Построение индикаторной диаграммы
Индикаторные показатели рабочего цикла
1.6.1 Теоретическое среднее индикаторное давление
Для бензиновых двигателей определяется по формуле:
1.6.2 Среднее индикаторное давление
где – коэффициент полноты индикаторной диаграммы (принимаем
1.6.3 Индикаторный КПД
где – среднее индикаторное давление, МПа;
– теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива;
– низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг;
– плотность заряда, кг/м3;
– коэффициент наполнения.
1.6.4 Индикаторный удельный расход топлива
Эффективные показатели рабочего цикла
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
14 |
Для бензиновых двигателей с числом цилиндров до шести и отношением S/D<1:
где – средняя скорость поршня, м/с (принимаем ).
1.7.2 Среднее эффективное давление
1.7.3 Механический КПД
1.7.4 Эффективный КПД
1.7.5 Эффективный удельный расход топлива
1.7.6 Часовой расход топлива
Основные параметры цилиндра и двигателя
1.8.1 Рабочий объем двигателя
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
15 |
1.8.3 Диаметр поршня
Принимаем .
1.8.4 Ход поршня
1.8.5 Действительные параметры двигателя
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
16 |
Разница между расчётным значением средней скорости поршня и её принятой величиной составляет 4,9%, что допустимо (4,9% < 5%).
Построение индикаторной диаграммы
1.9.1 Индикаторная диаграмма карбюратора (приложении 1)
На оси абсцисс индикаторной диаграммы от ее начала откладывается отрезок ОА, соответствующий объему камеры сгорания:
где – отрезок, соответствующий рабочему объему цилиндра в выбранном масштабе, мм.
От точки А откладывается отрезок АВ. По дынным теплого расчета на диаграмму наносятся характерные точки r, a, c, z, b. Построение политроп сжатия и расширения осуществляется следующим образом. На отрезке АВ намечают несколько точек (в нашем случае 6). Давления для этих точек определяется из уравнений:
для политропы сжатия:
для политропы расширения:
где – давление и объем в точке X;
– масштаб давления, МПа/мм (принимаем ).
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
17 |
Таблица 1.2
№ точки | ||||||||
36,5 | 3,9 | 6,5 | 20,8 | 0,52 | 5,5 | 2,2 | ||
56,5 | 2,5 | 3,5 | 11,2 | 0,28 | 3,1 | 1,2 | ||
76,5 | 1,9 | 2,4 | 8,0 | 0,20 | 2,2 | 0,9 | ||
96,5 | 1,5 | 1,8 | 5,6 | 0,14 | 1,7 | 0,7 | ||
116,5 | 1,2 | 1,3 | 4,0 | 0,10 | 1,3 | 0,5 | ||
136,5 | 1,0 | 1,0 | 3,2 | 0,08 | 1,0 | 0,4 |
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
18 |
где – площадь индикаторной диаграммы, мм2 ( ).
Разница между значением , найденным по площади индикаторной диаграммы, и её расчётным значением составляет 0,004% < 5%, что допустимо.
Тепловой баланс
1.10.1 Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с
где – низшая теплота сгорания, кДж/кг;
– часовой расход топлива, кг/ч.
Принимаем за 100%.
1.10.2 Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с
составляет 0,26% от .
1.10.3 Теплота, передаваемая охлаждающей среде за 1 с
где – коэффициент пропорциональности (принимаем );
– показатель степени (принимаем );
– число цилиндров;
– диаметр цилиндра, см;
– скорость вращения коленчатого вала, мин –1.
составляет 30,2% от .
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
19 |
где – количество свежей смеси, кмоль;
– количество продуктов сгорания, кмоль;
– средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания при постоянном давлении [принимаем ];
– средняя мольная теплоемкость свежей смеси при постоянном давлении [принимаем
=20,775 ].
составляет 32,66% от .
1.10.5 Теплота, потерянная вследствие химической неполноты сгорания топлива за 1 с
составляет 6,99% от .
1.10.6 Неучтенные потери тепла
Величина неучтенных потерь тепла составляет 3,6% от общего количества тепла , что допустимо (3,6% < 5%).
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
20 |
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
21 |
Кинематические исследования КШМ необходимы для дальнейшего выяснения сил, действующих на детали и элементы деталей двигателя, основные параметры которых можно определить расчетом. Детальные исследования кинематики КШМ двигателя из-за переменного режима работы двигателя очень сложны. При определении нагрузок на детали двигателя пользуются упрощенными формулами, полученными для условия равномерного вращения кривошипа, которые дают при расчете достаточную точность и существенно облегчают расчет.
При расчете кинематики КШМ необходимо определиться с выбором его схемы. Принимаем смещенную (дезоксиальную) схему кривошипно-шатунного механизма (рисунок 2.1)
Рисунок 2.1. Схема смещенного (дезоксиального) кривошипно-шатунного механизма
На рисунке 2.1. приведены основные обозначения механизмов:
Sx – текущее перемещение поршня (точка А – ось поршневого пальца);
φ
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
22 |
β – угол отклонения шатуна (АВ) от оси цилиндра;
ω – угловая скорость коленчатого вала;
R = OB – радиус кривошипа;
S = 2R = AʹAʺ– ход поршня;
Lш = АВ – длина шатуна;
λʹ = - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна (принимаем равным 0,27);
R + Lш = AʹO – расстояние от оси коленчатого вала до в.м.т.
Расчет кинематики кривошипно-шатунного механизма сводится к определению пути, скорости и ускорения поршня. При этом принимается, что коленчатый вал вращается с постоянной угловой скоростью .
2.1. Перемещение поршня.
Перемещение поршня в зависимости от угла поворота кривошипа для двигателя со смещенным кривошипно-шатунным механизмом:
Значение при и результаты расчета S представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
φ̊ | S | |
0,0000 | ||
0,1665 | 0,00809 |
Продолжение таблицы 2.1.
φ̊ | S | |
0,5975 | 0,03061 | |
1,13 | 0,05898 | |
1,5975 | 0,08431 | |
1,8985 | 0,101099 | |
2,0000 | 0,1074 | |
1,8985 | 0,101099 | |
1,5975 | 0,08431 | |
1,13 | 0,05898 | |
0,5975 | 0,03061 | |
0,1665 | 0,00809 | |
0,0000 |
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
23 |
При перемещении поршня скорость его движения является величиной переменной и при постоянной частоте вращения коленчатого вала зависит только от изменения угла поворота кривошипа и отношения λʹ = :
Значение и результаты расчетов приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
φ̊ | ||
0,000 | 0,8729 | |
+0,613 | +16,135 | |
+0,979 | +26,54 | |
+1,000 | +27,555 | |
+0,753 | +21,18 | |
+0,387 | +11,42 | |
0,000 | 0,87 | |
-0,387 | -11,42 | |
-0,753 | -21,18 | |
-1,000 | -27,555 | |
-0,979 | -26,54 | |
-0,613 | -16,135 | |
-0,000 | 0,8729 |
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
24 |
Ускорение поршня:
Значение множителя и результаты расчетов j приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
φ̊ | ||
+1,260 | +17815,36 | |
+0,996 | +14306,58 | |
+0,37 | +5619,41 | |
-0,26 | -4124,11 | |
-0,63 | -9295,597 | |
-0,736 | -10630,396 | |
-0,740 | -10462,988 | |
-0,736 | -10630,396 | |
-0,63 | -9295,597 | |
-0,26 | -4124,11 | |
+0,37 | +5619,41 | |
+0,996 | +14306,58 | |
+1,260 | +17815,36 |
.
Графики скорости, перемещения и ускорения поршня приведены в приложении.
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
25 |
3. Динамика КШМ
Целью динамического расчета является определение сил, действующих на КШМ для дальнейшего расчета на прочность деталейдвигателя. Результаты расчета выносятся на лист графической части, который должен содержать:
· Индикаторную диаграмму в координатах P – V;
· Развернутую диаграмму по углу поворота коленчатого вала в координатах P – φ;
· Диаграммы: силы инерции Pj, суммарной силы P, силы К, силы, действующей вдоль оси шатуна S, тангенциальной силы Т, нормальной N;
· Полярную диаграмму сил, действующих на шатунную шейку Rшш;
· Диаграмму износа шатунной шейки;
· Диаграмму фаз газораспределения.
3.1. Динамический расчет КШМ
3.1.1. Построение диаграммы силы давления газов Р, в координатах Р – φ (давление – угол поворота коленчатого вала)
Диаграмма силы давления газов строится на основе индикаторной диаграммы и представляет собой график силы давления газов на поршень для различных положений коленчатого вала двигателя. Диаграмму получают путем перестроения индикаторной диаграммы из координат P –V в координаты P – φ.
Для этого необходимо :
· Построить под индикаторной диаграммой окружность радиусом мм с центром в точке О, где - масштаб перемещения поршня, ;
· отложить от точки О в сторону мертвой точки отрезок – поправку Брикса;
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
26 |
·
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
27 |
· из точек, полученных на полуокружности, провести вертикальные линии до пересечения с индикаторной диаграммой: перенести ординаты соответствующих точек на координатную сетку P - φ для углов φ = 0…720̊ п.к.в. и соединить их плавной кривой;
· определить максимальное значение силы Pr, находящиеся в диапазоне углов φ = 360…390̊ п.к.в.
3.2 Определение сил, действующих в КШМ
3.2.1. Сила давления газов
Сила давления газов представляет собой избыточное давление газов на поршень
где Pr, P0 – соответственно давление газов в рассматриваемой точке индикаторной диаграммы и атмосферное давления, МПа.
Значение силы давления газов при различных углах п.к.в. приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
φ̊ | , МПа | φ̊ | ,МПа |
0,240 | 7,470 | ||
0,180 | 3,150 | ||
0,120 | 1,920 | ||
0,118 | 1,200 | ||
0,109 | 0,960 | ||
0,180 | 0,930 | ||
0,192 | 0,840 | ||
0,198 | 0,600 | ||
0,270 | 0,450 | ||
0,330 | 0,330 |
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
28 |
φ̊ | , МПа | φ̊ | ,МПа |
0,750 | 0,234 | ||
1,800 | 0,240 | ||
13,200 |
3.2.2. Удельная сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс
Сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс
где - масса возвратно-поступательно движущихся деталей КШМ, кг.
, кг,
где - масса поршневой группы, кг.
где - конструктивная удельная масса кг/м2 (для бензинового двигателя с D = 94 мм ) тогда,
где - масса шатуна, кг.
где - конструктивная удельная масса кг/м2 (для бензинового двигателя с D = 94 мм ) тогда,
отсюда,
Тогда масса возвратно-поступательно движущихся деталей КШМ будет равна:
Удельная сила инерции определяется по формуле:
Значения силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс и удельной силы инерции для различного положения п.к.в. приведены в таблице 3.2.
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
29 |
φ̊ | φ̊ | ||
-2,661 | -2,098 | ||
-2,098 | -0,766 | ||
-0,766 | 0,565 | ||
0,565 | 1,330 | ||
1,330 | 1,531 | ||
1,531 | 1,530 | ||
1,530 | 1,532 | ||
1,532 | 1,332 | ||
1,332 | 0,567 | ||
0,567 | -0,764 | ||
-0,764 | -2,097 | ||
-2,097 | -2,661 | ||
-2,661 | - | - |
3.2.3. Центробежные силы
Центробежная сила вращающихся масс КШМ является результатом двух сил КRK и КRШ и направлена по радиусу кривошипа.
Для V-образных двигателей, имеющих два шатуна на одной шатунной шейке:
Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна:
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
30 |
Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа:
Тогда,
3.2.4. Суммарные силы.
Значения суммарных сил необходимо определить для различных положений КШМ в диапазоне углов от 0̊ до 720̊ п.к.в. с шагом Результаты расчетов оформляем в виде таблицы.
Удельная суммарная сила, действующая на поршень, рассчитывается по формуле:
Удельная нормальная сила, действующая перпендикулярно оси цилиндра, рассчитывается по формуле:
Удельная сила, действующая вдоль шатуна:
Удельная сила, действующая по радиусу кривошипа:
Удельная тангенциальная сила:
Полная тангенциальная сила:
Полная сила, действующая по радиусу кривошипа:
Результаты расчетов этих сил приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
φ̊ | P, МПа | РN, МПа | PS, МПа | PK, МПа | PT, МПа | Т, кН | К, кН |
-2,421 | 0,000000 | -2,421299 | -2,4213 | 0,000 | -16,803 | ||
-1,918 | -0,261354 | -1,935953 | -1,53056 | -1,18545 | -8,227 | -10,622 | |
-0,646 | -0,155323 | -0,664264 | -0,18841 | -0,63698 | -4,421 | -1,308 | |
0,682 | 0,191312 | 0,708563 | -0,19131 | 0,682248 | 4,735 | -1,328 | |
1,439 | 0,346037 | 1,479887 | -1,01911 | 1,073072 | 7,447 | -7,072 | |
1,711 | 0,233160 | 1,727112 | -1,59861 | 0,653728 | 4,537 | -11,094 | |
1,722 | 0,000000 | 1,721723 | -1,72172 | 2,11E-16 | 0,000 | -11,948 | |
1,730 | -0,235768 | 1,746430 | -1,61649 | -0,66104 | -4,587 | -11,218 | |
1,602 | -0,385184 | 1,647303 | -1,1344 | -1,19447 | -8,289 | -7,872 | |
0,897 | -0,251512 | 0,931525 | -0,25151 | -0,89693 | -6,224 | -1,745 | |
-0,014 | 0,003337 | -0,014270 | -0,00405 | 0,013683 | 0,095 | -0,028 | |
-0,297 | 0,040478 | -0,299835 | -0,23705 | 0,1836 | 1,274 | -1,645 | |
10,539 | 0,000000 | 10,538701 | 10,5387 | -2,61315 | 0,000 | 73,136 | |
5,372 | 0,731889 | 5,421399 | 4,286145 | 3,319719 | 23,038 | 29,745 | |
2,384 | 0,573373 | 2,452128 | 0,695519 | 2,351422 | 16,318 | 4,827 | |
2,485 | 0,696731 | 2,580486 | -0,69673 | 2,484648 | 17,243 | -4,835 | |
2,530 | 0,608368 | 2,601788 | -1,79169 | 1,886568 | 13,092 | -12,434 | |
2,491 | 0,339433 | 2,514319 | -2,32725 | 0,951693 | 6,605 | -16,151 | |
2,460 | 0,000000 | 2,459723 | -2,45972 | 9,041316 | 0,000 | -17,070 | |
2,372 | -0,323239 | 2,394361 | -2,21621 | -0,90629 | -6,289 | -15,380 | |
1,932 | -0,464547 | 1,986712 | -1,36813 | -1,44057 | -9,997 | -9,495 | |
1,017 | -0,285161 | 1,056154 | -0,28516 | -1,01693 | -7,057 | -1,979 | |
-0,434 | 0,104344 | -0,446245 | -0,12657 | 0,427918 | 2,970 | -0,878 | |
-1,863 | 0,253841 | -1,880303 | -1,48656 | 1,151378 | 7,990 | -10,316 | |
-2,421 | 0,000000 | -2,421299 | -2,4213 | 1,191315 | 0,000 | -16,803 |
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
31 |
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
32 |
Среднее значение тангенциальной силы Тср, полученное графическим путем, необходимо сравнить со средним значением этой силы по данным теплового расчета.
Ошибка, допущенная при выполнении расчетов составляет 2,8%, что допустимо.
3.2.5. Крутящие моменты цилиндра и двигателя
Крутящий момент одного цилиндра
Для определения среднего значения крутящего момента двигателя необходимо построить график суммарного крутящего момента двигателя. С этой целью необходимо произвести суммирование крутящих моментов отдельных цилиндров, для чего на график изменения крутящего момента одного цилиндра накладывают аналогичные графики для других цилиндров с учетом сдвига по фазе рабочих процессов.
Последовательность построения графика :
· график поделить на равных частей;
· нанести на новую координатную сетку каждую из полученных частей графика ;
· преобразовать график , для чего сместить ось ординат вправо на угол . Перенести отсеченную новой осью ординат начальную часть графика в конец исходного графика.
·
Изм. |
Лист |
№ документа документа_ |
Подпись _ |
Дата Дата _ |
Лист_ |
33 |
· просуммировать все i – части исходного и преобразованного графика на новой координатной сетке через каждые 10̊ . Построить график
· Графоаналитическим способом определить среднее значение суммарного крутящего момента двигателя с неравномерным чередованием вспышек
Для проверки правильности построения этого графика необходимо полученное значение сравнить со значением среднего крутящего момента по данным теплового расчета.
Значения приведены в таблице 3.4
φ̊ | , | φ̊ | , |
0,000 | 1028,652 | ||
-367,326 | 728,614 | ||
-197,376 | 769,896 | ||
211,402 | 584,574 | ||
332,503 | 294,893 | ||
202,565 | 0,000 | ||
0,000 | -280,823 | ||
-204,831 | -446,378 | ||
-370,119 | -315,107 | ||
-277,923 | 132,595 | ||
4,240 | 356,767 | ||
56,890 | 0,000 | ||
0,000 | -- | - |
Графики крутящего момента одного цилиндра и суммарного момента приведены в приложении.
3.2.6. Результирующая сила, действующая на шатунную шейку коленчатого вала от одного шатуна
Результирующая сил Rшш, действующая на шатунную шейку, определяется как графическим сложением сил, так и аналитически.
где - суммарная сила, действующая на шатунную шейку по оси кривошипа, кН.
Рисунок 3.1. Силы, действующие на шатунную шейку
Значения сил Rшш и , вычисленные для различных положений КШМ
приведены в таблице 3.5
Таблице 3.5
φ̊ | Rшш , | φ̊ | Rшш, | ||
-24,182 | 24,182 | 22,366 | 32,109 | ||
-18,001 | 19,791 | -2,552 | 16,517 | ||
-8,686 | 9,746 | -12,214 | 21,131 | ||
-8,707 | 9,911 | -19,813 | 23,748 | ||
-14,451 | 16,257 | -23,529 | 24,439 | ||
-18,473 | 19,022 | -24,449 | 24,449 | ||
-19,327 | 19,327 | -22,759 | 23,612 | ||
-18,597 | 19,154 | -16,873 | 19,613 | ||
-15,251 | 17,358 | -9,358 | 11,721 | ||
-9,124 | 11,045 | -8,257 | 8,775 | ||
-7,407 | 7,408 | -17,695 | 19,416 | ||
-9,024 | 9,113 | -24,182 | 24,182 | ||
65,757 | 65,757 | -- | - |
3.3. Построение диаграмм износа шатунной шейки коленчатого
вала
Диаграмма износа шатунной шейки позволяет определить положение наименее нагруженного участка шейки вала, в котором необходимо расположить канал подвода масла к шатунному подшипнику. Предполагается, сто износ шейки пропорционален действующей силе и распространяется равномерно на дуге 60º по окружности шейки в обе стороны от точки приложения этой силы.
Для построения диаграммы необходимо провести окружность произвольного радиуса, изображающую шатунную шейку, и разбить эту окружность на 12 частей. Для каждого из лучей Ош1, Ош2,…, Ош12 нужно определить сумму всех результирующих сил , попадающих в сектор, равный 120º. Указанную сумму сил определяют следующим образом:
· переносят лучи с диаграммы износа на полярную диаграмму в центр Ош;
· в обе стороны от луча отложить по 60 и в полученном секторе определить, какие точки полярной диаграммы попали в данный сектор;
· просуммировать все результирующие силы для отмеченных точек, получив для данного j-луча;
Полярная диаграмма приведена в приложении.
Список использованной литературы
1. Автомобильные двигатели, Березин А.С., ГУ КузГТУ, 2009 г.