Сжигание топлива в камере сгорания

Материалы, из которых изготавливают камеры сгорания стационарных ГТУ, должны быть дешевыми. Кроме того, камеры сго­рания должны обеспечивать возможность работы -на разных топливах (газообразном и жидком, легком и тяжелом) и полной автоматизации ГТУ, а также быть экономичными и надежными. j/* Экономичность камер сгорания оценивается коэффициентом полезного действия т1кс, который зависит от гидравлических потерь и полноты сгорания топлива. Полнота сгорания топлива характе­ризуется термическим коэффициентом полезного действия камеры сгорания т]*кс» а гидравлические потери — гидравлическим кпд т)гкс-Эти кпд связаны между собой следующим соотношением:

Термический кпд, или коэффициент полноты сгорания,

W = (ft —V»Vft,

где qi — количество теплоты, выделяющееся в единицу времени при полном сгорании топлива без потерь; <?з — потери теплоты.

Потери теплоты в камере сгорания складываются из потерь в окружающую среду и потерь, связанных с несовершенством про­цесса сгорания топлива. Для уменьшения первых-потерь камеры сгорания изолируют. Как правило, эти потери невелики. Вторые потери возникают из-за недожога и они складываются из потерь на физический и химический нёдожог:

,"' Любое топливо горит в газообразном состоянии (жидкое — после так называемой газификации, предшествующей собственно

реакции горения). Одной из причин физического недожога жидко­го топлива является неправильно организованный процесс горе­ния, при котором оно не успевает газифицироваться, перемешать­ся с окислителем и уносится из зоны горения. Другой причиной физического недожога является термическое разложение топлива при недостатке кислорода. В этом случае топливо разлагается на летучие фракции и углерод, образующий1 вместе с золой твердые частицы.

Физический недожог не только снижает экономичность камер сгорания, но и влияет на их надежность. Наличие твердых несгоревших частиц вызывает эрозию проточной части турбины. При этом липкая зола нарастает на лопатках турбины, в результате чего снижаются ее мощность и кпд, а также появляется небаланс ротора Возникающие иногда отложения в самой камере сгорания приводят к неравномерному нагреву пламенных труб, их коробле­нию и растрескиванию, а отрывы наростов могут повредить про­точную часть турбины.

Химический недожог связан с недостаточным временем пребы­вания газа в зоне горения, т. е. при этом не успевает произойти химическая реакция горения. Химический недожог возникает при недостаточной длине камеры сгорания и переохлаждении ее от­дельных участков, а также при низкой температуре горения и др. " Полнота сгорания топлива зависит от температуры в зоне го­рения и давления в камере сгорания.

При определенной температуре термический кпд достигает максимального значения. Повышение температуры в камере сго­рания увеличивает скорости испарения И'горения топлива и со­кращает период его воспламенения. До определенной температуры термический кпд т)*кс растет. Дальнейшее повышение температуры снижает его, так как усиливаются процессы диссоциации СО2 и Н2О, при которых теплота поглощается. При увеличении давления в камере сгорания термический кпд растет, так как увеличивается скорость горения.

Гидравлический кпд камер сгорания оценивают по потерям полного давления/

где £нс=Ар*/Рв* — относительная потеря полного давления в ка­мере сгорания; рв* и Ар*=/>„*— рг* — полное давление воздуха на входе в камеру сгорания и на выходе из нее.

Гидравлические потери рт обусловлены: трением потока о стен­ки камеры сгорания; турбулентными потерями; потерями на сме­шение потоков; потерями давления вследствие подвода теплоты. В среднем для современных камер сгорания |кс=1-т-3%..

Полный кпд камер сгорания колеблется в пределах 0,92—0,98.

Элементы, из которых собирают камеры сгорания, должны иметь достаточный срок службы. Наиболее слабым элементом ка­мер сгорания являются пламенные трубы. Правильная организация процесса горения, выбор материалов и конструкции камер сгорания должны обеспечивать их надежность.

Для надежной работы лопаток газовых турбин распределение температур газа за камерой сгорания должно быть достаточно равномерным. Допускается относительная неравномерность

ЬТ = Tmax ~ Гш"1 <0,2-*-0,3,

где Ттах, Тт1п и ГСр — максимальная, минимальная и средняя тем­пературы газа за камерой сгорания. г

Допускаемые значения 6 Г зависят от компоновки камер сго­рания и газовых турбин. Так, при наличии длинных и изогнутых газоходов, выравнивающих поток между камерой сгорания и тур­биной, неравномерность температур ЬТ может быть Достаточно большой. При непосредственном соединении газовой турбины с камерой сгорания неравномерность температур должна быть iia- лой.

Помимо высокой экономичности и надежности необходимо, чтобы камеры сгорания были небольших размеров. Габариты ка- мер сгорания зависят от теплонапряженности ее рабочего объема:

где <71=£Фнрт1*кс (В—расход топлива); VKc и рв — рабочий объем -камеры сгорания и давление на входе в нее.

г/ Процесс горения топлива можно разделить на несколько ста-

V дий. При сжигании газообразного топлива это образование смеси, разогрев ее и горение, получение рабочих газов. При сжигании жидкого топлива вначале происходят пирогенное разложение (без доступа кислорода) и испарение капель, а затем процесс горения идет так же, как при использовании газообразного топлива.

До подачи в камеру сгорания топливо соответствующим обра­зом обрабатывают (очищают, подогревают и повышают его дав­ление до необходимого). Затем жидкое топливо через форсунки, а газообразное через горелки подается в камеру сгорания. Время горения топлива определяется временем испарения, смешения,

, /разогрева и протекания химической реакции.

* Для эффективной работы камер сгорания необходимо: разде­ление пространства внутри пламенной трубы на зоны горения и смешения; оптимальное распределение топлива по ее сечению; турбулизация потока в зоне горения; стабилизация фронта пла­мени; организация охлаждения основных элементов. ~— Температура рабочих газов, попадающих в турбину стационар­ных ГТУ,. гораздо ниже температуры горения топлива. Ни одно топливо не будет качественно гореть при низкой температуре из-за неустойчивости процесса горения. Для хорошего горения необхо­димо, чтобы температура в зоне горения была 1600—1-800° С. По­этому рабочий объем камер сгорания условно делят на две зоны — зону горения, куда подаются первичный воздух и топливо, и зону смешения, куда подаются продукты сгорания и вторичный воздух.

Количество подаваемого в зону горения первичного воздуха больше, чем его стехиометрическое количество:

где Ql —величина, называемая коэффициентом избытка первично­го воздуха.

В зависимости от вида топлива и конструкции камер сгорания

Oi= 1,4-7-1,6.

Вблизи от места подачи топлива в пламенную трубу его необходимо перемешивать с первичным воздухом. Для этого поток первичного воздуха делают турбулентным. Турбулизацию, позво­ляющую интенсифицировать процессы массо- и теплообмена, улуч­шить смесеобразование и увеличить скорость горения за счет пе­рехода от ламинарного к турбулентному горению, осуществляют с помощью регистров, плохо обтекаемых тел (конусов), перфори­рованных пластин и др.

Так как в камере сгорания скорость движения потока значи­тельно выше, чем скорости распространения пламени, то для удер­жания пламени в устойчивом положении необходимо иметь источ­ник постоянного зажигания — стабилизатор фронта пламени. В камере сгорания его роль выполняют плохо обтекаемые тела фронтового устройства (завихрители) или дежурные горелки.

Две схемы образования обратных токов показаны на рис. 93, а, б. За конусом (рис. 93, а) создается зона разрежения, в которую из зоны горения подсасываются горячие продукты сгорания. Лопаточный завихритель (рис. 93, б) закручивает поток первич­ного воздуха вокруг оси камеры сгорания. Воздух при этом оттес­няется к стенкам пламенной трубы, а вокруг оси камеры сгорания создается зона разрежения, в которую устремляются горячие про­дукты сгорания.

Топливо подается к внешней границе зоны обратных токов, так как вследствие высокой турбулентности воздушного потока здесь происходит наиболее быстрое перемешивание топлива с пер­вичным воздухом. Горячие продукты сгорания подогревают и ис­паряют свежие порции топлива, а также постоянно поджигают смесь.

Сжигание топлива в камере сгорания - student2.ru

Сжигание топлива в камере сгорания - student2.ru Рис. 93. Схемы образования вторичных токов в зоне, горения:

о —с помощью конуса, б — с помощью лопаточного завихрителя (регистра); / — корпус, 2 —

пламенная труба, 3 — регистр

Наши рекомендации