U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя

U – образные характеристики (рис.6.5) представляют собой зависимости тока статорной обмотки I1 от тока обмотки возбуждения Iв при постоянном моменте на валу двигателя.

Эти характеристики показывают что изменение тока возбуждения не влияет на активную составляющую тока I , а влияет на реактивную составляющую тока I обмотки статора. Активную составляющую тока I зависит только от момента на валу двигателя.

То есть, синхронный двигатель является генератором реактивного тока: индуктивного по отношению к напряжению сети при недовозбуждении и емкостного при перевозбуждении. Указанная способность синхронных двигателей является их цен­ным качеством, которое используют для повышения коэффициен­та мощности электрических установок.

Рабочие характеристики. Рабочие характеристики синхрон­ного двигателя представляют собой зависимость частоты враще­ния ротора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru , потребляемой мощности U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru полезного момента U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru , коэффициента мощности U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru и тока в обмотке статора U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru от по­лезной мощности двигателя U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru (рис. 6.6). Частота вращения рото­ра U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru всегда равна синхронной частоте U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru , поэтому гра­фик U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс, Полезный момент на валу синхронного двигателя U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru . Так как рабочие характеристики снимают при условии U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru , то график U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru имеет вид прямой, выходящей из начала координат. Мощность на входе двигателя U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru . С ростом нагрузки на валу двигателя увеличиваются также и потери U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru поэтому потребляемая мощность U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru растет быстрее полезной мощ­ности U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru и график U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru имеет несколько криволинейный вид.

Вид графика U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru зависит от вида настройки тока возбуждения: если в режиме х.х. ток возбуждения установлен та­ким, что U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru , то с ростом нагрузки коэффициент мощности снижается, если же установить U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru при номинальной на­грузке, то при недогрузке двигатель будет забирать из сети реак­тивный опережающий ток, а при перегрузке – отстающий. Обыч­но устанавливают ток возбуждения таким, чтобы U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru при средней нагрузке. В этом случае коэффициент мощно­сти во всем диапазоне нагрузок остается достаточно высоким. Ес­ли же установить ток в обмотке возбуждения синхронного двига­теля таким, чтобы U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru был при нагрузке несколько превышающей номинальную, то при номинальной нагрузке U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru и двигатель будет потреблять из сети опережающий по отношению к напряжению сети ток, что приведет к повышению коэффициента мощности этой сети. В этом отношении синхрон­ные двигатели выгодно отличаются от асинхронных, работающих с отстающим по фазе током (особенно при недогрузке двигателя) и снижающих энергетические показатели питающей сети.

U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru

Рисунок - 6.5. U – образные характери­стики Рисунок 6.6 - Рабочие характеристики

синхронного двигателя синхронного двигателя

Ток в обмотке статора двигателя U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru . Из этого выражения видно, что ток U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru с увеличением нагрузки на валу дви­гателя растет быстрее, чем потребляемая мощность U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru , вследствие уменьшения U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru .

Так как ротор синхронного двигателя вращается в ту же сторону, что и поле статора, то направление вращения ротора определяется порядком следования фаз линейных проводов, подведенных к обмотке статора, и порядком расположения фаз обмотки статора. Для изменения направления вращения трехфазного синхронного двигателя необходимо переключить два линейных привода, подведенных из сети к выводам обмотки статора.

Необходимо отметить, что синхронные двигате­ли по сравнению с асинхронными имеют преимущество, заклю­чающееся в том, что они могут работать с U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru , не создавая в питающей сети индуктивных токов, вызывающих дополнительные потери энергии. Более того, при работе с перевозбуждением син­хронные двигатели создают в сети емкостный ток, чем способст­вуют повышению коэффициента мощности энергосистемы в це­лом. Другое достоинство синхронных двигателей состоит в том, что основная составляющая электро­магнитного момента пропорциональна напряжению сети U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru , а у асинхронных двигателей электромагнитный момент пропорциона­лен U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru . По этой причине при понижении напряжения в сети синхронные двигатели сохраняют большую перегрузочную способность, чем асинхронные.

К недостаткам синхронных двигателей относятся их более сложная конструкция и повышенная стоимость по сравнению с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором. Кроме того, для работы синхронного двигателя требуется устройство для питания постоянным током обмотки возбуждения.

Опыт эксплуатации показал, что применение синхронных дви­гателей общего назначения наиболее целесообразно при мощности 200 кВт и более в установках, не требующих частых пусков и ре­гулирования частоты вращения (мощные насосы, вентиляторы, компрессоры и т. п.).

Описание установки.

Экспериментальная установка включает в себя синхронный двигатель М, нагрузочный генератор постоянного тока независимого возбуждения «G», датчик частоты вращения «В» с указателем частоты вращения «П» и указателем угла нагрузки «δ». Статорная обмотка синхронного двигателя получает питание через трехфазную трансформаторную группу «А2» и выключатель А6; Обмотка возбуждения СД получает питание от регулируемого источника питания «G3» после разгона двигателя до подсинхронной скорости для асинхронного пуска СД применяется пускорегулировочные сопротивления «блок А9» и автомат «А8». В якорной цепи нагрузочного генератора включено сопротивление нагрузки «блок А10». Для контроля параметров тока и напряжения в цепи якоря генераторе и напряжение в цепи статора применяется блок мультиметров «Р1»; для измерения мощности – блок Р2.

Данные по электроаппаратам установки сведены в таблицу 6.1

Перечень аппараты

Таблица 6.1

Обозначение Наименование Тип Параметры
G1 Трехфазный источник питания 201.2 ~ 400 В / 16 А
G2 Источник питания машины постоянного тока 206.1 - 0…250 В / 3 А (якорь) / - 200 В / 1 А (возбуждение)
G3 Возбудитель синхронной машины 209.2 - 0…40 В / 3,5 А
G4 Нагрузочный генератор 101.2 90 Вт / 220 В / 0,56 А (якорь) / 2×110 В / 0,25 А (возбуждение)
G5 Преобразователь угловых перемещений 6 вых. каналов / 2500 импульсов за оборот
М1 Синхронный двигатель 102.1 100 Вт / ~ 230 В / 1500 мин-
А2 Трёхфазная трансформаторная группа 347.1 3´80 В×А / 230 В/242,235, 230, 226, 220, 133, 127 В
А6, А8 Трехполюсный выключатель 301.1 ~ 400 В / 10 А
А9 Реостат для цепи ротора машины переменного тока 307.1 3 ´ 0…40 Ом / 1 А
А10 Активная нагрузка 306.1 220 В / 3´0…50 Вт;
Р1 Блок мультиметров 508.2 3 мультиметра U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru 0...1000 В / U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru 0...10 А / 0…20 МОм
Р2 Измеритель мощностей 507.2 15; 60; 150; 300; 600 В / 0,05; 0,1; 0,2;0,5 А.
Р3 Указатель частоты вращения 506.2 -2000…0…2000 мин-1
Р5 Указатель угла нагрузки синхронной машины 505.2 – 180°...0...180°

U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru

Рисунок 6.7 - Принципиальная схема

U – образные и рабочие характеристики синхронного двигателя - student2.ru

Рисунок 6.8 – Схема соединений

Источник G1 - источник синусоидального напряжения промышленной частоты.

Источник питания двигателя постоянного тока G2 используется для питания регулируемым напряжением обмотки возбуждения машины постоянного тока G4, работающей в режиме генератора с независимым возбуждением.

Активная нагрузка А10 используется для нагружения генератора G4.

Возбудитель G3 служит для питания обмотки возбуждения машины переменного тока М1, работающей в режиме синхронного двигателя.

Преобразователь угловых перемещений G5 генерирует импульсы, поступающие на вход указателя частоты вращения Р3 электромашинного агрегата.

Машина (синхронный двигатель) М1 получает питание от источника G1 через трехфазную трансформаторную группу А2 и выключатель А6.

Реостат А9 выполняет роль резистора синхронизации и подключается выключателем А8 к обмотке возбуждения синхронного двигателя М1 на этапе пуска последнего.

С помощью линейного реактора моделируется сопротивление кабеля, питающего двигатель М1.

С помощью мультиметра блока Р1 контролируется линейное напряжение статорной обмотки двигателя М1.

С помощью измерителя Р2 контролируются потребляемая активная и потребляемая (развиваемая) реактивная мощности, испытуемым двигателем М1.

С помощью указателя Р5 контролируется угол нагрузки синхронного двигателя М1.

6.3 Указания по проведению эксперимента

1) Убедитесь, что устройства, используемые в эксперименте, отключены от сети электропитания.

Наши рекомендации