U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя
U – образные характеристики (рис.6.5) представляют собой зависимости тока статорной обмотки I1 от тока обмотки возбуждения Iв при постоянном моменте на валу двигателя.
Эти характеристики показывают что изменение тока возбуждения не влияет на активную составляющую тока I1а , а влияет на реактивную составляющую тока I1р обмотки статора. Активную составляющую тока I1а зависит только от момента на валу двигателя.
То есть, синхронный двигатель является генератором реактивного тока: индуктивного по отношению к напряжению сети при недовозбуждении и емкостного при перевозбуждении. Указанная способность синхронных двигателей является их ценным качеством, которое используют для повышения коэффициента мощности электрических установок.
Рабочие характеристики. Рабочие характеристики синхронного двигателя представляют собой зависимость частоты вращения ротора , потребляемой мощности полезного момента , коэффициента мощности и тока в обмотке статора от полезной мощности двигателя (рис. 6.6). Частота вращения ротора всегда равна синхронной частоте , поэтому график имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс, Полезный момент на валу синхронного двигателя . Так как рабочие характеристики снимают при условии , то график имеет вид прямой, выходящей из начала координат. Мощность на входе двигателя . С ростом нагрузки на валу двигателя увеличиваются также и потери поэтому потребляемая мощность растет быстрее полезной мощности и график имеет несколько криволинейный вид.
Вид графика зависит от вида настройки тока возбуждения: если в режиме х.х. ток возбуждения установлен таким, что , то с ростом нагрузки коэффициент мощности снижается, если же установить при номинальной нагрузке, то при недогрузке двигатель будет забирать из сети реактивный опережающий ток, а при перегрузке – отстающий. Обычно устанавливают ток возбуждения таким, чтобы при средней нагрузке. В этом случае коэффициент мощности во всем диапазоне нагрузок остается достаточно высоким. Если же установить ток в обмотке возбуждения синхронного двигателя таким, чтобы был при нагрузке несколько превышающей номинальную, то при номинальной нагрузке и двигатель будет потреблять из сети опережающий по отношению к напряжению сети ток, что приведет к повышению коэффициента мощности этой сети. В этом отношении синхронные двигатели выгодно отличаются от асинхронных, работающих с отстающим по фазе током (особенно при недогрузке двигателя) и снижающих энергетические показатели питающей сети.
Рисунок - 6.5. U – образные характеристики Рисунок 6.6 - Рабочие характеристики
синхронного двигателя синхронного двигателя
Ток в обмотке статора двигателя . Из этого выражения видно, что ток с увеличением нагрузки на валу двигателя растет быстрее, чем потребляемая мощность , вследствие уменьшения .
Так как ротор синхронного двигателя вращается в ту же сторону, что и поле статора, то направление вращения ротора определяется порядком следования фаз линейных проводов, подведенных к обмотке статора, и порядком расположения фаз обмотки статора. Для изменения направления вращения трехфазного синхронного двигателя необходимо переключить два линейных привода, подведенных из сети к выводам обмотки статора.
Необходимо отметить, что синхронные двигатели по сравнению с асинхронными имеют преимущество, заключающееся в том, что они могут работать с , не создавая в питающей сети индуктивных токов, вызывающих дополнительные потери энергии. Более того, при работе с перевозбуждением синхронные двигатели создают в сети емкостный ток, чем способствуют повышению коэффициента мощности энергосистемы в целом. Другое достоинство синхронных двигателей состоит в том, что основная составляющая электромагнитного момента пропорциональна напряжению сети , а у асинхронных двигателей электромагнитный момент пропорционален . По этой причине при понижении напряжения в сети синхронные двигатели сохраняют большую перегрузочную способность, чем асинхронные.
К недостаткам синхронных двигателей относятся их более сложная конструкция и повышенная стоимость по сравнению с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором. Кроме того, для работы синхронного двигателя требуется устройство для питания постоянным током обмотки возбуждения.
Опыт эксплуатации показал, что применение синхронных двигателей общего назначения наиболее целесообразно при мощности 200 кВт и более в установках, не требующих частых пусков и регулирования частоты вращения (мощные насосы, вентиляторы, компрессоры и т. п.).
Описание установки.
Экспериментальная установка включает в себя синхронный двигатель М, нагрузочный генератор постоянного тока независимого возбуждения «G», датчик частоты вращения «В» с указателем частоты вращения «П» и указателем угла нагрузки «δ». Статорная обмотка синхронного двигателя получает питание через трехфазную трансформаторную группу «А2» и выключатель А6; Обмотка возбуждения СД получает питание от регулируемого источника питания «G3» после разгона двигателя до подсинхронной скорости для асинхронного пуска СД применяется пускорегулировочные сопротивления «блок А9» и автомат «А8». В якорной цепи нагрузочного генератора включено сопротивление нагрузки «блок А10». Для контроля параметров тока и напряжения в цепи якоря генераторе и напряжение в цепи статора применяется блок мультиметров «Р1»; для измерения мощности – блок Р2.
Данные по электроаппаратам установки сведены в таблицу 6.1
Перечень аппараты
Таблица 6.1
Обозначение | Наименование | Тип | Параметры |
G1 | Трехфазный источник питания | 201.2 | ~ 400 В / 16 А |
G2 | Источник питания машины постоянного тока | 206.1 | - 0…250 В / 3 А (якорь) / - 200 В / 1 А (возбуждение) |
G3 | Возбудитель синхронной машины | 209.2 | - 0…40 В / 3,5 А |
G4 | Нагрузочный генератор | 101.2 | 90 Вт / 220 В / 0,56 А (якорь) / 2×110 В / 0,25 А (возбуждение) |
G5 | Преобразователь угловых перемещений | 6 вых. каналов / 2500 импульсов за оборот | |
М1 | Синхронный двигатель | 102.1 | 100 Вт / ~ 230 В / 1500 мин- |
А2 | Трёхфазная трансформаторная группа | 347.1 | 3´80 В×А / 230 В/242,235, 230, 226, 220, 133, 127 В |
А6, А8 | Трехполюсный выключатель | 301.1 | ~ 400 В / 10 А |
А9 | Реостат для цепи ротора машины переменного тока | 307.1 | 3 ´ 0…40 Ом / 1 А |
А10 | Активная нагрузка | 306.1 | 220 В / 3´0…50 Вт; |
Р1 | Блок мультиметров | 508.2 | 3 мультиметра 0...1000 В / 0...10 А / 0…20 МОм |
Р2 | Измеритель мощностей | 507.2 | 15; 60; 150; 300; 600 В / 0,05; 0,1; 0,2;0,5 А. |
Р3 | Указатель частоты вращения | 506.2 | -2000…0…2000 мин-1 |
Р5 | Указатель угла нагрузки синхронной машины | 505.2 | – 180°...0...180° |
Рисунок 6.7 - Принципиальная схема
Рисунок 6.8 – Схема соединений
Источник G1 - источник синусоидального напряжения промышленной частоты.
Источник питания двигателя постоянного тока G2 используется для питания регулируемым напряжением обмотки возбуждения машины постоянного тока G4, работающей в режиме генератора с независимым возбуждением.
Активная нагрузка А10 используется для нагружения генератора G4.
Возбудитель G3 служит для питания обмотки возбуждения машины переменного тока М1, работающей в режиме синхронного двигателя.
Преобразователь угловых перемещений G5 генерирует импульсы, поступающие на вход указателя частоты вращения Р3 электромашинного агрегата.
Машина (синхронный двигатель) М1 получает питание от источника G1 через трехфазную трансформаторную группу А2 и выключатель А6.
Реостат А9 выполняет роль резистора синхронизации и подключается выключателем А8 к обмотке возбуждения синхронного двигателя М1 на этапе пуска последнего.
С помощью линейного реактора моделируется сопротивление кабеля, питающего двигатель М1.
С помощью мультиметра блока Р1 контролируется линейное напряжение статорной обмотки двигателя М1.
С помощью измерителя Р2 контролируются потребляемая активная и потребляемая (развиваемая) реактивная мощности, испытуемым двигателем М1.
С помощью указателя Р5 контролируется угол нагрузки синхронного двигателя М1.
6.3 Указания по проведению эксперимента
1) Убедитесь, что устройства, используемые в эксперименте, отключены от сети электропитания.