусмотрен на случай любой аварийной ситуации на судне, в том числе и пожара.
В случае ложного срабатывания пожарной сигнализации, с Мостика делается оповещение экипажа по судовой трансляции.