Советов по уходу за велосипедом
Ваш велосипед находится на ходу не только благодаря усилиям ваших ног. Помимо этого, ему нужны следующие вещи: больше внимания, правильный уход и чуть-чуть смазки. Вряд ли вы знаете все секреты, нужные для поддержания байка в рабочем состоянии на протяжении многих лет, но, в то же время, здесь вы можете узнать достаточно информации для того, чтобы ваш байк всегда выглядел как новенький. В этой статье вы сможете найти всегда актуальные (за исключением случая, если усовершенствования в области конструкции велосипеда не превратят некоторые из них в устаревшие) советы, которые позволят вам почувствовать себя матерым веломехаником.
1. Никогда не одалживайте инструменты друзьям
2. Если у детали есть резьба – смажьте её.
3. Вы не сможете правильно отрегулировать велосипед, если он весь в грязи и его части плохо смазаны.
4. Доведите до совершенства свое мастерство по замене проколотой шины. Не откладывайте этот пункт на потом.
5. Пластмассовые бортировочные лопатки для обслуживания велосипеда лучше, чем металлические.
6. Трижды подумайте, прежде чем что-нибудь перерезать. В особенности это относиться к рулевой трубе и подседельным штырям.
7. Если вы что-то разбираете, то обязательно запоминайте порядок отсоединения деталей. Это позволит без труда собрать их обратно.
8. Проверяйте давление в шинах перед каждой поездкой на велосипеде, особенно если у вас бескамерные шины.
9. Четыре самых важных предмета, которые обязательно нужно иметь при себе, если вы отправляетесь на велосипедную прогулку: мультитул с выжимкой цепи, насос или баллон CO2, набор заплаток и запасная камера.
10. Если вы что-то регулируете рядом со звездочками, перед началом работ обязательно переключите цепь на большую из них, чтобы не повредить свою руку о зубчики.
11. Периодически проверяйте целостность подшипников в рулевой колонке, втулках и шатунах. Чтобы проверить рулевую колонку, зажмите передний тормоз и подвигайте байк взад-вперед. Для того чтобы проверить подшипники в осевых креплениях колес и шатунах, покрутите педали в разных направлениях. Если при вращении вы чувствуете даже небольшое пошатывание, то деталям вашего велосипеда нужна регулировка. Не оставляйте проблему без внимания, в противном случае она усугубиться и решение обойдется вам дороже.
12. Проверяйте затянутость болтов в шатунах каждый месяц, используя гаечный ключ.
13. После того, как вы приготовили свой байк к транспортировке (на случай, если вы едете куда-то на машине и везёте его с собой), проверьте велосипед на наличие шатающихся или дребезжащих частей. При наличии таковых, замените или закрутите их, и лишь потом упаковывайте велосипед окончательно.
14. WD-40 наоборот поможет открутить любые болты. Но крайне не рекомендуется использовать это средство для смазки цепи.
15. Если ваш велосипед при езде издает какие-либо звуки (скрип, скрежет и т.п.), то это означает, что он пытается осведомить вас о проблеме. Не оставляйте его предупреждения без внимания!
16. Что-то поскрипывает в системе звездочек? Скорее всего, этот скрип вызван расшатыванием осевого болта. Разберите трансмиссию, смажьте резьбу осевого болта и соберите все обратно. После этого затяните всё гаечным ключом, да покрепче!
17. Нанесите тонкий слой смазки на ролики заднего переключателя, если вы услышали, что тот скрипит.
18. Если седло вашего байка издает скрип, нанесите несколько капель машинного масла на место контакта рамки седла и подседельного штыря.
19. Существует три признака того, что ваши тормозные колодки изношены: скрежет, издаваемый при торможении; канавки на колодках практически стерлись; ощущается помеха при торможении.
20. Не трогайте тормозные диски пальцами. Кожный жир может уменьшить силу трения, которая необходима для эффективного торможения.
21. Всегда снимайте диск тормоза перед его обработкой. Используйте прокладку для того, чтобы предотвратить смещение тормозных поршней.
22. У вашего велосипеда тормозные колодки с болтовым креплением? Рано или поздно они придут в негодность. Когда это произойдет, переходите на колодки с картриджами. Установив колодки этого типа, при их износе вы сможете без лишних усилий и регулировок заменить их.
23. Не сжимайте ручку дискового тормоза после снятия колеса с рамы или вилки. В противном случае колодки могут тесно прижаться друг к другу, и разжать их будет невероятно трудно.
24. Поменяли тормозной тросик? Сначала отрегулируйте его так, чтобы колодки находились на одной линии с ободом. Затем с максимально возможным усилием зажмите и разожмите тормозную ручку на руле несколько раз, чтобы уменьшить провисание троса и подтянуть его рубашку? Повторяйте действия до того момента, как вы перестанете чувствовать люфт тормозной ручки. Теперь вы можете подогнать конфигурацию тормозов под свои требования и пожелания.
25. Для восстановления тормозных качеств износившихся колодок используйте наждачную бумагу.
26. Смазывать велосипедную цепь растворителями – плохая идея.
27. Если колесо закреплено неровно после регулировки тормозной системы, убедитесь в том, что пружины эксцентрика установлены правильно. Заострённый конец должен быть всегда направлен внутрь.
28. Со временем герметик в бескамерных шинах высыхает, и становится менее эффективным в предотвращении проколов. Меняйте его каждые три месяца, или даже каждый месяц (если у вас действительно горный велосипед).
29. Большинство экспертов рекомендуют использовать уровень высоты седла как первичное условие комфорта. Однако, они не учитывают одно важное обстоятельство: в зависимости от местности, высоту нужно или увеличивать, или уменьшать.
30. Забыли, какой у вас ниппель? Ниппель Schrader по своей конструкции идентичны тем, что можно найти в машине. Клапаны Presta несколько тоньше, с гаечкой, которую нужно чуть открутить для того, чтобы накачать шину.
31. Места, в которых может прятаться песок: тормозные колодки, пространство между камерой и шиной, различные зажимы и педали.
32. Если карбоновая деталь двигается, хоть это и не предусмотрено конструкцией, вполне вероятно, что она покроется царапинами и придет в негодность.
33. Если вы часто прокалываете колеса, давление воздуха в них, очевидно, слишком низкое.
34. Разница между осью и шпинделем (стержнем) заключается в следующем: ось остается неподвижной в то время, когда что-то вращается вокруг неё (в данном случае колесо). Шпиндель же сам вращается внутри неподвижного тела (каретки).
35. Чаще постукивайте по спицам для проверки, насколько правильно звучит каждая из них. Если какая-то спица по ощущениям отличается от других, или её тон не совпадает с общим тоном звучания спиц, можете быть уверены, что перед вами расшатанная спица, которую нужно заменить или отрегулировать.
36. Старайтесь цеплять поменьше всего лишнего на руль из соображений безопасности, или по крайней мере направляйте выпирающие предметы в сторону от себя.
37. Полезный совет, который пригодиться вам при снятии заднего колеса. Переключитесь на самую большую передачу, таким образом, цепь будет находиться на самой маленькой задней звездочке. Если она будет находиться в середине или ближе к колесу, у вас уйдет куда больше времени на демонтаж звездочек и переключателя.
38. Если надпись на ободе переднего колеса велосипеда не читается слева направо, когда вы сидите в седле, то колесо было закреплено задом наперед.
39. Большинство новых велосипедов имеет запечатанный картридж на каретке, что предопределяет длительность срока службы велосипеда. Он составляет от трех до пяти лет (в случае если вы катаетесь как черепаха – до 8 лет). Но рано или поздно ваш картридж все равно расшатывается, изнашивается и его приходиться менять. Проще всего купить новый. Его замена не займет больше 15 минут, однако лучше оставьте это занятие вашему механику – не потому, что это трудно, а потому что будет гораздо выгоднее заплатить кому-то за установку нового картриджа, чем покупать самому множество редко используемых инструментов, необходимых для этой операции.
40. Берегите ваши пальцы, всегда надевайте защитный колпачок на свежесрезанный трос.
41. Перерезайте их с помощью специального устройства – трососрезателя — инструмента, чем-то похожего на пассатижи. Он обеспечивает ровный срез, без оставшихся старых изношенных концов троса и колющих заусенцев на основании.
42. Никогда не используйте тормозную рубашку с тросом переключателя и наоборот.
43. Несколько капель смазки на тефлоновой основе, нанесенные внутрь рубашки тросика, могут устранить проблему медленного торможения или переключения скоростей.
44. Устанавливая новый трос переключателя, примеряйте, сколько и где отрезать с помощью старой рубашки.
45. Всегда разрезайте рубашку переключателей и тормозов под углом.
46. Лучше использовать металлический наконечник в месте подсоединения рубашки тросика к заднему переключателю, чем пластиковый, который гораздо менее прочный и надежный.
47. Смочите краешек тряпки в обезжиривающем составе и обработайте им все звезды трансмиссии.
48. Протирайте пыль, накапливающуюся на деталях амортизаторов после каждой поездки.
49. Агрессивная езда вызывает нежелательное повреждение всех деталей байка песком и грязью, летящими из-под колес. Не ленитесь помыть его после поездки.
50. Используйте спирт для удаления черных следов от резины тормозных колодок на ободе вашего велосипеда.
51. Изношенные шипы велообуви могут неожиданно позволить ноге слететь с педали, или же наоборот, не дать вам снять обувь с её поверхности.
52. Переключитесь на самую маленькую звездочку перед тем, как оставить ваш байк на длительное хранение. Это предотвратит износ пружин в переключателе скоростей.
53. Необходимо менять подседельный зажим по мере его износа. Если вы продолжите кататься на велосипеде, седло под вами не будет сохранять свое положение, а будет сильно ерзать, что создаст вам огромную проблему.
54. Если зубчики на вашей трансмиссии по форме напоминают вам акульи плавники, то пришло время поменять все звездочки.
55. Чрезмерное уменьшение толщины обода на боковой стороне может привести к тому, что стенка не выдержит давления, что приведёт к аварии. Проверьте обода вашего велосипеда, изучив внимательным взглядом его боковые стороны. Проведите пальцами по тормозной поверхности, чтобы ощутить прочность боковой стенки обода.
56. Цепь и зубчики звездочек трансмиссии изнашиваются вместе
57. Если вам нечем проверить состояние цепи, просто возьмите в руки линейку. Если 24 секции цепи составляют больше чем 30.6 см от заклепки до заклепки, необходимо заменить цепь. В случае если значение достигает 30.8 см, зубцы звездочек также сильно изношены и нуждаются в замене.
58. Защитите перья рамы, аккуратно обмотав их изолентой или любым другим подручным средством.
59. Когда вы снимаете цепь с помощью выжимки, не вытаскивайте штырь из звена цепи. Вставить его обратно нереально сложно!
60. Чтобы правильно зажать эксцентрик, закрутите гайку на противоположной стороне, так чтобы она не шаталась, но и не была затянута до упора, а затем зажмите ручку с другой стороны до упора. При этом вы должны чувствовать сопротивление, но недостаточно сильное для того, чтобы не дать вам сжать рычаг до конца. Если у вас не получается так сделать, немного ослабьте гайку и попробуйте снова.
61. Научитесь правильно использовать гаечный ключ. Это единственный способ надежно закрепить все болты.
62. Разные смазки для цепи могут сильно отличаться друг от друга. Выбирайте смазку для своего байка в соответствии с условиями езды (шоссе-грунт, сухо-дождь).
63. Карбоновые подседельные штыри всегда страдают от трения с рамой, независимо от того, из какого материала она изготовлена. Металлическая рама в сочетании с карбоновыми креплениями всегда предполагает тщательный уход за каждой деталью.
64. После смазывания цепи, проверните её на несколько оборотов назад и затем протрите цепь чистой и сухой тряпкой.
65. Наносите смазку на ролики в цепи, а не на её боковые стороны и заклепки.
66. Используйте пасту для создания трения (она содержит частички песка) для карбоновых деталей. Смазка для них не подходит.
67. Смазывая амортизационную вилку, не забывайте следовать рекомендациям производителя относительно вида смазки. Неподходящие лубриканты могут испортить внутренние пластиковые и резиновые детали и части.
68. Никогда не счищайте масляную пленку с новой цепи. Отложите это на потом. Начинайте традицию замены смазки после того, как заводская сойдет окончательно, что обычно занимает несколько дней.
69. Если не удалить первопричину проблемы – шип, стекло, камень, или металлическое лезвие — из внутренностей шины, или не обнаружите, и не устраните отверстие прокола на шине, вас будет ждать неисчислимое множество новых проколов.
70. Не прижимайте заплатку к камере пока клей не перестанет быть прозрачным.
71. Заменяя спицу, убедитесь в том, что новая спица соответствует замененной по длине. Если новая спица длиннее, то существует риск прокола шины.
72. Прикрепите крючки-держатели в вашем гараже, чтобы поддерживать байк в вертикальном положении. Оставляя велосипед стоять и опираться на один бок, вы рискуете повредить его систему переключения скоростей.
73. Храните горный велосипед так, чтобы амортизационная вилка находилась в приподнятом положении. Это необходимо для того, чтобы масло могло стекать вниз и, таким образом, могло поддерживать вилку хорошо смазанной на протяжении всего срока хранения.
74. Если у вас нет иного выхода, кроме как хранить велосипед на бетонном полу гаража, подстелите коврик под шины, чтобы предотвратить появление трещин и других повреждений.
75. Регулярно проверяйте карбоновую раму на предмет наличия трещин или царапин, и при обнаружении замажьте их, нанеся на место повреждения несколько слоев лака.