Организация борьбы с пожаром

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

- обнаружение пожара и выявление его места и размеров;

- ограничение распространения пожара;

- предупреждение возможных при пожаре взрывов;

- ликвидация пожара и его последствий.

На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:

- посты управления;

- различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;

- элементы систем сигнализации обнаружения пожара;

- элементы спринклерной установки;

- элементы средств пожаротушения;

- путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д.;

- элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию.

Однако, по усмотрению администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.

Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов левого и правого бортов).

Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.

Индивидуальные действия

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);

2. обесточить электрооборудование;

3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;

4. если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;

5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:

• убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;

• охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Действия экипажа

После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:

• прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств тушения пожара;

• обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;

• организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным отсеком, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;

• доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ

Пожар — это неконтролируемый процесс горения, приносящий материальный ущерб вред жизни и здоровью граждан, интересам государства и общества в целом.

Существует огромное количество классификационных признаков возгораний, выделяют множество видов и типов пожаров в зависимости от вида горящих веществ и материалов:

- Пожар класса «А» — горение твердых веществ

· А1 — горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, уголь, текстиль);

· А2 — горение твердых веществ, не сопровождаемых тлением (например, пластмасса).

- Пожар класса «B» — горение жидких веществ

· B1 — горение жидких веществ, нерастворимых в воде (например, бензин, эфир, нефтепродукты). Также, горение сжижаемых твердых веществ (например, парафин, стеарин);

· B2 — горение жидких веществ, растворимых в воде (например, спирт, глицерин).

- Пожар класса «C» — горение газообразных веществ

· Горение бытового газа, пропана и других.

· - Пожар класса «D» — горение металлов D1 — горение легких металлов, за исключением щелочных (например, алюминий, магний и их сплавы);

· D2 — горение щелочных металлов (например, натрий, калий);

· D3 — горение металлосодержащих соединений (например, металлоорганические соединения, гидриды металлов).

- Пожар класса «E» — горение электроустановок

- Пожар класса «F» — горение радиоактивных материалов и отходов

СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ “ИНЕРГЕН”

Инерген — дружественная по отношению к окружающей среде противопожарная система, действующий элемент которой состоит из газов, уже присутствующих в атмосфере. Инерген — инертный, то есть неразжиженный, нетоксичный и негорючий газ. Он состоит на 52 % из азота, на 40 % из аргона, и на 8 % из углекислого газа. Это значит, что он не наносит вред окружающей среде и не повреждает оборудование и другие предметы.

Метод тушения пожара, заложенный в Инерген «замещение кислорода» — уровень кислорода в помещении падает и огонь гаснет.

В атмосфере Земли содержится приблизительно 20,9 % кислорода.

Метод замещения кислорода заключается в том, чтобы понизить уровень кислорода до приблизительно 15 %. При таком уровне кислорода огонь в большинстве случаев неспособен гореть и погаснет в пределах 30-45 секунд.

Отличительной особенностью Инерген является содержание в его составе 8 % углекислого газа.

Физиологически это выражается в способности организма человека перекачивать больший объём крови. В результате организм снабжается кровью также как если бы человек дышал обычным атмосферным воздухом.

Наши рекомендации