Рабочий процесс в камере сгорания и определение основных параметров газотурбинных установок
§ 22. Топлива для ГТУ и их характеристики
В газотурбинных установках используют жидкие и газообразные органические топлива.
Жидкие топлива являются продуктами перегонки нефти. В нашей стране наибольшие запасы нефти расположены в Южно-Каспийском, Волго-Уральском, Краснодарском, Тймене-Печерском, Мангышлакском, Западно-Сибирском и Сахалинском месторождениях. После переработки нефти получают топлива разных составов. В газотурбинных установках используют легкое и тяжелое дистиллятное, а также остаточное топливо.
Легкое дистиллятное топливо, представляющее собой низкокипящую фракцию прямой перегонки, крекинга или риформинга - нефти, подразделяют на топливо для карбюраторных, реактивных . ' и дизельных двигателей. Некоторые виды дизельного топлива, непригодные для использования "в дизельных двигателях, могут использоваться в ГТУ.
Тяжелое дистиллятное газотурбинное топливо, являющееся дистиллятом нефти, сланца или остаточных нефтепродуктов, служит основным жидким топливом для стационарных и транспортных ГТУ.
- К остаточным относят моторные топлива, флотские и топочные мазуты, являющиеся тяжелыми вязкими остатками прямой перегонки и крекинга нефти, или их смеси с более легкими топливами. При использовании в ГТУ этих топлив необходимы их промывка и ввод присадок.
Газообразные топлива—это природный и искусственный газы.
Природный газ добывают на газовых месторождениях. Запасы природного газа в СССР наибольшие в "Бгаре. Крупнейшими месторождениями являются Тюменское и Уренгойское, а также на Северном Кавказе, Украине, Северном Урале, Волге и в Средней Азии. Кроме того, на нефтяных месторождениях добывают разновидность природного газа — попутный газ.
Искусственный газ является побочным продуктом доменного, коксового и других производств. Кроме того, его получают в специальных газогенераторных установках или в результате подземной газификации угля.
Основными характеристиками жидкого и газообразного топлива являются его состав, теплота сгорания, зольность, вязкость, температура вспышки и застывания, стабильность, совместимость с другими видами топлива, характер взаимодействия с водой.
Органическое топливо в основном состоит из сложных углеводородов. В относительно небольших количествах в нем содержатся азот, сера, кислород, щелочные металлы и другие элементы. Состав топлива принято представлять в виде процентного массового содержания углерода С, водорода Н, азота N, кислорода О, серы S, минеральной' негорючей части (золы) А и влаги W. Различают рабочую, сухую (без влаги), горючую (без влаги и золы) и органическую массы топлива.
Массу топлива в том виде, в котором оно поступает к потребителю, называют рабочей. Рабочая масса топлива может быть представлена в следующем виде: Ср+.Нр+№-Юр+£р+Ар+Шр=== 100%. Индекс «р» указывает на содержание данного компонента в рабочей массе топлива. По составу топлива рассчитывают тепловой и материальный балансы процесса горения. Рабочая и сухая массы некоторых видов топлива могут заметно отличаться друг от друга.
Топливо содержит горючие и негорючие части. Горючей частью топлива являются углерод, водород и частично сера. Азот и кислород— негорючие составляющие. Сера, входящая в состав топлива, подразделяется на органическую, колчеданную и сульфатную, из которых горючими являются органическая и колчеданная. В жидких топливах содержатся органические соединения серы. Наличие серы в топливе нежелательно. Продукты окисления серы — сернистый ангидрид SO2 и особенно серный ангидрид SO3 — вызывают интенсивную коррозию металлических поверхностей и загрязняют атмосферу.
Наличие влаги в топливе требует дополнительных затрат теплоты на ее нагрев, испарение и снижает температуру горения. При повышенной влажности усиливается коррозия деталей оборудования, а также из-за налипания топлива забиваются фильтры. В воде, кроме того, растворено основное количество соединений коррозионно-агрессивных щелочных металлов.
Одной из важных характеристик топлива является теплота сгорания. При горении в результате экзотермических реакций окисления происходит выделение теплоты, количество которой зависит прежде всего от состава топлива. Различают высшую QBp и низшую QhP теплоту сгорания. При охлаждении продуктов горения до температуры конденсации содержащихся в них водяных паров •выделяется теплота конденсации. Количество теплоты, выделяющейся при сжигании единицы массы или объема топлива с учетом этой теплоты, называют высшей теплотой сгорания топлива Qbp. Низшей теплотой сгорания QyP называют количество теплоты, в котором не учитывается возврат теплоты от конденсации водяных паров. Низшая и высшая теплота сгорания связана следующим соотношением:
QhP= QBp — <W= QbP — 2,5UWP/100 + 9HtV100),
где Wp/100 — количество водяных паров, образующееся при испарении влаги из 1 кг топлива; 9НР/100— количество водяных паров, ' образующееся при сжигании водорода, содержащегося в 1 кг топлива; /-==2,51 МДж/кг — скрытая теплота парообразования; Овп —количество водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания. Температура газов после камеры сгорания ГТУ высока, и конденсации водяных паров в проточной части газовой турбины и выхлопном тракте не происходит. Поэтому при расчете ГТУ используют низшую теплоту сгорания топлива Q^>.
v После завершения процесса горения топлива образуется зола — твердый негорючий остаток. При сгорании жидких топлив образуется зола, в которую входят соли, оксиды металлов и кремний, содержащиеся в топливе в свободном состоянии или в виде химических соединений. Соединения некоторых металлов (Na, Ca, Pb) попадают в топливо в процессе производства, перевозки и хранения. Кроме того, при сжигании жидких топлив могут образовываться легкоплавкие соединения ванадия, натрия, калия и свинца, которые при высоких температурах вызывают коррозию металлов. Соединения кальция образуют прочные отложения на металлических поверхностях. Золовьгё отложения оседают на внутренней поверхности жаровых труб, сопловых и рабочих лопатках. Содержание (мг/кг) отдельных элементов в жидком топливе не должно превышать: натрия и калия — 0,5—1 (суммарное); ванадия — 0,5; свинца — 1—2; кальция — 1—5. При большем их содержании необходима предварительная очистка топлива. Л При сжигании газообразного топлива зола образуется в основном из содержащихся в нем твердых частиц.
^ Вязкость топлива характеризует возникающее в нем при движении внутреннее трение. Вязкость газообразных топлив крайне мала. Различные сорта жидких топлив имеют разную вязкость. Чем легче топливо, тем меньше его вязкость. Для количественной оценки вязкости используют градусы условной вязкости (° ВУ), выражающие отношение времени вытекания через калиброванное отверстие 2 -10~4 м3 рассматриваемой жидкости к времени вытекания такого же объема воды при 20° С. Для качественного рас-пыливания форсунками и надежной транспортировки по трубопроводам вязкость жидкого топлива не должна превышать 2—3° ВУ. При нагревании до определенной температуры вязкость топлива сначала быстро уменьшается, а затем остается практически
__^постоянной. Вязкость тяжелого жидкого топлива (° ВУ*) при температуре t можно определить по формуле
°ВУ,=--=°ВУБО(50/0",
где ° ВУ5о — условная вязкость топлива при 50° С. ч
При изменении вязкости (°ВУ5о) от 2 до 20 показатель степени п изменяется от 1,8 до 2,85.
Температуру, при которой топливо теряет подвижность и не может перекачиваться по трубопроводам, называют температурой застывания.
Различные Жидкие топлива воспламеняются при разных температурах. От постороннего источника пламени воспламеняется не само топливо, а. смесь его паров и воздуха возле поверхности. Температурой вспышки называют наименьшую температуру топлива, при которой смесь его паров с воздухом у поверхности способна воспламениться от постороннего источника пламени.
При соприкосновении с воздухом жидкое топливо окисляется и со временем уплотняется. При этом образуются осадки, которые загрязняют оборудование и нарушают его нормальную работу. Чем меньше скорость окисления топлива, тем выше его стабильность. Осадки могут образовываться также при смешивании различных видов жидкого топлива. Если при смешивании нескольких видов топлива выпадает большое количество осадков, такие топлива называют несовместимыми.
Стабильность и совместимость жидких топлив повышают введением специальных присадок.
Вода отделяется от различных видов жидких топлив по-разному. В легких топливах она быстро отстаивается, а с тяжелыми может образовывать устойчивые эмульсии и выпадает в осадок через очень длительное время. Чтобы предупредить образование эмульсий и ускорить отделение воды от топлива, также применяют специальные присадки — деэмульгаторы.