Классификация и схемы самолётов. Лётно-технические данные (ЛТД) самолётов.

Многообразие типов самолётов и их использованиеклассифицируются по различным признакам:

- по взлетной массе Gвзлmах

класс Взлётная масса Тип ЛА
Более 75 т Ил-96, Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ту-204, Ту-154.В-747
30 - 75т Ил-114, Ил-18, Ту-134, Як-42, В-737
10-30 Ан-24(26,30), Як-40
до 10 т Ан-2, Л-410

- дальности полёта Lпол

Название Lпол Тип ЛА
Межконтинен­тальные Более 10000 км Ил-62, Ил-76, Ил-86, В-747
Магистральные 6 000-10000 Ил-62, Ил-76, Ил-86, В-747
дальние км  
Магистральные 2500-6000 Ил-96, Ту-204, Ту-154.
средние км  
Магистральные ближние 1000-2500 км Ан-24 (26,30), Ту-134, Як-42 Як-40
С- ты местных До Ан-2, Л-410
воздушных 1000 км  
авиалиний    
(МВЛ)    

- по назначению, которое определяет выбор лётно-техническиххарактеристик (ЛTX), размеры, компоновку самолёта, состав оборудования и др.

Основное назначение ГА это перевозка пассажиров, грузов и другие задачи. Поэтому самолёты подразделяются на:

- транспортные: включающие - пассажирские;

- грузовые;

- специального назначения: - сельскохозяйственные;

- санитарные;

- охраны лесов от пожаров;

- для аэрофотосъёмок.

- учебные - служат для подготовки и тренировки лётного состава в учебных заведениях ГА.

Грузовые самолёты имеют большие внутренние объёмы в фюзеляже, прочный пол, средства механизаиии погрузочно-разгрузочных работ.

- по конструктивным признакам:

1) количество и расположение крыльев:

а) биплан;

б) моноплан:

- верхнеплан;

- среднеплан;

- низкоплан.

2) тип фюзеляжа: а) однофюзеляжный: - узкофюзеляжный,

- широкофзеляжный.

б) двухфюзеляжный;

в) летающее крыло.

3) тип шасси: а) сухопутные: - лыжные, гусеничные, колёсные – схема компоновки с хвостовой опорой, с передней опорой, велосипедного типа;

б) амфибии: - лодочного

- поплавкового.

4) тип и расположение оперения:

а) бесхвостые (летающее крыло);

б) типа "утка" (переднее расположение);

в) хвостовое: - однокилевое;

- многокилевое;

- с V-образным оперением.

5) двигатели, их расположение и количество:

а) поршневые двигатели (ПД),

б) турбовинтовые двигатели (ТВД),

в) турбореактивные двигатели (ТРД) -

- все эти двигатели имеют схему компоновки: одномоторные, двухмоторные, трёхмоторные,многомоторные.

Расположение: - под крылом;

- над крылом;

- в крыле;

- в хвостовой части фюзеляжа.

Биплан.

Достоинство:

-лучшая маневренность, т. к. при равной площади крыла ( Skp )- размах меньше.

Недостатки:

-большое лобовое сопротивление Xлоб из-за наличия межкрыльевых стоек и расчалок, как результат - скорость полёта мала.

Моноплан с низким расположением крыла

- самолёт у которого крыло закреплено в нижней части фюзеляжа (НИЗКОПЛАН).

Достоинство:

-значительное приращение подъёмной силы (У) вследствии экранизирующего влияния земли;

- небольшая высота стоек шасси, это уменьшает вес шасси (↓Gш),уменьшает объем отсеков(↓Vотсеков)для размещенияшасси, упрощает процесс уборки и выпуска;

- при аварийной посадке на воду обеспечивается хорошая плавучесть;

Недостатки:

- зона стыковки крыла с фюзеляжем нарушает плавность обтекания

воздуха возникает донное сопротивление (Хдон), называемоеинтерференцией, которое обусловлено взаимным влиянием крыла и фюзеляжа;

- трудно защищать двигатели, расположенные на крыле от попадания

посторонних предметов и грязи с ВПП.

Моноплан со средним расположением крыла - самолёт, у которого

крыло закреплено на середине высоты фюзеляжа (СРЕДНЕПЛАН). Достоинство:

- минимальное аэродинамическое сопротивление.

Недостатки:

- трудность размещения пассажиров, грузов и оборудования в средней

части фюзеляжа в связи с необходимостью пропускать силовые элементы крыла через фюзеляж.

Моноплан с верхним расположением крыла- самолёт у которого крыло

закреплено в верхней части фюзеляжа (ВЫСОКОПЛАН)

Достоинство:

- малая интерференция (Схинтерфер) между крылом и фюзеляжем;

- высокое расположение двигателей от ВППуменьшаетвероятность попадания посторонних предметов в двигатель при рулении, взлёте и посадке;

- хороший обзор нижней полусферы;

- максимальное использование внутреннего объёма фюзеляжа исредств механизации загрузки и выгрузки грузов.

Недостатки:

- трудность уборки шасси в фюзеляж;

- узкая колея;

- сложность обслуживания двигателей, расположенных под крылом;

- необходимость усиления конструкции нижней части фюзеляжа.

Расположение двигателей на самолёте зависит от типа, количества, габаритов двигательной установки и назначения самолёта. У многомоторных самолётов двигатели устанавливаются:

1 - с ТВД в гондолах перед крылом, а с ТРД на пилонах впереди подкрылом;

2 - ТРД, ДТРД в гондолах в хвостовой части фюзеляжа.

Достоинство 1-го способа:

-двигатель расположен в невозмущённом потоке;

- разгрузка крыла от Мизг в полёте.

Недостатки:

- трудность в пилотировании в случае отказа двигателя (появляется разворачивающий момент за счёт несимметричной тяги).

Достоинство 2-го способа:

- крыло имеет лучшие аэродинамические характеристики (больше места для размещения средств механизации крыла);

- меньше асимметрия при полёте с отказавшим двигателем;

- уменьшение шума в кабинах самолёта;

- более удобное обслуживание двигателей;

- меньше пожароопасность.

Недостатки:

- горизонтальное оперение (ГО) необходимо переносить вверх и усиливать киль;

- усиление хвостовой части фюзеляжа;

- смещение центра тяжести по мере расхода топлива, это уменьшает устойчивость самолёта.

Наши рекомендации