Систематические и случайные ошибки

Измеряя любую физическую величину с помощью прибора с конкретной ценой деления w, нам приходилось округлять результат до ближайшего целого деления или хотя бы до значения, соответствующего середине между соседними делениями. Погрешность, которую мы считали равной Систематические и случайные ошибки - student2.ru , можно назвать по сути ошибкой округления. Эта ошибка присутствует всегда и включается в общий класс систематических ошибок. Можно ли ее уменьшить? Конечно, можно взять более дорогой и точный прибор.

Кроме ошибки округления существует предельная ошибка прибора, связанная с неточностью изготовления шкалы на заводе. Неужели кто-то поверил, что интервал на шкале линейки действительно соответствует 1 мм? Конечно нет. Цена деления миллиметровой линейки приблизительно равна 1мм. И эта приблизительность выражается в предельной ошибке, прописанной в заводском паспорте прибора. Допускаемая предельная погрешность, например, для стальной линейки длиной 300 мм составляет Систематические и случайные ошибки - student2.ru мм. И чем длиннее линейка, тем больше приборная погрешность. Для упрощения обработки данных, мы будем учитывать только ошибку округления и пренебрежем приборной.

При измерении интервалов времени с помощью секундомеров вводится систематическая ошибка, которая связана с реакцией человека на нажатие кнопки. Один человек медлителен от природы и нажимает кнопку на секундомере позже начала процесса, второй наоборот – слишком рано. Медицинские исследования этого вопроса дают среднее значение абсолютной погрешности измеряемого интервала Систематические и случайные ошибки - student2.ru с при нажатии кнопки в начале и в конце процесса. Такую ошибку называют субъективной. Вот оно что! Тогда понятен большой разрыв между двумя одновременными измерениями падения кирпича (см. 2.2.1). Его можно объяснить разной реакцией у меня и у моего напарника.

А какие еще ошибки бывают, кроме систематических?

Для ответа на этот вопрос проведем (мысленно) лабораторную работу по измерению дальности полета маленького шарика, выпущенного пружинным пистолетом под углом a к горизонту. Будем стрелять Систематические и случайные ошибки - student2.ru раз, при этом шарик будет оставлять следы на бумаге (для этого нужно всего лишь положить копировальную бумагу поверх простого листа).

Систематические и случайные ошибки - student2.ru

Рис.19. Схема эксперимента по измерению дальности полета шарика.

Проведем черту А перпендикулярно оси пистолета (рис.19), соответствующую начальной координате шарика. Параллельно линии А проведем линию В через одну из точек-следов. Измерим расстояние хi между ними и будем называть эту величину дальностью полета. Запишем пример таких измерений:

Таблица 3. Измерения дальности полета шарика с помощью линейки.

хi, мм

Почему же результаты отличаются, ведь используется каждый раз один и тот же пистолет и один и тот же шарик? Чтобы не было ветра, я закрыл окно, а разброс данных остался. Может дело в пружине? Заряжая пистолет, каждый раз пружина сжимается немного по-разному? Может шарик каждый раз немного меняет свою траекторию в стволе? А вот это я уже не смогу никак учесть! Сжатие пружины и траектория шарика совершенно случайные величины в этой установке. Таким образом, разброс данных можно объяснить случайностью, и поэтому вводится класс случайных величин, а с ними вместе и особый вид случайных ошибок.

Для обработки набора данных случайной величины вводится среднее значение

Систематические и случайные ошибки - student2.ru

и среднеквадратичное отклонение от среднего

Систематические и случайные ошибки - student2.ru ,

Используя данные из табл.3, получим

Систематические и случайные ошибки - student2.ru мм

Если кто-то думает, что списав все цифры с калькулятора, можно получить более точный ответ, я напомню о цене деления линейки и о систематической погрешности округления. Никакого смысла нет тащить за собой цифры в разрядах дальше десятых, потому что ошибка округления Систематические и случайные ошибки - student2.ru мм. И вообще можно ввести жесткое требование к количеству знаков в числах при рассчетах. В промежуточных рассчетах надо оставлять на одну цифру больше, чем количество цифр в исходных данных. Последняя цифра будет запасной и поможет в конце измерений сделать грамотное округление конечного результата. Таким образом, достаточно ограничиться значением

Систематические и случайные ошибки - student2.ru мм.

Добавим к табл.3 еще одну строку, где запишем отклонение каждого значения Систематические и случайные ошибки - student2.ru от среднего Систематические и случайные ошибки - student2.ru , т.е. Систематические и случайные ошибки - student2.ru

Таблица 4. Измерения дальности полета шарика с помощью линейки.

хi, мм
Δxi=xi – <x>, мм – 26,6 10,4 – 8,6 – 0,6 31,4 2,4 – 28,6 20,4

Отклонения от среднего могут быть как положительные, так и отрицательные. Это и понятно: среднее значение Систематические и случайные ошибки - student2.ru всегда лежит где-то посередине набора значений Систематические и случайные ошибки - student2.ru , поэтому оно больше одних значений и меньше других. Для рассчета среднеквадратичного отклонения Систематические и случайные ошибки - student2.ru надо сложить квадраты отклонений Систематические и случайные ошибки - student2.ru и разделить на Систематические и случайные ошибки - student2.ru , не забыв потом взять квадратный корень из результата:

Систематические и случайные ошибки - student2.ru мм

Оказывается, если проделать несколько таких серий по 8 выстрелов, то в каждой серии будет свое среднее значение дальности полета Систематические и случайные ошибки - student2.ru , а среднеквадратичное отклонение этих средних значений Систематические и случайные ошибки - student2.ru будет намного меньше, чем Систематические и случайные ошибки - student2.ru (для простоты будем считать, что среднеквадратичные отклонения в каждой серии равны друг другу) и равно

Систематические и случайные ошибки - student2.ru

В нашем примере оно равно Систематические и случайные ошибки - student2.ru мм. Эту величину грубо можно принять за доверительный интервал Систематические и случайные ошибки - student2.ru , в который должно попасть точное значение дальности полета шарика, т.е. Систематические и случайные ошибки - student2.ru . Относительная погрешность вычисляется по формуле

Систематические и случайные ошибки - student2.ru или 4,1%

В лабораторном журнале надо записать ответ

Систематические и случайные ошибки - student2.ru

или для нашего примера Систематические и случайные ошибки - student2.ru мм.

Теперь надо вспомнить об округлении результата, Так как погрешность наблюдается в разряде целых, то запись ответа станет такой:

Систематические и случайные ошибки - student2.ru мм Систематические и случайные ошибки - student2.ru

Можно ли уменьшить случайную погрешность? Формула Систематические и случайные ошибки - student2.ru говорит нам, что увеличивая число измерений в эксперименте, можно уменьшить случайную погрешность чуть ли не до 0 (если Систематические и случайные ошибки - student2.ru ). И что, тогда мы узнаем точное значение? Как бы не так! Не забывайте о систематической ошибке округления, которая при уменьшении случайной ошибки сама не уменьшается и выходит на первый план.

Таким образом, возникает некоторая сложность в написании ответа, так как в эксперименте есть два типа ошибок – случайные и систематические. Ответ прост: выбирайте ту, которая намного больше. А если они одного порядка, т.е. сравнимы друг с другом? Тогда, складывая квадраты этих огрешностей, объединим их в одну погрешность:

Систематические и случайные ошибки - student2.ru

Наши рекомендации