Классификация и схемы самолётов. Лётно-технические данные (ЛТД) самолётов.
Многообразие типов самолётов и их использованиеклассифицируются по различным признакам:
- по взлетной массе Gвзлmах
класс | Взлётная масса | Тип ЛА |
Более 75 т | Ил-96, Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ту-204, Ту-154.В-747 | |
30 - 75т | Ил-114, Ил-18, Ту-134, Як-42, В-737 | |
10-30 | Ан-24(26,30), Як-40 | |
до 10 т | Ан-2, Л-410 |
- дальности полёта Lпол
Название | Lпол | Тип ЛА |
Межконтинентальные | Более 10000 км | Ил-62, Ил-76, Ил-86, В-747 |
Магистральные | 6 000-10000 | Ил-62, Ил-76, Ил-86, В-747 |
дальние | км | |
Магистральные | 2500-6000 | Ил-96, Ту-204, Ту-154. |
средние | км | |
Магистральные ближние | 1000-2500 км | Ан-24 (26,30), Ту-134, Як-42 Як-40 |
С- ты местных | До | Ан-2, Л-410 |
воздушных | 1000 км | |
авиалиний | ||
(МВЛ) |
- по назначению, которое определяет выбор лётно-техническиххарактеристик (ЛTX), размеры, компоновку самолёта, состав оборудования и др.
Основное назначение ГА это перевозка пассажиров, грузов и другие задачи. Поэтому самолёты подразделяются на:
- транспортные: включающие - пассажирские;
- грузовые;
- специального назначения: - сельскохозяйственные;
- санитарные;
- охраны лесов от пожаров;
- для аэрофотосъёмок.
- учебные - служат для подготовки и тренировки лётного состава в учебных заведениях ГА.
Грузовые самолёты имеют большие внутренние объёмы в фюзеляже, прочный пол, средства механизаиии погрузочно-разгрузочных работ.
- по конструктивным признакам:
1) количество и расположение крыльев:
а) биплан;
б) моноплан:
- верхнеплан;
- среднеплан;
- низкоплан.
2) тип фюзеляжа: а) однофюзеляжный: - узкофюзеляжный,
- широкофзеляжный.
б) двухфюзеляжный;
в) летающее крыло.
3) тип шасси: а) сухопутные: - лыжные, гусеничные, колёсные – схема компоновки с хвостовой опорой, с передней опорой, велосипедного типа;
б) амфибии: - лодочного
- поплавкового.
4) тип и расположение оперения:
а) бесхвостые (летающее крыло);
б) типа "утка" (переднее расположение);
в) хвостовое: - однокилевое;
- многокилевое;
- с V-образным оперением.
5) двигатели, их расположение и количество:
а) поршневые двигатели (ПД),
б) турбовинтовые двигатели (ТВД),
в) турбореактивные двигатели (ТРД) -
- все эти двигатели имеют схему компоновки: одномоторные, двухмоторные, трёхмоторные,многомоторные.
Расположение: - под крылом;
- над крылом;
- в крыле;
- в хвостовой части фюзеляжа.
Биплан.
Достоинство:
-лучшая маневренность, т. к. при равной площади крыла ( Skp )- размах меньше.
Недостатки:
-большое лобовое сопротивление Xлоб из-за наличия межкрыльевых стоек и расчалок, как результат - скорость полёта мала.
Моноплан с низким расположением крыла
- самолёт у которого крыло закреплено в нижней части фюзеляжа (НИЗКОПЛАН).
Достоинство:
-значительное приращение подъёмной силы (У) вследствии экранизирующего влияния земли;
- небольшая высота стоек шасси, это уменьшает вес шасси (↓Gш),уменьшает объем отсеков(↓Vотсеков)для размещенияшасси, упрощает процесс уборки и выпуска;
- при аварийной посадке на воду обеспечивается хорошая плавучесть;
Недостатки:
- зона стыковки крыла с фюзеляжем нарушает плавность обтекания
воздуха возникает донное сопротивление (Хдон), называемоеинтерференцией, которое обусловлено взаимным влиянием крыла и фюзеляжа;
- трудно защищать двигатели, расположенные на крыле от попадания
посторонних предметов и грязи с ВПП.
Моноплан со средним расположением крыла - самолёт, у которого
крыло закреплено на середине высоты фюзеляжа (СРЕДНЕПЛАН). Достоинство:
- минимальное аэродинамическое сопротивление.
Недостатки:
- трудность размещения пассажиров, грузов и оборудования в средней
части фюзеляжа в связи с необходимостью пропускать силовые элементы крыла через фюзеляж.
Моноплан с верхним расположением крыла- самолёт у которого крыло
закреплено в верхней части фюзеляжа (ВЫСОКОПЛАН)
Достоинство:
- малая интерференция (Схинтерфер) между крылом и фюзеляжем;
- высокое расположение двигателей от ВППуменьшаетвероятность попадания посторонних предметов в двигатель при рулении, взлёте и посадке;
- хороший обзор нижней полусферы;
- максимальное использование внутреннего объёма фюзеляжа исредств механизации загрузки и выгрузки грузов.
Недостатки:
- трудность уборки шасси в фюзеляж;
- узкая колея;
- сложность обслуживания двигателей, расположенных под крылом;
- необходимость усиления конструкции нижней части фюзеляжа.
Расположение двигателей на самолёте зависит от типа, количества, габаритов двигательной установки и назначения самолёта. У многомоторных самолётов двигатели устанавливаются:
1 - с ТВД в гондолах перед крылом, а с ТРД на пилонах впереди подкрылом;
2 - ТРД, ДТРД в гондолах в хвостовой части фюзеляжа.
Достоинство 1-го способа:
-двигатель расположен в невозмущённом потоке;
- разгрузка крыла от Мизг в полёте.
Недостатки:
- трудность в пилотировании в случае отказа двигателя (появляется разворачивающий момент за счёт несимметричной тяги).
Достоинство 2-го способа:
- крыло имеет лучшие аэродинамические характеристики (больше места для размещения средств механизации крыла);
- меньше асимметрия при полёте с отказавшим двигателем;
- уменьшение шума в кабинах самолёта;
- более удобное обслуживание двигателей;
- меньше пожароопасность.
Недостатки:
- горизонтальное оперение (ГО) необходимо переносить вверх и усиливать киль;
- усиление хвостовой части фюзеляжа;
- смещение центра тяжести по мере расхода топлива, это уменьшает устойчивость самолёта.