Ткани:показ-ли структуры,строение,произ-во,виды переплет-й,отделка.
Ткань–текст-е изделие,вырабатыв-е на ткацком станке путем переплетения двух взаимно перпендик-х систем нитей–продольных,называемых основой и поперечных,называемых утком.Технолог-й процесс выработки ткани называется ткачеством.Структура ткани определ-ся толщиной,формой и св-вами нитей,их взаимным расположением и связностью.Основные характ-ки строения тканей:линейная плотность нитей,вид переплетения,плотность,т.е.число нитей основы или утка на 10 см ткани,поверхностная плотность– масса в граммах 1 м2 ткани.Ткацкие переплетения образ-ся взаимным перекрытием перпендик-х систем нитей:основных и уточных.Ткани могут быть образованы из двух, трех или нескольких систем нитей.Различают 4 класса ткацких переплетений:1.Простые (главные): полотняное, саржевое и атласно-сатиновое;2.Мелкоузорчатые,кот делятся на 2 подкласса:производные и комбинированные;3.Сложные,образованные из трех и более систем нитей;4.Крупноузорчатые, или жаккардовые.Повторяющийся миним-й рисунок ткацкого переплетения наз-сяраппортом.Эстетич-е,механич-е,гигиенич-е и технолог-е св-ва ткани в знач-й степени зависят от ткацкого переплетения. 1.Простые переплетения. раппорт по основе равен раппорту по утку.В пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.Полотняное переплетение–основные и уточные нити чередуются ч/з одну,раппорт рисунка состоит из 2 нитей по основе и утку.Саржевое переплетение имеет в раппорте по основе и утку не менее трех нитей.Атласное переплетение.Характер-ся до 4 нитей и более,чередующимися с одиночными перекрытиями уточной системы. 2.Мелкоузорчатые переплетения.Производные переплетения получают на базе главных переплетений путем удлинения основных или уточных перекрытий.Комбинированные переплетения получают сочетанием простых и производных переплетений. 3.Сложные переплетения. наличие более 2-3 и более систем нитей.Наибольшее распространение получили двухслойные(из 4 систем нитей:2 основ,2 утков),ворсовые(из 3 систем нитей),ажурные(для выработки легких, малоплотных тканей).4.Крупноузорчатые переплетения.Особенность-образование на поверхности тканей крупных узоров путем сочетания различных переплетений,имеют раппорты до нескольких сот основных нитей. Ткани после ткачества наз суровыми.Они жесткие,плохо смачиваются, имеют грубый внеш вид.Путем применения отделочных операций из одной и той же суровой ткани могут получить готовые ткани,различные по внеш виду,св-вам и назначению.Цикл обработки состоит из предварительной отделки и беления(повышение смачиваемости мягкости,белизны,освобож-ся от замасливателей,загрязнений),крашения(физико-хим процесс взаимодействия волокн-х матер-ов с красителем),узорчатого расцвечивания(нанесении на определ-е участки ткани по заданному рисунку красителя и закрепление его),заключительной отделки(аппретирование,кот состоит в обработке тканей составами клеящих вещ-в для придания устойч-ти их структуре,повышенной гладкости,блеска и опред-й жесткости.Такие ткани меньше загрязняются,лучше отстирываются).Спец виды отделки применяют для придания тканям специфич-х св-в в соответствии с их назначением.Ими явл водоотталкивающ,грязеотталкивающ,антистатич-я,огнеупорная, противогнилос-я, противомолевая отделки.
29. Классификация металлов, характеристика их строения и свойств.МЕТАЛЛЫ (от греч. metallon-первоначально, шахта, копи), в-ва, обладающие в обычных условиях характерными, металлическими, свойствами-высокими электрич. проводимостью и теплопроводностью, отрицат. температурным коэф. электрич. проводимости, способностью хорошо отражать световые волны (блеск), пластичностью. К металлам относятся как собственно металлы (простые в-ва), так и их сплавы, металлические соединения, в т.ч. интерметаллиды. Иногда металлами наз. все в-ва, обладающие теми или иными металлич. св-вами, напр. т. наз. "синтетические" металлы, металлы органические.
Классификация металлов.техн. классификация металлов. Обычно выделяют след. группы: черные металлы (Fe); тяжелые цветные металлы - Сu, Pb, Zn, Ni и Sn (к этой группе примыкают т.наз. малые, или младшие, металлы - Со, Sb, Bi, Hg, Cd, нек-рые из них иногда относят к редким металлам); легкие металлы (с плотностью менее 5 г/см3)-Аl, Mg, Ca и т.д.; драгоценные M.-Au, Ag и платиновые металлы; легирующие (или ферросплавные) металлы - Mn, Cr, W, Mo, Nb, V и др.; редкие металлы разбиваемые в свою очередь на неск. групп; радиоактивные M.-U, Th, Pu и др. (СВОЙСТВА:Физические - плотность, температура плавления, теплопроводность, электропроводность, магнитная проницаемость, тепловое расширение, оптические характеристикиМеханические - прочность, упругость, пластичность, твердость, вязкость, выносливостьХимические Специфические - поведение металов в специфических условиях (повыш.или пониж. темпер.или давление) это что было у Юльки)
30. Понятие о сплавов мет-ов.Структур-е составляющее сплава железо-углерод.Метал-е сплавы–материалы,состоящие из 2 или более компонентов и обладающие св-вами,характерными для металлов.Ме и сплавы в твердом состоянии имеют поликристалл-ю структуру,состоящ из отдел-х зерен–монокристалл-х областей.Для описания атомно-кристал-й структуры используют понятие кристалл-й решетки,являющся воображаемой пространс-й сеткой с атомами в узлах.Переход ме из жидкого состояния в твердое наз кристаллизацией.Сплавы,находящ-ся в твердом состоянии делят по составу на 3 группы:твердый раствор(жидкие растворы,имеют одну кристалл-ю решетку),хим соединение(однородный сплав,образ кристалл-ю решетку,не похожую на решетки сплавляемых компонентов),механич смесь компонентов(неоднородны по структуре и м. состоять из кристаллов чистых компонентов,твердых растворов и хим соединений).
Диаграмма состояния сплавов железо-углерод.Онапредставляет собой графич изображение фазового состояния сплавов и критич точек в зависимости от температуры и концентрации в условиях равновесия.Равновесными явл условия,при кот процессы,протекающ в системе,обратимы.Диаграмму состояния строят в координатах температура—концентрация.Наиболее важным примером диаграмм состояния явл фазовая диаграмма сплавов железо-углерод,т.к. она явл научной основой произ-ва и всех видов обработки стали и чугуна.Железо с углеродом м. образовывать одно- и двухфазные системы.К однофазным системам железоуглер-х сплавов относятся:-феррит–твердый раствор углер(до 0.058) в альфа-железе,мягкий,пластичный,магнитен.Феррит практически чистое железо. -аустенит–твердый раствор углерода в гама-железе(до 2%) Немагнитен и более твердый и прочный.-цементит(карбид железа)–хим соединение железа с углеродом Fe3C.В цементите содержится 6,67 % углерода;он имеет очень высокую твердость и оч хрупкий.Двухфазными системами железоуглеродистых сплавов явл:-перлит–механич смесь феррита и цементита,обра-ся при медленном охлаждении из аустенита при температуре 727 С и содержит углерода 0,8 %, характер-ся своеобразной зернистой структурой и высокой прочностью,по тверд соответст аустениту.-ледебурит–микроструктура,образ-я перемежающимися слоями аустенита и цементита,имеет пластич строение,формир-ся в эвтектич-й точке(4,3 % С 1147 С),имеет оч высокую твердость и хрупкость.Диаграмма сплавов железа с углеродом включает сплавы,содержащ от 0 до 6,67 % углерода(100 % Fe3C),так как сплавы с более высоким содержание углерода не имеют практич-го применения.
31. Произ-во чер-х мет-ов,св-ва,применение сталей и чугунов.Ме делят на черные(железо и сплавы на его основе) и цветные(все остальные ме-имеют характерную окраску (красную,желт);обладают пластичностью;малой плотностью;относительно низкой температур плавления,нет полиморфизма).Черные имеют: темно-серый цвет;большую плотность;высокую температуру плавления;относительно высокую твердость;обладают полиморфизмом(способностью существовать в различном кристалл-м состоянии).Сплавы на его основе–чугуны и стали.На их долю приходится 95 % производимой в мире металлопродукции, а на цветные – только 5 %.Основной схемой произ-ва черных ме явл получение чугуна в доменной печи и передел чугуна на сталь.Исходным сырьем для произ-ва чугуна явл железные руды,топливо и флюсы.В кач-ве топлива использ каменноуг-й кокс или природный газ.Флюсы–известняки,вводятся в доменную печь для отделения пустой породы и золы.Для осуществления доменного процесса в печь подают сжатый воздух,нагретый до 1200 С и обогащ-й кислородом.В доменном произ-ве выплавляют 3 вида чугуна:передельный(85 % от общ объема-использ для дальнейш передела в сталь),литейный(12 %- для получения литейных чугунов),спец-й(3 %- ферросплавы применяются в кач-ве присадок и раскислителей при выплавке сталей). Сталь по сравнению с чугуном имеет более высокие физико-механич св-ва,она прочнее и пластичнее,хорошо обрабат-ся методами пластической деформации.Задача передела чугуна в сталь состоит в том,чтоб из чугуна удалить избыток углерода и примесей.Сталь произв-ся нескол-ми способам.В зависимости от степени раскисления различают сталь кипящую,спокойную и полуспокойную.Кипящая сталь раскисляется не полностью только ферромарганцем.После разливки она продолжает кипеть,имеет небольшую плотность и прочность,высокую пластичность,применяется для изготовления хоз-х тов-в.Преимуществом кипящей стали явл высокий выход годного продукта–до 95 %.Спокойная сталь раскислена полностью в печи и застывает спокойно,выход готового продукта–85 %.Кач-во стали выше,чем у кипящей,она применяется для произ-ва ответств-х деталей и конструкций.Полуспокойная сталь по св-вам и кач-ву явл промежуточ м/у спокойной и кипящей сталью.Больший выход годного продукта,однородность структуры слитка.В металлургии применяют 3 способа произ-ва стали в зависимости от вида печей:кислородно-конверторный,мартеновский и элетросталеплавильный.
32. Обработка стали. Сталь – деформируемый (ковкий) сплав железа с углеродом (до 2%) и другими элементами. Это важнейший материал, который применяется в большинстве отраслей промышленности. Существует большое число марок сталей, различающихся по структуре, химическому составу, механическим и физическим свойствам.Основные характеристики стали: плотность, модуль упругости и модуль сдвига, коэффициент линейного расширения. По химическому составу стали делятся на углеродистыеи легированные. Углеродистая сталь наряду с железом и углеродом содержит марганец (0,1-1,0%), кремний (до 0,4%). Сталь содержит также вредные примеси (фосфор, серу, газы - несвязанный азот и кислород). Чтобы придать стали какие-либо специальные свойста (коррозионной устойчивости, электрические, механические, , магнитные, и т.д.), в нее вводят легирующие элементы. Обычно это металлы: алюминий, никель, хром, молибден, и др. Такие стали называют легированными. Свойства стали можно изменять путем применения различных видов обработки: термической (закалка, отжиг), химико-термической (цементизация, азотирование), термо-механической (прокатка, ковка). Стали класс-ют по хим составу,кач-ву и назнач-ию. По хим составу стали условно подразд-ют на углеродистые(без легирующих элементов),низколегированные,легированные,высоколегированные,стали и сплавы с особыми физико-химич.свой-ми. По назначению выделяют топочную и котельную,для ж\д транспорта,конструкционную(для изгот-ия различ.металлоконструкций,строит-ва зданий, мостов),шарикоподшипниковую,инструмен-ую (для изгот-ия различ.инструментов, резцов и др.), рессорно-пружинную,трансформаторную,трубную и др.По кач-ву стали подраз-ют на стали обыкнов.кач-ва, качест-е,высококач-ые и особо высококач-ые. Главн.призн-ми по кач-ву яв-ся более жесткие треб-ия по химсоставу,прежде всего,по содер-ию вредных примесей,таких как фосфор и сера. Основными способами обработки ме давлением явл:прокатка,волочение(для изготовления проволоки- протягивании заготовки ч/з отверстие),прессование(ме выдавливают из замкнутой полости ч/з отверстие),ковка(обработка ме,находящ-ся в пластическом состоянии под действием молотка динамич-е воздействие) или пресса (статич воздействие),штамповка.Прокатка.Сущность процесса заключ в деформировании заготовки ме м/у вращающимися валками прокатных станов в целях уменьшения поперечного сечения заготовки и придания ей заданной формы.Различ горячую,холодную и теплую прокатку.Основная часть проката произ-ся горячей прокаткой при нач-х температурах стали 1000 – 1300 С. Холодная прим-ся главным образом для произ-ва листов и ленты толщиной менее 1,5 – 6 мм.Теплая прокатка происходит с целью снижения упрочнения ме при его деформации.Штамповка—процесс деформации ме в штампах,форма и размеры внутренней полости кот-х определяют форму и размер получаемой поковки.Различают объемную и листовую штамповку в нагретом и холодном состоянии.Термообработка-процесс,связ-й с нагреванием и охлаждением, вызывающие изменения внутр-го строения сплава и обусловленные этим изменения физич-х,механич и др св-в.Цель термич обработки–получение в необходимого комплекса физико-механич св-в за счет образования необходимой структуры ме.Виды термич обработки:отжиг, нормализация, закалка, отпуск.
Клас-ция,маркировка и применение чугунов.В завис-ти от формы углерода чугуны м. б. следующ видов.Белый чугун имеет в изломе белый цвет и характер блеск.Углерод в белом чугуне находится в связанном состоянии в виде цементита.Он отлич-ся высокой твердостью и хрупкостью и практически полностью перерабат-ся в сталь и ферросплавы.Серый чугун,в кот весь углерод наход-ся в свободном состоянии в виде чешуйчатого графита.Маркируют его буквами «СЧ».Их применяются в станкостроении,в авто- и тракторостроении, в хим машиностроении,произ-ве компрессоров,насосов.Высокопрочный(модифицированный)чугун,в кот графит имеет шаровидную форму.Маркируется буквами «ВЧ».Из них изготовляют детали,подвергающся значит-м нагрузкам:коленчатые валы, зубчатые колеса,прокатные валки,корпуса насосов паровых турбин и др.Ковкий чугун получают из белых чугунов путем отжига,при кот углерод переходит в свободное состояние в виде хлопьевидного графита.Маркируют буквами «КЧ».Их применяют для изготовления деталей,работающ при больших динамич-х и статич-х нагрузках,наприм, крюков,тройников, вентилей, гаечных ключей.В доменном произ-ве выплавляют 3 вида чугуна: передел-й,литейный и спец-й.Передельный чугун,предназнач-й для дальнейш передела в сталь или переплавки в чугунолитейных цехах при произ-ве отливок,в зависимости от назначения изготовляют для сталеплавильного произ-ва марок П1 и П2; для литейного–марок ПЛ1 и ПЛ2;фосфористый–марок ПФ1, ПФ2 и ПФ3;высококач-й–марок ПВК1, ПВК2 и ПВК3.Литейный чугун,предназнач-й для дальнейшей переплавки в чугунолитейных цехах,изготовляют следующ марок: Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Л6 и рафинированный магнием ЛР1,ЛР2,ЛР3,ЛР4,ЛР5,ЛР6,ЛР7.Стандартами регламентируется хим состав передельных и литейных чугунов.Чугуны изготовляют в виде чушек массой до 55 кг.К спец-м видам чугуна относятся ферросплавы.
34. Классифик СталейСтали класс-ют по хим составу,кач-ву и назнач-ию. По хим составу стали условно подразд-ют на углеродистые(без легирующих элементов),низколегированные,легированные,среднелегированная,высоколегированные,стали и сплавы с особыми физико-химич.свой-ми. По назначению выделяют топочную и котельную,По кач-ву стали подраз-ют на стали обыкнов.кач-ва, качест-е,высококач-ые и особо высококач-ые. Сталь – деформируемый (ковкий) сплав железа с углеродом (до 2%) и другими элементами. Это важнейший материал, который применяется в большинстве отраслей промышленности. Марки стали. Марки стали углеродистойУглеродистая сталь обыкновенного качества в зависимости от назначения подразделяется на три группы: группа А - поставляемая по механическим свойствам; группа Б - поставляемая по химическому составу; группа В - поставляемая по механическим свойствам и химическому составу. В зависимости от нормируемых показателей стали группы А подразделяются на три категории: А1, А2, А3; стали группы Б на две категории: Б1 и Б2; стали группы В на шесть категорий: В1, В2, В3, В4, В5, В6. Для стали группы А установлены марки Ст0, Ст1, Ст2, Ст3, Ст4, Ст5, Ст6. Для стали группы Б марки БСт0, БСт1, БСт2, БСт3, БСт4, БСт5, БСт6. Сталь группы В изготовляется мартеновским и конвертерным способом. Для нее установлены марки ВСт2, ВСт3, ВСт4, ВСт5. Буквы Ст обозначают сталь, цифры от 0 до 6 - условный номер марки стали в зависимости от химического состава и механических свойств. С повышением номера стали возрастают пределы прочности (σв) и текучести (σт) и уменьшается относительное удлинение (δ5). Марку стали Ст0 присваивают стали, отбракованной по каким-либо признакам. Эту сталь используют в неответственных конструкциях. В ответственных конструкциях применяют сталь Ст3сп. Буквы Б и В указывают на группу стали, группа А в обозначении не указывается. Если сталь относится к кипящей, ставится индекс "кп", если к полустойкой - "пс", к спокойной - "сп". Качественные углеродистые конструкционные стали применяют для изготовления ответственных сварных конструкций. Качественные стали по ГОСТ 1050-74 маркируются двузначными цифрами, обзначающими среднее содержание углерода в сотых долях процента. Например, марки 10, 15, 20 и т.д. означают, что сталь содержит в среднем 0,10%, 0,15%, 0,2% углерода. Сталь по ГОСТ 1050-74 изготовляют двух групп: группа I - с нормальным содержанием марганца (0,25-0,8%), группа II - с повышенным содержанием марганца (0,7-1,2%). При повышенном содержании марганца в обозначение дополнительно вводится буква Г, указывающая, что сталь имеет повышенное содержание марганца. Марки стали легированнойЛегированные стали кроме обычных примесей содержат элементы, специально вводимые в определенных количествах для обеспечения требуемых свойств. Эти элементы называются лигирующими. Лигированные стали подразделяются в зависимости от содержания лигирующих элементов на низколегированные (2,5% легирующих элементов), среднелегированные (от 2,5 до 10% и высоколегированные (свыше 10%). Лигирующие добавки повышают прочность, коррозийную стойкость стали, снижают опасность хрупкого разрушения. В качестве легирующих добавок применяют хром, никель, медь, азот (в химически связанном состоянии), ванадий и др. Легированные стали маркируются цифрами и буквами, указывающими примерный состав стали. Буква показывает, какой легирующий элемент входит в состав стали (Г - марганец, С - кремний, Х -хром, Н - никель, Д - медь, А - азот, Ф - ванадий), а стоящие за ней цифры - среднее содержание элемента в процентах. Если элемента содержится менее 1%, то цифры за буквой не ставятся. Первые две цифры указывают среднее содержание углерода в сотых долях процента.Нержавеющая сталь. Свойства. Химический составНержавеющая сталь - легированная сталь, устойчивая к коррозии на воздухе, в воде, а также в некоторых агрессивных средах. Наиболее распространены хромоникелевая (18% Cr b 9%Ni) и хромистая (13-27% Cr) нержавеющая сталь, часто с добавлением Mn, Ti и других элементов. Добавка хрома повышает стойкость стали к окислению и коррозии. Такая сталь сохраняет прочность при высоких температурах. Хром входит также в состав износостойких сталей, из которых делают инструменты, шарикоподшипники, пружины.Дамасская сталь - первоначально то же, что и булат; позднее - сталь, полученная кузнечной сваркой сплетенных в жгут стальных полос или проволоки с различным содержанием углерода. Название получила от города Дамасск (Сирия), где производство этой стали было развито в средние века и, отчасти, в новое время.Булатная сталь (булат) - литая углеродистая сталь со своеобразной структурой и узорчатой проверхностью, обладающая высокой твердостью и упругостью. Из булатной стали изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Булатная сталь упоминается еще Аристотелем. Секрет изготовления булатной стали, утерянный в средние века, раскрыл в XIX веке П.П.Аносов. Опираясь на науку, он определил роль углерода как элемента, влияющего на качество стали, а также изучил значение ряда других элементов. Выяснив важнейшие условия образования лучшего сорта углеродистой стали - булата, Аносов разработал технологию его выплавки и обработки (Аносов П.П. О булатах. Горный журнал, 1841, № 2, с.157-318).
35. Цветные металлы и сплавы.Применение.Характеристика.Цвет.ме и их сплавы широко прим-ся в разл.отраслях народн.хоз-ва.Медь—пластичный ме,легкоплавкий,тяжелый,обладает высокой электро- и теплопровод-ью,способ-ью, хорош.корроз.стойкостью,в пресной и морск.воде и др.агрессив.средах, но не обл-ет корроз.устой-ью в среде с сернистым газом и аммиаком.На воздухе появ-ся тонкая пленка сульфита меди и поверх-ть приоб-ет черный оттенок.На св-ва меди оказ-ют влияние примеси,Наиболее вред.примеси висмут и сера,кот.придают хрупкость.Маркируется буквой М, после кот-й стоит цифра.Чем больше цифра,тем больше примесей.Прим-ют медь в электротех-ской пром-ти,для легирования сталей.Для изгот-ия бытов.изделий исп-ют преимущ-но сплавы меди (латуни,бронзы и др.).Латуни—сплавы меди с цинком,содержащие часто небольшое кол-во др.элем-ов.Разл-ют латуни простые (двойные-из меди и цинка } и спец-ые (многокомпонентные-содержат легирующие комп-ты,улучш-ие мех.св-ва и корроз.стойкость).Латуни прим-ют для изгот-ия изделий сложн.форм: духов.муз.инстр-ов,а также посуды,гильз для охот.патронов,для рыбол. блесен.Алюминий—пластич. ме,обладает высок.теплопр-ью и электропр-ью,хорошо обраб-ся давлением и свар-ся, на воздухе покр-ся тонкой оксидной пленкой,малая прочность,плохая обрабат-ть и низк.литейные св-ва.Технолог-ий процесс произ-ва Al состоит из 2 осн.этапов: получение глинозема из руд и извл-ие Al из глинозема и рафинирование(очищение).Из чист. Al изгот-ют электр.конденсаторы,полупров-ые приборы,электрич.провода и шнуры;его исп-ют в произ-ве зеркал и отраж-лей.Наиб. распростр. сплав яв-ся сплав алюминия с медью–дюралюмины.Его Прочность и твердость более чем вдвое превосх-ит прочность и твердость чист.Al,но низк.корроз.стой-ть.Цинк –коррозионност-ий при атмос.возд-ях,поэтому широко исп-ся для созд-ия защит. покрытий др.ме.Цинк широко прим-ся для получ.сплавов,кот. подв-ся литью, штамповке.Из них изгот-ют детали авто,вело-ов,холод-ов,прессов.инструмент.Титан—по внеш.виду похож на сталь,легкий,тугоплав.,прочн.и пластич,обладает высок. корроз. и хим. стой-ю.Применяется в ракетостр-нии и самолетстр-ии,широкое прим-ие в медиц.практике.
38.Нефть-вязкое масля-ая горюч.жид-ть почти черн.цвета с бурым или зелен-ым оттенком и харак-ым запахом.В воде нефть не раств-ся,пред-ет собой смесь около 1000 индивид.вещ-в,из кот боль-во(80-90 %)–жидк.углевод-ды,остальн.–раств-ые углевод-ные газы (до 10%),минер.соли, растворы солей орган.кислот,механ.примеси.Сырая нефть–жидк.природ.ископаемая смесь углевод-дов широк.физико-хим состава и служит основ.сырьем для произ-ва бенз.,керос,дизел.топлива,мазута,смазоч.масел,битумов и кокса.Товарная нефть-нефть к поставке потр-лю.Углевод.состав нефти.Основн.массу вещ-ва нефти сост-ют углевод-ды.Углев-ды нефти отн-ся к параф-ым(насыщ.соединения,отлич-ся высок.темп-урой засты-ния),нафтеновым(обл-ют пониж.темп-рой застыв-ия,предс-ют собой цен.комп-нт топлива и смаз.масел зимн.сортов),аромат-м(есть бензол-е кольцо;арены-ненасыщ.углев-ды,имеющ. в стро-ии двойн.связи,устойчивы к окис-ию).Сернистые соединения в нефти.Сера отриц-но влияет на эксплуат-ые св-ва продуктов, получ-ых из нефти.Неорган.соед-ми яв-ся элемен.сера и сероводород). Элемен.сера присут-ет в незнач.кол-ве, ее доля увелич-ся при хран-ии нефти на воздухе за счет окис-ия серовод-да.Серовод-од–это кислота,обладает способ-ью соед-ся с ме,вызывая коррозию.Азотис.соед-ия в нефти.Содер-ие азот.соед-ий в нефтях оч незнач-но и в больш-ве случаев не превышает 0,3 %.При перегонке нефти, содер-ей азот-ые соед-ия, а также при вторичных процессах перер-ки такой нефти обр-ся аммиак. Минер.вещ-ва в нефти. Минер.вещ-ва встреч-ся в нефтях(если они были освоб-ны от механ.примесей на промыслах) в очень незнач.колич-вах.
36.Характеристика нефти Физические свойства нефти и нахождение её в природе.Нефть представляет собой маслянистую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Она немного легче воды и в воде не растворяется. Химический состав всех видов нефти – это как правило углеводороды, хотя помимо них в нефти обычно еще присутствуют серо- и кислородосодержащие элементы, содержание серы варьируется от 0.1 до 5 %. Сырая нефть содержит газообразные, жидкие и твердые элементы. Консистенция нефти различна: нефть бывает водянистой или настолько густой, что ее трудно переливать. Небольшой процент газообразных составляющих нефти обычно растворяется в жидкости, тогда как в случае содержание газообразных веществ достаточно значительное, газовый баланс остается неизменным. Месторождения нефти, как правило, находятся рядом с месторождениями природного газа.Существует три крупных класса сырой нефти: парафиновая нефть, нафтеновая (асфальтеновая) нефть и смешанный тип. Парафиновая нефть состоит из молекул, количество атомов углеводорода которых всегда на два больше, чем удвоенное число атомов углерода. Молекулы второго типа называются нафтены, они обладают вдвое большим количеством атомов углеводорода, как и атомов водорода. В смешанном типе присутствуют как парафиновые углеводороды и нафтены. Нефть можно классифицировать по разным признакам, зачастую «сырую нефть» классифицируют по месту ее образования, существуют общепринятые образцы сырой нефти, маркерные эталонные образцы:- Марочная нефть Brent, сюда входит 15 сортов нефти из Восточного Шетландского залива в Северном море..- Марочная нефть West Texas Intermediate – Северо-Американская нефть.- Дубаи – эталонная нефть для нефтедобывающей зоны ближнего Востока и азиатской части Тихого океана.- Тапис - нефть Малайзии, используется как эталонная марка для нефтедобывающей зоны дальнего Востока.- Минас – Индонезия, эталонная марка тяжелой и густой нефти Дальнего Востока.- Корзина ОПЕК - Его ценовое значение является средним арифметическим показателем физических цен для 11 следующих сортов нефти.Химический состав Нефть представляет собой смесь большого количества различных углеводородов, самыми распространенными молекулами являются алканы (линейные или разветвленные), циклоалканы, ароматические углеводороды и более сложные химические соединения, асфальтены. Каждый вид нефти отличается уникальным молекулярным составом, определяющим ее физические и химические свойства, например, цвет и вязкость.
37. Фракционный состав нефти. Вторичные процессы переработки нефти. Фракционный состав и способы переработки нефтиВажным показателем качества нефти является ее фракционный состав. Фракционный состав определяется при лабораторной перегонке, в процессе которой при постепенно повышающейся температуре из нефти отгоняют части - фракции, отличающиеся друг от друга пределами выкипания.Таким образом, фракция - часть нефти (группа углеводородов), выкипающая (испаряющаяся) в определенном интервале температур. Каждая фракция характеризуется температурой начала кипения (н.к.) и конца кипения (к.к.).Разделение нефти на фракции основано на том, что различные углеводороды, входящие в ее состав, кипят при разной температуре. Вначале выкипают легкие углеводороды, входящие в состав бензина, затем более тяжелые компоненты реактивного топлива, керосина, далее - еще более высококипящие углеводороды, из которых вырабатывают дизельное топливо. Нефтепереработка- это много ступенчатый процесс физической и химической обработки сырой нефти, результатом которого является получение комплекса нефтепродуктов. Переработку нефти осуществляют методом перегонки, то есть физическим разделением нефти на фракции.При промышленной перегонке нефти используют не лабораторный метод постепенного испарения, а схемы с так называемым однократным испарением и дальнейшей ректификацией в специальных ректификационных колоннах с трубопроводами для съема фракций.Различают первичные и вторичные процессы переработки нефти. К первичным процессам относится прямая (атмосферно-вакуумная) перегонка нефти, в процессе которой углеводороды нефти не подвергаются химическим превращениям. В результате вторичных процессов (крекинг, риформинг и др.) происходит изменение структуры углеводородов в процессе химических реакций.
38. Переработка нефти.Фракция–часть нефти (группа углевод-в),выкипающ в определ-м интервале температур.Каждая фракция характер-ся температурой начала кипения и конца кипения.Внач выкипают легкие углеводороды,входящ в состав бензина,затем более тяжелые компоненты реактивного топлива,керосина,далее высококипящ углеводороды,из кот вырабатывают дизельное топливо.Переработку нефти осущ-ют методом перегонки,т.е. физич-м разделением нефти на фракции.Различают первичные процессы переработки нефти (прямая (атмосферно-вакуумная) перегонка нефти,в процессе кот углеводороды не подвергаются хим превращениям) и вторичные(крекинг,риформинг и др.- происходит изменение структуры углеводородов в процессе хим реакций).Прямая перегонка осущ-ся при норм-м атмосф-м давлении и темпер-ре до 350 С.Фракции,получаемые при прямой перегонке,наз-т светлыми или светлыми дистиллятами.Обычно при прямой перегонке получают следующ фракции:-бензиновая фракция (газолин)-Выход от 5 до 20 % от массы нефти-лигроиновая фракция (тяжелая нафта)-керосиновая фракция -дизельная фракция (легкий или атмосферный газойль,соляровый дистиллят).Остаток после светлых фракций наз мазутом.Мазут разгоняют под вакуумом и при более высоких температурах,при этом получ следующ фракции:350– 500 С-вакуумный дистиллят;500 С – вакуумный остаток (гудрон).Мазут и получаемые из него фракции наз-ся темными.Нефти различных месторождений заметно различаются по фракц-му составу,содержанию темных и светлых фракций.Прямогонные бензины содержат сернистые соединения,ухудшающ экологич-е показатели топлив,вызывающ коррозию двигателя,поэтому их подвергают гидроочистке.Крекинг–расщеп-ие тяжелых углеводородов для получения дополнит-го кол-ва бензинов и дизельных топлив.Различ следующ виды крекинга:-термический–при 500 - 750 °С и давлении 4 – 6 МПа,выход бензина достигает 60 – 70 %. -каталитический производится с использованием катализаторов(гидрокрекинг при участии водорода).При этом процессе выход светлых фракций возрастает до 70 %, содержание серы в них снижается.Риформинг-процесс получения высокооктановых компонентов бензинов из бензиновых и лигроиновых фракций нефти.Он состоит из сложных каталитич-х превращений(дегидрирование,изомеризация и др.). Алкилирование–введение в молекулы углеводородов соединений алкила,например,метила,этила.Применяется для получения высокооктановых компонентов бензина.
Получаемые различными способами нефтепродукты очищ-ся от нежелательных примесей и смешиваются для получения товарных продуктов.При необходимости в них вводятся специальные добавки,улучшающ те или иные св-ва продуктов.
39. Клас-ция и показатели кач-ва нефти. В зависимости от массовой доли серы нефть подразделяют на классы 1–4:1 класс–малосернистая,серы до 0,60 % включ.;2 класс–сернистая,0,61–1,80 %;3 класс–высокосернистая,1.81–3,50 %;4 класс–особо высокосернистая,свыше 3,50 %.По плотности(Показатель плотности экспортной нефти определяют при температуре 15 С.),по выходу фракций и массовой доле парафина нефть подразделяют на 5 типов:0 тип–особо легкая,плотность при температуре 20 С не более 830 кг/м3;1 тип–легкая,850 кг/м3;2 тип–средняя,870,0 кг/м3;3 тип–тяжелая,895,0 кг/м3;4тип–битуминозная,более 895,0 кг/м3.По степени подготовки нефть подразделяют на 3 группы по таким показателям,как содержание воды,концентрация хлористых солей,давление насыщенных паров,массовая доля механич примесей.Условное обозначение нефти состоит из 4 цифр,соответствующ обозначениям класса,типа,группы и вида нефти.При поставке нефти на экспорт к обозначению типа добавляется индекс «э».Технологич классификация нефти действует в РФ с 1967 и определяет использование ее как сырья для тех или иных нефтепродуктов.По технологич класс-ции нефти подразделяют на:-классы (1–3)–по содержанию серы;-типы (Т1–Т3)–по выходу светлых фракций,перегоняемых до 350 °С;-группы (М1–М4)– о потенц-му содержанию базовых масел;-подгруппы(И1–И2)–по индексу вязкости базовых масел;-виды(П1 – П2) по содержанию парафинов в нефти.Хим класс-ция подразделяет нефти различных месторождений по их углеводородному составу на шесть групп:парафиновые(метановые)–легкие,богатые бензином,керосином, содержащ парафиновых углеводородов в бензинах не менее 50 %;нафтеновые,содержащие нафтеновых углеводородов свыше 60 %;ароматические,содержащие ароматич-х углеводородов свыше 60 %;парафино-нафтеновые,содержащие преимущественно алканы.
40бензин. Топливо — вещество или смесь веществ, способное к экзотермическим химическим реакциям с внешним или содержащимся в самом топливе окислителем, применяемое для выделения энергии, изначально тепловой.Топливо, не содержащее в своём составе окислитель, часто называют горючее.
Авиационные бензины , Автомобильные бензины, Дизельные топлива, Котельное и печное топлива, Реактивные топлива, Мазуты, Керосин.Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры).В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные. В связи с тем, что к авиационным бензинам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95.Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для последних - по исследовательскому. В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых. Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем.Наибольшая потребность существует в бензине А-92По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении..Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах. Тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585-99, к тяжелым моторным топливам - флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-99.Основные свойства реактивных топлив:хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания; высокие полнота и теплота сгорания, предопределяющие дальность полета самолета; хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для обеспечения подачи топлива в камеру сгорания; низкая склонность к образованию отложений, характеризуемая высокой химической и термоокислительной стабильностью; хорошая совместимость с материалами: низкие противокоррозионные свойства по отношению к металлам и отсутствие воздействия на резиновые технические изделия. Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляются из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 0С добавляют 8-15 % среднедистиляционных фракций, в мазут марки 100 дизельные фаркции не добавляют.
43. Клас-ция и харак-ка нефтепр-ов. Ассортиментнефтеперерабатывающ промышл-ти насчитывает более 500 наименований газообразных,жидких и твердых нефтепрод-ов в зависимости от их назначения.Нефтепродукты по назначению классифицир-ся на следующ группы:топлива,нефтяные масла,парафины и церезины, ароматич углеводороды,нефтяные битумы,нефтяной кокс и пр нефтепродукты.Топливо-горюч вещ-ва для получения тепловой энергии при их сжигании.Различ моторное топливо(карбюраторное,дизельное и реактивное) и котельное топливо(мазут для промыш-х печей).Моторные бензины предназначены для поршневых авиац-х и автомоб-х двигателей внутр-го сгорания с воспламенением от искры.В состав автомоб-х бензинов входят углеводороды,выкипающие при температуре от 35 до 200 С.Основные показатели кач-ва бензинов–фракц-й состав(характер-ся температурой начала кипения, температурами испарения 10 %, 50 %, 90 % и 98 % объема.С ним связаны такие характер-ки двигателя,как его пуск,экономич-ть и долговечность работы),октановое число и содержание серы и свинца. Парафины представляют собой смесь углеводородов метанового ряда нормального строения с 18-35 атомами углерода в молекуле.Применяют их в кач-ве сырья в нефтехимич промыш-ти при произ-ве моющих средств и вещв,для пропитки бумаги,в произ-ве свечей,спичек. В зависимости от области применения парафины подразделяются на технич, высокоочищенные и для пищевой промыш-ти.Церезины–смесь парафин-х углеводородов изомерного строения с 36-55 атомами углерода в молекуле.Церезины применяют в произ-ве смазок, вазелинов,кремов,мастик,свечей.Ароматические углеводороды–бензол,толуол,ксилол.Они использ-ся в кач-ве растворителей,такж как хим сырье.Битумы получают из тяжелых нефтяных остатков-это смесь высокомолекулярных углеводородов и смолисто-асфальтовых вещ-в. Используются при строительстве дорог,при изготовлении олиф, лаков.По назначению битумы делят на дорожные, кровельные(для покрытия крыш) и изоляционные.Нефтяной кокс–пористая твердая масса от серого до черного цвета, представляющая собой технический углерод нефтяного происхождения.По способу получения нефтяные коксы подразделяют на коксы замедленного коксования (остаточные продукты переработки нефти) и коксы, получ при коксовании в кубах крекинговых остаточных продуктов переработки нефти.
41. Нефтепр-ты.Виды и харак-ка нефтеных масел.Нефтяные масла получают при перегонке темных фракций нефти (мазута) и его очистке от нежелат-х примесей.Использ-ся для обеспечения смазки в различных машинах и механизмах и для промышл-х целей.По способу выделения из нефти нефтяные масла подразделяют на:дистиллятные, получ-е при вакуумной перегонке мазута;остаточные,получ из перегонки гудрона;компаундированные, получаемые смешиванием дистиллятных и остаточных.По способу очистки различают неочищ-е масла,селективной очистки, гидрокрекинга и др.Основное кол-во производят с использованием селективной очистки(очистки избирател-ми растворит-ми).По области применения различают смазочные масла и спец-е(масла, кот служат электроизоляц-й средой в трансформаторах,конденсаторах).Смазочные масла подразделяются на 6 групп по области применения:-индустриальные(для смазывания подшипников промыш-о оборудования);-турбинные (для смазывания подшипников паровых и газовых турбин);-компрессорные (для воздушных и холодильных компрессоров);-приборные;-трансмиссионные (для смазки зубчатых передач в коробках передач);-моторные(применяемые для смазывания поршневых двигателей внутр сгорания для карбюраторных,дизельных и авиац-х двигателей).В зависимости от назначения их подразделяют на масла для бензиновых двигателей,масла для дизелей и универс-е моторные масла,кот предназначены для смазывания двигателей обоих типов.Кач-во моторных масел определяется показателями физико-хим(вязкость, температура застывания,фракционный состав,температура вспышки) и эксплуатац-ых св-в(смазочная способность,защитные и антикоррозийные св-а, стойкость к старению,экологичность).Все моторные масла состоят из базовых масел(напр,по класс-ции АРI масла,вырабатываемые полностью на базовых маслах 3-ей и 4-ой групп(олиальфаолефины), наз-ся синтетическими) и присадок(антикороззийные, противо-износные и др.).Моторные масла классифицируют по 3 признакам:вязкостно-температурные св-ва;область применения и уровень эксплуат-х св-в;наличие или отсутствие энергосберегающих св-в.Наибольшее распростр-е в получили стандарты:-SAE (Общество автомобильных инженеров - США);-АРI (Америк-й институт нефти - США).
42.Кожа как ценный прир-й материал. Класс-ция кожев-го сырья.Кожевенное сырье–это шкуры различ животных,пригодных для произ-ва кожи.Виды кожев-го сырья,определяемые видом,возрастом и полом жив-го,различ-ся массой шкуры,ее размером,толщиной и микроструктурой.Эти различия обуславливают неодин-е св-ва и назначение кож,выработанных из различных видов сырья.Свежеснятая шкура наз-ся парной,ее нельзя хранить более 2 часов после убоя животного,необходимо сразу подвергнуть консервированию(обработка шкур с целью предохранения их от загневания).Сущ-ет несколько способов консер-ния шкур.Мокрое соление.Использ-ся большое кол-во поваренной соли,но кожи получают высокого кач-ва.Сушка.Сушат шкуры в теплое время года на открытом воздухе,не подвергая воздействию прямых солн-х лучей в подвешенном состоянии. Сухое соление(соление под сушку).Сначала шкуру солят,затем высушивают.Замораживание. Самый невыгодный и некач-й способ сохранения шкуры,т.к. на морозе кожа разрушается и становится оч рыхлой и непрочной.Тузлокование-консервир-е в насыщ-ом растворе поваренной соли.В зависимости от вида животного и массы шкуры в парном состоянии, кожев-е сырье подразделяют на шкуры домашних животных-основные поставщики кожев-го сырья(мелкое-относят шкуры телят,жеребят,верблюжат массой до 10 кг в парном состоянии,также шкуры коз и овец независимо от их массы,в основном получ хромовые кожи для верха обуви,для одежды,замшу; крупное от крупного рогатого скота,верблюдов,конские шкуры и др массой свыше 10 кг в парном состоянии,из них получ кожи любого назначения);свиное сырье;шкуры морского зверя,шкуры рыб,шкуры рептилий, шкуры птиц.Шкуры домаш животных м. подразделить на виды:шкуры крупного рогатого скота–самые прочные,влагостойкие, износостойкие и удобные в обработке,имеют толстый слой дермы и незначительные слоя эпидермиса и подкожной клетчатки:склизок–шкуры не родившихся или мертворожденных телят;опоек– шкуры телят еще не пробовавших растит-ю пищу и не менявших волосяной покров;выросток–шкура теленка,попробовавшего растит-ю пищу и приготовившегося к смене первичного волосяного покрова;полукожник–шкуры телочек и бычков переходного возраста;бычина–шкура взрослого кастрир-го быка;бугай–шкура взрослого некастрир-го быка,отличит-й особ-ью явл наличие большого количества грубых сладок на шее,отличается довольно рыхлой структурой;яловка–шкуры яловых коров,самый дешевый сорт кожи по причине большого веса и грубой выделки.шкуры конские:жеребокшкура молочных жеребят;жеребок-уросток–шкура жеребят,перешедших на растит-ю пищу;шкуры козлиные обладают плотностью,водонепроницаемые и менее растяжимые по сравнению с овечьими шкурами:шевро–шкуры молодых козлят площадью до 60 дм2.,обладает необычайно мягкой и красивой поверхностью;шкуры овечьи отлич-ся высокой степенью растяжимости, ольшой рыхлостью и водопроницаемостью:шеврет–шкуры молодых овец,сходен с шевро,однако отличается меньшей эластичностью. Ценность шеврета ниже шевро;свиное сырье.Вырабатывают хромовые кожи для верха обуви,юфть.Свиная шкура имеет сильное отличие по структуре,физич и хим св-вам, характер-ся грубым лицевым слоем и наличием жесткого волосяного покрова. Шкурыморского зверя-шкуры моржей,тюленей,дельфинов и китов.Это дорогой вид кожи.Вырабатывают кожи различ назначения;Шкуры рыб(треска,зубатка,акула,сом,лососевые) используют для выработки кож для верха модельной обуви и для небольших аксессуаров.Шкурырептилий.Кожа дорога,изготавливают аксессуары и обувь,на пошив одежды используется оч редко.Шкурыптиц(страус) используют в основном для выработки галантерейных кож.
43. Гистологич-е строение и топография шкуры животного.Важным признаком кожев-го сырья каждого вида явл гистологич-е строение шкуры.Шкура имеет сложное строение и состоит из волосяного покрова и 3 слоев–эпидермиса,дермы и подкожно-жировой клетчаткиЭпидермис-это состоящий из белковых клеток кератина, поверхностный слой,располож-й непосредственно под волосяным покровом кожи.Его толщина 1 - 5% от толщины шкуры.В процессе выделки эпидермис удаляется вместе с волосяным покровом,образуя на поверхности готовой кожи рисунок(мерея).Дерма–основной слой шкуры,из кот-го и получают кожу.Дерма имеет волокнистое строение и состоит из пучков коллагеновых,эластиновых и ретикулиновых волокон. Подкожно-жировой слой–удаляется при произ-ве кожи,состоит из пучков коллаг-х волокон уложенных рыхло и располож-х параллельно поверхности шкуры,кровеносных сосудов,жировых образований и эластиновых волокон.Хим состав шкуры сложен.В парной шкуре содержится 60-75% воды; сухой остаток примерно на 95 % состоит из белков.Остальная часть сухого остатка приходится на минер-е вещ-ва,жиры,такж на содержащиеся в очень малых количествах ферменты и пигменты.Шкуры разных животных имеют неодинаковую микроструктуру.Топографя –это деление шкуры животного на несколько участков в зависимости от особенностей их строения и от их последующ применения. Топографическиминаз-т участки шкуры,соответствующ определ-м частям тела животного и отличающиеся неоднородным строением,хим составом и физико-механич св-вами.В кожев-м произ-ве находят применение не все участки шкуры.От 7 до 20 % массы кожев-го сырья уходит в отходы. Чепрак–основная,наиболее ценная часть шкуры,составляет около половины ее площади,наиболее равномерная по толщине и плотная,обладает прочностью при растяжении и малым удлинением при разрыве. Полы–боковые участки шкуры,с пониженной толщиной и высокой рыхлостью.Кожа менее прочная,подвержена истиранию,обладает повышенной тягучестью и проницаемостью.
Конскую шкуру условно делят на 2 участка:передину(передняя часть шкуры,тонкая,имеющ рыхлое строение.Идет на выработку мягких кож для верха обуви,для одежды, галантерейных кож) и хаз(задняя часть шкуры,толстая и плотная.Для выработки плотных,жестких кож,выделяют более плотные грубые участки кожи-шпигель.).Свиная шкура имеет особую топографию,ее подразделяют на центр-ю часть,включающ чепрак и вороток,и полы,кот обрезают и пускают на изготовление верха обуви или грубых ремней.
44. Произ-во натур-й кожи. Виды дубления кож.Все операции кожев-го произв-ва м. разделить на 3 основные группы: подготовит-е,дубильные,отделочные.Подготовительныепроводят с целью освобождения дермы от волоса,эпидермиса и подкожно-жировой клетчатки;удалить из дермы небелковые и растворимые белковые компоненты.Подготовит-е процессы включают:отмоку(приведение шкур близеого к парному и удаление загрязнений);обезволашивание(удаление волос и эпидермиса);золение(обработка гашоной известью и солями для ослабления связи м/у дермой и эпидермой);мездрение(удаление подкожно-жиров слоя);обеззоливание(удаление из кожи продуктов золения);мягчение(обработка голья ферментами для получения мягких кож);В процессе подготов-го этапа сырье превращ-ся в недубленый полуфабрикат (голье).Если голье имеет избыточную толщину,то его распиливают по толщине на 2 слоя (процесс двоения).Дубление–взаимодействие дубителей с калогеном в рез-те кот0го образ-сяпопереч-е хим связи м/у макромолекулами и гольё превращ-ся в кожу. Цель дубления-предать коже комплекс физикомеханич св-в(прочность),предать устойчивость гниению.Показателями кач-ва дубления явл темпер сваривания,т.е уменьшение размера под действ горяч воды,темпер сваривания дубл-й кожи-100В кач-ве дубильных вещ-в м. выступать растит-е вещ-ва,различ органич соединения.По виду применяемых дубителей и их комбинаций различают разн способы дубления кожи(растите,хромовое,алюме,титановое,жировое,циркониевое,комбинированноеидр).Растительное(тонидное) дубление проводится вещ-вами, содержащ-ся в коре,древесине, корнях,листьях деревьев.Кожа на срезе корич-красного цвета,темпер сваривания 80-90,не оч износоустоич. Жировое дубление(для получения замши).70,имеет мелкий ворс,мягкий,эластич,устойчива к воде.Хромовое дубление дубят солями 3-х валентного хрома,кожа на срезе имеет сероголубой цвет,темпер сваривания 130,недостаток:не устойч к дейст воды.Алюминиевое дубление–дубитель сульфат алюминия.Используют для выделки лайки(серобелого цвета,иягкая),темпер сваривания до75 С. Недостатки:не устоич к действ воды,после высыхания грубеют. Комбинированное дубление–несколькими различ дубителями одновременно или последовательно.Вырабатывают юфть(растит синтетич дубители с добавлением жира),Водоустойч,коричн цвета,вырабат из шкур свиней,круп рог скота.Цель отделки кож повышение плотности,удаление неоднородности поверхности,придание коже мягкости,гибкости,эластичности,красивого внеш вида,повышение водостойкости.Отделка м. включ следующ операции: строгание(выравнивание кожи по толщине со стороны бахтармы на строгальных машинах),крашение(барабанное-погружают в красил-й рас-р;покрывное-только сверху),разводка(разглаживание складок и морщин),сушка(удаление влаги из кожи испарением до заданной нормы),тяжка(придает высушенной коже мягкость и гибкость),прессование(уплотнение кожи под прессом гладкой горячей плитой),шлифование()обработка образивными материалами для получ кожи с ворсовой повех-ю-вилюр),нанесение рисунка и др.