Сервисное обслуживание торгового холодильного оборудования
Торговое холодильное оборудование требует высококачественного технического обслуживания, так называемого сервисного обслуживания.
Основным отличием его от бытового холодильника являются вес и габариты. При схожести системы и принципов действия именно вес и габариты изделия оказывают влияние на его надежность. Даже если оборудование с завода вышло исправным, что подтверждено ОТК в паспорте изделия, вибрация и тряска при перевозке, толчки и удары при кантовке, погрузке и разгрузке могут привести к обрывам и поломке капиллярных трубок или мест соединения, обеспечивающих циркуляцию хладагента в системе. Следствием может стать утечка хладагента и перегрев двигателя.
Поломка изделия в первый момент включения может произойти, если весь хладагент вытек сразу или постепенно, при небольшой утечке. Проверить это — первая задача специалиста после распаковки оборудования. Проверяет он это не на глаз, а с помощью специального прибора. Кроме того, холодильная установка отечественного производства включает в себя терморегулирующий вентиль (ТРВ), который в режиме транспортировки переводится в состояние «закрыто» и требует регулировки после включения на нужную потребителю температуру. Регулировка ТРВ — вторая задача специалиста.
Приведенные примеры говорят о том, что как отечественное, так и импортное оборудование при пуске изделия в эксплуатацию требуют к себе квалифицированного подхода со стороны специалиста-механика, в задачу которого входит обеспечение наличия хладагента в системе, открытие и регулировка ТРВ, дозаправка хладагентом (если требуется), герметизация мест утечки и только затем пуск оборудования в эксплуатацию.
Кроме этих необходимых мероприятий, особенно в отечественном оборудовании, в зависимости от напряжения питания (220 В или 380 В), необходимо подключение кабеля питания, который не всегда входит в комплект изделия. Это тоже должен делать специалист.
При покупке оборудования в любой фирме добросовестный продавец должен в обязательном порядке предупредить клиента об условиях осуществления гарантий на проданное изделие. Такими условиями могут быть:
1. На отечественное оборудование:
- гарантии завода-изготовителя при условии монтажа и пусконаладочных работ специализированными сервисными организациями, имеющими лицензию завода;
- гарантии фирмы-продавца при условии монтажа и пусконаладочных работ своими специалистами (если эта фирма имеет лицензию завода-изготовителя) или лицензированной специализированной фирмой-партнером по договору;
2. На импортное оборудование:
- изделие реализуется без гарантии;
- замена изделия целиком или вышедших из строя деталей в течение 10 дней со дня продажи, при отсутствии монтажа специалистами данной фирмы;
- полный срок гарантии, если монтаж, пуск, наладку и дальнейшее техническое обслуживание проводят специалисты фирмы-продавца.
Практически во всех случаях условием предоставления гарантий является проведение пусконаладочных работ специализированными организациями. Это положение юридически следует из Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, которая регулирует взаимоотношения между производителем, продавцом и потребителем продукции производственно-технического назначения, к которому относится торговое холодильное оборудование.
Одно из положений Инструкции гласит: «Изготовитель (поставщик) обязан за свой счет устранить дефекты, выявленные в продукции в течение гарантийного срока, или заменить продукцию, если не докажет, что дефекты возникли в результате нарушений покупателем (получателем) правил эксплуатации продукции или ее хранения».
Правила эксплуатации приведены в техническом паспорте на изделие или в инструкции по его эксплуатации. В этих документах обычно присутствует следующая фраза: «Завод-изготовитель... гарантирует устранение дефектов изготовления при условии проведения монтажных и пуско-наладочных работ специализированными организациями, имеющими лицензию завода-изготовителя. Это правило (гарантия устранения дефектов) не распространяется на те случаи, когда изделие вышло из строя по вине владельца оборудования в результате несоблюдения требований эксплуатационной документации (т.е. привлечения к монтажу нелицензированных организаций)».
Эта формулировка фактически позволяет производителю не принимать претензий к качеству работы его оборудования, если монтаж, пуск и наладку осуществляли не специалисты, квалификация которых и право на проведение таких работ не подтверждены соответствующими документами (сертификатом, лицензией).
Кроме необходимости проведения пусконаладочных работ, в технических паспортах на изделия предусмотрен и такой вид специализированных работ, как техническое обслуживание в период эксплуатации. По регламенту специалист-механик должен не реже одного раза в квартал проводить комплекс мероприятий, связанных с очисткой машинного отделения, дозаправкой системы (если требуется), санитарной обработкой элементов системы, регулированием режимов работы оборудования в зависимости от условий внешней среды и т.д. И прежде, и сегодня эти работы были и остаются необходимым условием поддержания работоспособности оборудования, за которые необходимо платить.
Несмотря на обилие ремонтно-сервисных организаций, система обслуживания холодильного оборудования в настоящее время разрозненна, перестала быть комплексной, т.е. включающей в себя все этапы: от проведения монтажных и пусконаладочных работ, технического обслуживания до периодического сервисного обслуживания в течение и по окончании гарантийного срока.
Всю цепочку ремонтно-сервисных мероприятий условно можно разделить на два этапа: обслуживание в период гарантийного срока и по его окончании. Практически все фирмы-продавцы выдают покупателю гарантийные талоны на определенный срок и предлагают провести монтажные и пусконаладочные работы, что является условием принятия проданного оборудования на гарантию.
Стоимость проведения таких работ колеблется в среднем от 5 до 100% ‑ для холодильных витрин и шкафов, и от 15 до 30% ‑ для холодильных камер. Но не учитывается, что даже в период гарантии холодильному оборудованию требуется регулярное техническое обслуживание, договора на проведение которого покупатели, как правило, заключать не хотят.
Владелец оборудования обращается на фирму только в случае выхода оборудования из строя. Фирма-продавец, так же как и сервисные фирмы, предлагает полностью заменить агрегат или вышедший из строя блок, что стоит значительно дороже, чем обошелся бы ремонт на специализированном комбинате при наличии соответствующей производственной ремонтной базы, как это было в прошлом.
По окончании срока гарантии владелец оборудования заключает договор на послегарантийное обслуживание с сервисной организацией или же обращается к знакомому механику-холодильщику (на договорной основе), который в зависимости от своей квалификации с определенной периодичностью (или же только по вызову) проводит те или иные виды работ. Последний вариант наиболее характерен для владельцев небольших продовольственных магазинов.
Техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования должны проводиться специализированными ремонтно-монтажными фирмами, имеющими лицензию на право проведения таких работ.
Для безотказной работы оборудования рекомендуется не реже одного раза в месяц проводить техническое обслуживание и каждые 6 мес. ‑ текущий ремонт.
Особое внимание нужно обратить на обязательное заземление холодильных агрегатов и пусковых приборов. Заземление должно периодически проверяться.
Техническое обслуживание (на примере отечественного оборудования) ‑ это:
- проверка комплектности и технического состояния изделия. Путем внешнего осмотра проверяют наличие составных частей изделия, устраняют провисание проводов, укрепляют сливной шланг и втулки, щиток испарителя и ограждения машинного отделения;
- проверка надежности крепления и отсутствия механических повреждений защитного заземления (зануление);
- осмотр электроаппаратуры, приборов автоматики и затяжка электроконтактных соединений;
- проверка работы освещения (сводится к трехкратному включению и выключению тумблера «свет»);
- проверка работы системы оттаивания испарителя и стока конденсата (осуществляется нажатием кнопки терморегулятора до упора);
- очистка от пыли и грязи конденсатора холодильной машины;
- проверка герметичности холодильной системы (в местах сварных и разъемных соединений);
- проверка температурного режима и его настройка (сводится к замеру температуры в центре охлаждаемого объема).
Текущий ремонт включает:
- проведение работ, предусмотренных техническим обслуживанием;
- проверку контактов магнитного пускателя и контактных соединений;
- очистку конденсатора холодильного агрегата от загрязнений;
- проверку сопротивления между зажимом «земля» и металлическими частями шкафа, которые в результате нарушения изоляции могут оказаться под напряжением;
- по результатам дефектовки: замену или ремонт осушителя и приборов автоматики.