Назначение и область применения
Подъемно-транспортные машины
В зависимости от назначения подъемно-транспортные машины подразделяются на грузоподъемные, транспортирующие и погру-зочно-разгрузочные.
Грузоподъемные машины предназначены для перемещения штучных грузов по вертикали и/или горизонтали. Перемещение в различных направлениях осуществляется за счет одновременной работы нескольких механизмов, каждый из которых сообщает грузу движение только в одном направлении (вверх/вниз, вправо/влево, вперед/назад). Грузоподъемные машины - это машины циклического действия, у которых режим подъема и/или перемещения груза обязательно чередуется с режимом холостого хода, паузами на загрузку/выгрузку и периодами простоя. К этому типу подъемно-транспортных машин относятся грузовые краны, пассажирские подъемники, кран-балки, лебедки и тали.
Транспортирующие машины предназначены для перемещения больших объемов штучных или насыпных грузов по неизменной траектории. Перемещение груза осуществляется с помощью бесконечных транспортирующих элементов, таких как соединенные в кольцо ленты, цепи, троса, архимедовы винты. Транспортирующие машины - машины непрерывного действия, способные работать без остановки в течение продолжительного времени. Паузы в работе таких машин нужны только для обслуживания и ремонта. К этому типу машин относятся конвейеры, классифицируемые по типу транспортирующего органа на ленточные, скребковые, ковшовые, пластинчатые, винтовые, пневматические.
Погрузочно-разгрузочные машины предназначены для перевалки штучных и насыпных материалов из транспортных средств к местам хранения и использования, и наоборот. Перемещение груза между местами погрузки и выгрузки осуществляется по произвольной траектории, как правило, самоходными механизмами со
специальными грузозахватными органами - ковшами, вилами, траверсами и т.д. Погрузочно-разгрузочные машины - это машины циклического действия, чередующие режимы загрузки, движения с грузом, выгрузки и холостого хода. К этому типу машин относятся самоходные ковшовые и вилочные погрузчики. В силу особенностей рабочего органа ковшовые погрузчики часто используются на земляных работах, поэтому иногда их одновременно относят и к землеройным машинам.
Машины для земляных работ
По физическим объемам и стоимости земляные работы занимают в транспортном строительстве лидирующее положение. Основным объектом разработки являются песчаные, глинистые, крупнообломочные и полускальные грунты, покрывающие большую часть земной поверхности (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Классификация нескальных грунтов по размеру частиц
Грунт | Описание структуры и связности | Преобладающий размер частиц, мм |
Крупнообломочный Песчаный Глинистый | Несвязные обломки скальных пород Сыпучие в сухом состоянии, не обладающие пластичностью Связные, пластичные, во влажном состоянии - липкие | Более 2 Менее 2 Менее 0,005 |
Они различаются рядом существенных признаков, из которых наиболее важным для подбора и эксплуатации машин является прочность грунта, определяющая трудность его разработки. В отечественной практике для оценки трудности разработки грунтов используется один из следующих показателей: сопротивление образцов грунта сжатию; удельное сопротивление грунта копанию; удельная работа внедрения в грунт плоского штампа (табл. 1.2).
При планировании земляных работ чаще всего прибегают к понятию «категории грунта». Для земляных сооружений используют грунты 1-4 категорий, отличающиеся друг от друга сопротивлением сжатию. Строительные нормы и правила содержат подробные рекомендации, какими машинами следует разрабатывать грунты каждой из категорий.
Показатели сопротивления грунта копанию и работы внедрения в грунт плоского штампа, как правило, применяют для расче-
Таблица 1.2