Введение. F, Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для средних Г
В. с. соколов
Газотурбинные
установки
F, Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для средних Г профессионально-технических училищ
МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1986
ББК 31.373
С59 УДК 621.438
Рецензенты: д-р техн. наук Л. П. Сафонов (Научно-производственное объединение «Центральный котельный теплотехнический институт им. И. И. Ползунова»); канд. техн. наук А. Г. Левачев , (Московский энергетический институт)
Соколов В. С.
С59 Газотурбинные установки: Учеб. пособие для сред. ПТУ. — М.: Высш. шк., 1986. — 151 с: ил.
В книге приведены основы энергетической газотурбинной техники и энерготехнологии, описаны принципы действия в конструкции газовых турбин, компрессоров, камер сгорания в вспомогательного оборудования газотурбинных установок. Подробно рассмотрены обслуживание и эксплуатация газотурбинных установок при нормальных режимах работы, а также при возникновении неполадок и аварийных ситуаций.
2303030000—463
С ------------36—86
052(01)—86
ББК 31.373 6П2.23
Предисловие
В настоящее время в энергетике, а также других отраслях народного хозяйства наряду с паротурбинными установками и двигателями внутреннего сгорания все шире используются газотурбинные установки (ГТУ). Совершенствование конструкций ГТУ, повышение их эксплуатационных параметров и надежности являются важнейшими задачами, которые предстоит решить на пути интенсификации научно-технического прогресса в нашей стране.
В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года говорится о необходимости эффективного развития топливно-энергетического комплекса и реализации Энергетической программы СССР. При этом намечается увеличить добычу газа в 1,6—1,8 раза.
Увеличение добычи газа приведет к новому расширению сети магистральных газопроводов, возрастет потребность в газоперекачивающих агрегатах, одним из основных приводов которых являются ГТУ.
Решение проблемы удовлетворения потребностей народного хозяйства в энергии предъявляет высокие требования к подготовке обслуживающего персонала для энергетических объектов, в том числе и для таких, на которых применяются ГТУ.
Надежная и экономичная работа ГТУ прежде всего зависит от дисциплинированности и грамотности обслуживающего персонала. Машинист газотурбинной установки должен не только знать принцип ее действия и правила технической эксплуатации (ПТЭ), но и понимать сущность протекающих в отдельных элементах физических процессов, ясно представлять, к каким изменениям режима работы приведут отклонения тех или иных физических, параметров.
• Назначение настоящей книги — помочь рабочим овладеть необходимым комплексом знаний.
Автор
Издательство «Высшая школа», 1986
Введение
Принцип действия ГТУ был известен уже в XVIII в., а первый газотурбинный двигатель был построен в России инженером П. Д. Кузьминским в 1897—1900 гг. и тогда же прошел предварительные испытания. Полезная мощность от ГТУ была впервые получена в 1906 г.на установке французских инженеров Арменго и'Лемаля.
На первых этапах развития. ГТУ в них для сжигания топлива применяли два типа камер сгорания. В камеру сгорания первого типа топливо и окислитель (воздух) подавались непрерывно, их горение также поддерживалось непрерывно, а давление не изменялось. В камеру сгорания, второго типа топливо и окислитель (воздух) подавались порциями. Смесь поджигалась и сгорала в замкнутом объеме, а затем продукты сгорания поступали в турбину. В такой камере сгорания температура и давление не постоянны: они резко увеличиваются в момент сгорания топлива.
Со временем выявились несомненные преимущества камер сгорания первого типа. Поэтому в современных ГТУ топливо в большинстве случаев сжигают при постоянном давлении в камере сгорания.
Первые ГТУ имели -низкий кпд, так как газовые турбины и компрессоры были несовершенны. По мере совершенствования этих -агрегатов увеличивался кпд газотурбинных установок и "они становились конкурентоспособными по отношению к другим видам тепловых двигателей.
В настоящее время газотурбинные установки являются основным видом двигателей, используемых в авиации, что обусловлено простотой их конструкции, способностью быстро набирать нагрузку, большой мощностью при малой массе, возможностью полной автоматизации управления. Самолет с газотурбинным двигателем впервые совершил полет в 1941 г.
В энергетике ГТУ работают в основном в то время, когда резко увеличивается потребление электроэнергии, т. е. во время пиков нагрузки. Хотя кпд ГТУ ниже кпд паротурбинных установок (при мощности 20—100 МВт кпд ГТУ достигает 20—30%), использование их в пиковом режиме оказывается выгодным, так как пуск занимает гораздо меньше времени.
В некоторых пиковых ГТУ в качестве источников газа для турбины, вращающей электрический генератор, применяют авиационные турбореактивные двигатели, отслужившие свой срок в авиации Значительной экономии следует ожидать от парогазовых установок (ПГУ), в которых совместно работают паротурбинные ■ газотурбинные установки. Они позволяют на несколько процентов сократить расход топлива по сравнению с лучшими паротурбинными установками.
Наряду с паротурбинными установками и двигателями внутреннего сгорания ГТУ применяют в качестве основных двигателей на передвижных электростанциях.
В доменном производстве энергия уходящих газов используется в газовых турбинах, предназначенных для привода воздушных компрессоров, подающих воздух в рабочее пространство домен.
В технологических процессах нефтеперегонных и химических производств горючие отходы используются в качестве топлива для газовых турбин.
Газотурбинные установки находят также широкое применение на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте. Так, на быстроходных судах на подводных крыльях и воздушной подушке ГТУ являются двигателями. На большегрузных автомобилях они могут использоваться в качестве как основного, так и вспомогательного двигателя, предназначенного для подачи воздуха в 'основной двигатель внутреннего сгорания и работающего на его выхлопных газах.
Кроме того, ГТУ служат приводом нагнетателей природного газа на магистральных газопроводах, резервных электрогенераторов пожарных насосов.
Основное Направление, по которому развивается газотурбиностроение, это повышение экономичности ГТУ за счет .увеличения температуры и давления газа перед газовой турбиной. С этой Целью разрабатываются сложные системы охлаждения наиболее напряженных деталей турбин или применяются новые, высокопрочные материалы — жаропрочные на основе никеля, керамика и др.
Газотурбинные установки обычно надежны и просты в эксплуатации при условии строгого соблюдения установленных правил и режимов работы, отступление от которых может вызвать разрушение турбин, поломку компрессоров, взрывы в камерах сгорания и др.