Конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств

Нерегулируемые выхлопные устройства устанавливают на дви­гателях без форсажных камер. Конструктивное исполнение основных элементов выходных устройств рассмотрим на примере двигателя ВК – 1А.

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.4. Выхлопное устройство двигателя ВК-1А.

а - кольцевая полость; 1 - выхлопная труба; 2 - внутренний конус;3 – стержень;

4 – сопло; 5 – фланец; 6 – кожух; 7 – верхний конец стержня;8 – втулка; 9 – болт;

10 – заглушка; 11 – нижний конец стержня; 12 – втулка;13 – теплоизоляция

выхлопной трубы; 14 - наконечник конуса; 15 - теплоизоляция конуса обтекателя; 16 – конус стойки обтекателя.

Выхлопная труба (рис.4)выполняется с помощью сварки из листовой нержавеющей стали толщиной 1,2—1,5 мм. Выхлопная труба име­ет два точеных фланца, приваренных к ней роликовой сваркой. Пе­редний фланец служит для крепления трубы к корпусу турбины или к корпусу соплового аппарата II ступени. Задний фланец служит для крепления реактивного сопла или удлинительной трубы. Фланцы эти на некоторых двига­телях выполнены с вырезами между отверстиями под болты. Вы­резы облегчают фланцы и уменьшают их склонность к короблению и усадке (рис. 5).

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.5. Примеры уменьшения веса фланцев.

При изготовлении деталей из тонкостенных оболочек необходимо решать вопросы по устойчивости, предупреждения опасных колебаний и местных вибраций.

Одним из основных способов повышения устойчивости является крепление рёбер жёсткости, отбортовок и зиговок.

На (Рис.6) показаны различные формы элементов жёсткости для деталей цилиндрической и конической формы.

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.6. Элементы жёсткости.

Элементы жёсткости изготавливают из листового материала штамповкой и вальцовкой (рис. 6. а, в, д, г, ж) либо механической обработкой (рис.6. б, е) и соединяют с помощью точечной или роликовой сварки или заклёпок. Применение роликовой и сварки плавлением применяется там где необходимо обеспечить герметичность соединения.

Детали работающие на сжатие, подкрепляют высокими поясами жёсткости (рис.7) ,а на деталях с криволинейным контуром нагруженным осевыми усилиями в местах перехода к цилиндрическим поверхностям применяются пояса жёсткости коробчатого профиля (рис.8).

В случаях когда пояса жёсткости образуют замкнутую полость, то её желательно дремировать с помощью небольших отверстий, для исключения выпучивания из-за повышения давления с ростом температуры (рис.9).

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.7. Подкрепление оболочек Рис.8. Пояса жёсткости работающих на сжатие. коробчатого профиля.

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.9. Дренаж замкнутых полостей.

Увеличение жёсткости стенок получают выполнением на них радиальных (рис.10 а), продольных (рис.10 б), кольцевых или фасонных (рис.10 в) выштамповок или зигов.

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.10. Увеличение жёсткости путём применения выштамповок или зигов.

Края тонкостенных цилиндрических и конических деталей усиливают фланцами точечными или отбортовочными кольцами (рис. 11).

Выхлопные трубы ряда двигателей снабжены теплоизоляцией 13, которая уменьшает потери тепла и предохраняет самолетные де­тали от нагрева (рис. 4) . Теплоизолирующими материалами являются ас­бестовая ткань и алюминиевая фольга.

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.11. Усиление краёв цилиндрических и конических оболочек.

Например, на двигателях ВК-1А и АМ-3 теплоизоляция состоит из слоя асбестовой ткани и 4—5 слоев гофрированной алюминиевой фольги. Между асбесто­вой тканью и фольгой или между листами фольги укладывают сет­ку из спиральной проволоки. Весь теплоизолирующий пакет закрыт кожухом из алюминиевого сплава.

Гофрированная многослойная фольга создает большое количест­во замкнутых воздушных полостей, что делает такую теплоизоля­цию легкой и эффективной.

В передней части выхлопной трубы на некоторых двигателях (ВК-1А) имеется кольцевая полость (А), служащая для подогрева воздуха, идущего на обогрев кабины летчика.

Внутренний конус 2 сваривается излистов жаростойкой стали. Для предотвращения обгорания задней кромки конуса к ней приваривают точеный наконечник.

Внутренний конус является обтекателем ротора турбины. Вме­сте с наружным конусом он обеспечивает нужный профиль проточной части выхлопного устройства.

Иногда, как например на двигателе ВК-1А, к основанию внут­реннего конуса приваривают фланец, к которому крепится днище, выполненное из двух листов жаростойкой стали, между листами проложен теплоизолирующий слой асбестовой ткани 15. Днище служит для уменьшения подогрева задней части диска турбины от на­гретых частей внутреннего конуса. К фланцу основания конуса крепится экран диска турбины. Экран направляет охлаждающий воздух на заднюю сторону диска второй ступени турбины и в значительной степени изоли­рует диск турбины от теплового потока, идущего со стороны сопла. Внутри конуса с днищем, если он изолирован, при нагреве бу­дет повышаться давление, что приведет к короблению стенок кону­са. Во избежание этого в конусе выполняют отверстия, сообщаю­щие его внутреннюю полость с проточной частью двигателя. Соединение наружного и внутреннего конусов производится с помощью стоек, стержней или штанг. Стойки одновременно вы­полняют задачу выпрямления потока газов, выходящего из турби­ны. Профиль стойки может быть симметричным, плоско-выпуклым или изогнутым. Послед­ний вид профиля применяется при очень большой закрутке газа.

Существует несколько видов соединения выхлопных труб с на­ружным конусом:

1) При помощи силовых стержней или штанг. Такой способ крепления применен на двигателе ВК-1А, где внутренний конус крепится в наружном с помощью взаимно- перпендикулярных силовых стержней 3 которые закрыты обтекателями 16, обеспечива­ющими нужное спрямление потока (рис .4). Стойки обтекатели (рис.12) выполнены из листовой жаропрочной стали.

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.12. Обтекатель стержней. Крепления стержня к выхлопной трубе.

Внутри каждой из них выполнены три полки жёсткости и направляющие втулки для стержней. Свобода температурных удлинений стержня в этой конструк­ции (Рис.4) обеспечивается тем, что один конец 7 его закреплен во втул­ке 8 болтом 9 (узел А), другой конец 11 имеет возможность свобод­но перемещаться во втулке 12 (узел Б). Заглушки 10 предотвра­щают прорыв газов. Между стойками и стенками наружного и внут­реннего конуса устанавливается зазор (при холодном состоянии двигателя), так как стойки (обтекатели) при нагреве во время ра­боты двигателя удлиняются;

2) Жесткое крепление с одним из конусов. Применено в выхлоп­ном устройстве двигателя АМ-3 (рис 13), в котором стойки 2приварены к стенке внутреннего конуса 1.

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.13. Схема выхлопного устройства дви­гателя АМ-3 1—конус; 2—стойка; 3—бобышка; 4—передний винт; 5-бобышка наружного конуса; 6—задний винт.

С наружной стенкой каждый обтекатель соединен двумя радиальными винтами 4и 6, расположенными по образующей стенки. Винт 4(передний) резьбовой частью ввернут в бобышку 5наружного конуса, а цилиндри­ческой частью он входит в бобышку 3, приваренную к обтекателю. Развороту стоек препятствует задний болт 6. Он также может перемещаться в осевом направлении в бобышке 3.Такая конструкция обеспечивает возможность радиального расширения внутреннего конуса и стоек, а также расширение наружной трубы в осевом на­правлении относительно стоек.

3) Жёсткое или свободное крепление стоек к внутреннему обтекателю и телескопическое свободное или жёсткое в манжеты наружного кожуха (рис. 14).

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис. 14. Выходное устройство ТВД :

1 – стенка внутреннего кожуха; 2 – стойка; 3,6,8 – фланцы; 4 – горловина; 5 – усилительная манжета;

7 – внутренний кожух; 9 – наружный кожух; 10 – штуцер для термопары.

К обечайке сопла двигателя ВК-1А приварен точеный фланец 5, с помощью которого производится крепление сопла к выхлопной или удлинительной трубе ( Рис. 4.).

На некоторых самолетах двигатель устанавливается таким об­разом, что длина выхлопной трубы оказывается недостаточной. В этих случаях для вывода горячих газов используют удлинительные трубы.

Удлинительная труба имеет формуцилиндра, устанавливается она между выхлопной трубой и реактивным соплом (Рис.2). По конструк­ции труба ничем не отличается от наружного конуса выхлопной трубы. При очень большой длине труба выполняется из нескольких секций. Длина трубы зависит от места установки двигателя на само­лете — в фюзеляже или гондоле двигателя.

Установка удлинительной трубы в значительной степени увеличи­вает длину газового тракта, вследствие чего возрастают гидравли­ческие потери, уменьшающие тягу. Наличие удлинительной трубы ухудшает также запуск и приемистость двигателя.

Для облегчения запуска удлинительные трубы иногда снабжа­ют перепускными клапанами. В начале запуска этот клапан откры­вается и перепускает газы в атмосферу, чем снижается давление за турбиной, возрастает ее мощность и облегчается запуск.

Соединение удлинительной трубы с выхлопной трубой выпол­няется телескопическим,

с применением сферических фланцев или колец (рис.15).

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.15. Крепёжные фланцы.

а – со сферическим кольцом; б – со сферическим фланцем;

1 – кожух двигателя; 2 – сферический фланец; 3 – соединительная планка; 4 – сферическое кольцо.

Крепление удлинительной трубы к фюзе­ляжу осуществляется независимо от двигателя — труба подвеши­вается шарнирно или опирается через ролики на специальные на­правляющие элементы. Таким образом, труба имеет возможность расширяться в радиальном и осевом направлениях.

Охлаждение сопла про­изводится воздухом, который благодаря эжектирующей способно­сти струи газов, выходящей из двигателя, проходит по кольцевой щели между соплом 4и кожухом 6. На ряде двигателей движение воздуха «происходит за счет скоростного напора.

На (Рис.16) представлено сопло ВК-1 в разобранном виде. Некоторые двигатели имеют легкосъемные крепления сопла с помощью разъемного кольца.

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.16. Выходное сопло двигателя ВК – 1 в разобранном виде.

Нерегулируемые выхлопные устройства могут быть также и сверхзвуковыми. Они применяются на однорежимных сверхзвуко­вых двигателях без форсажа. Отличаются они от рассмотренных выше выхлопных устройств конструкцией реактивного сопла (на­садки), имеющего расширяющийся участок (рис.17).

конструкция нерегулируемых дозвуковых выхлопных устройств - student2.ru

Рис.17. Формы сверхзвуковых сопел.

Выходные устройства ТВД являются наиболее простыми по конструкции, так как почти весь теплоперепад сработан в турбине и выходное устройство служит в основном для отвода газов от двигателя. Выходное устройство ТВД (рис.14) состоит из наружного 9 и внутреннего 7 кожухов соедененных между собой жёстко пустотелыми стойками 2. Обтекаемые стойки 2 приварены к кожуху 7 и свободно телескопически входят в манжету 5 приваренную к наружному кожуху 9, чем обеспечивается свобода температурных перемещений. К наружному кожуху 9 приварен передний фланец 3 для крепления к корпусу турбины, и фланец 6 для крепления газоотводящей трубы самолёта. К фланцу 8 крепится кожух стекателя имеющий отверстие на вершине для суфлирования полости кожуха с атмосферой.

Наши рекомендации