Воздушный компрессор АК-50ТЗ
Воздушный компрессор АК-50ТЗ предназначен для сжатия и нагнетания в бортовые баллоны воздуха, используемого для питания всех пневматических устройств вертолета.
Воздушный компрессор АК-50ТЗ (рис.10.2)
Рис. 10.2. Схема работы компрессора АК-50ТЗ:
I - всасывание и нагревание; II - предварительное сжатие и перепуск воздуха 1 - эксцентриковый валик; 2 - поршень; 3 - нагнетающий клапан; 4 - перепускной клапан; 6 - всасывающий клапан; 7 - цилиндр первой ступени; 8 - цилиндр второй ступени; 9 - картер
состоит из картера 9, эксцентрикового валика 1, поршня 2 с кольцами, цилиндра 7 1-й ступени, цилиндра 8 2-й ступени, всасывающего 6, нагнетающего 3 и перепускного 4 клапанов.
При движении поршня 2 вниз объем камеры А цилиндра над поршнем увеличивается и в ней создается разрежение, вследствие чего открывается всасывающий клапан 6, и в цилиндр из атмосферы через войлочный фильтр 5 засасывается воздух.
В это же время объем камеры Б под поршнем первой ступени уменьшается, и происходит дополнительное сжатие находящегося в камере предварительно сжатого воздуха.
Сжатый в этой камере воздух открывает нагнетающий клапан 3 и по трубопроводу поступает в бортовые баллоны через фильтр-отстойник и АД-50.
При движении поршня 2 вверх объем камеры А над поршнем уменьшается, и поступивший в нее воздух сжимается до 0,5...0,6 МПа (5...6 кгс/см2), а объем камеры Б под поршнем увеличивается, и в ней давление понижается. Под действием разности давлений в камерах перепускной клапан 4 открывается, и воздух, сжатый в первой камере цилиндра, по каналам в поршне поступает во вторую камеру.
При последующем движении поршня 2 вниз перепускной клапан 4 закрывается и происходят вторичное сжатие воздуха в камере Б и нагнетание его по воздухопроводу в бортовые баллоны.
Автомат давления АД-50
Автомат давления АД-50 предназначен для автоматического поддержания рабочего давления воздуха в системе в пределах 40...50+4 кгс/см2 при зарядке ее от бортового или аэродромного источника.
Автомат давления АД-50 (рис.10.3)
Рис. 10.3. Схема работы автомата давления АД-50:
а- при зарядке воздушной системы; б- при переводе источника зарядки на холостой ход 1- корпус; 2- редукционная пружина; 3- поршень; 4- обратный клапан; 5- фильтр; 6- гайка; 7- игла; 8- рычаг иглы; 9- фиксатор
состоит из корпуса 1, поршня 3, сетчатого фильтра 5, обратного клапана 4, редукционной пружины 2, иглы 7 с гайкой 6, рычага 8 иглы, фиксатора 9 с роликом и пружиной, штуцеров - подвода воздуха от источников зарядки, отвода воздуха в систему и отвода воздуха в атмосферу.
На наружной поверхности иглы имеется винтовая резьба, по которой игла вворачивается в гайку, закрепленную в корпусе автомата. При повороте иглы в гайке, она совершает осевые перемещения. На средней части иглы установлен двуплечий рычаг, кинематически связанный одним плечом с поршнем, а другим - с фиксатором.
При зарядке воздушной системы от компрессора воздух поступает через штуцер "от компрессора", фильтр и обратный клапан в полость поршня и через боковой штуцер в систему. По мере повышения давления воздуха в системе повышается его давление и на поршень, который нагружается с одной стороны редукционной пружиной, с другой - повышающимся давлением воздуха. При повышении давления поршень перемещается в сторону редукционной пружины, сжимая ее. Одновременно выбирается зазор между плечом рычага иглы и правым буртиком поршня. Фиксатор под действием пружины удерживает иглу в закрытом положении через кулачок рычага иглы.
При достижении давления воздуха в системе, а следовательно и в полости перед поршнем (5+0,4) МПа [(50+4) кгс/см ], поршень перемещается в противоположное положение, рычаг иглы поворачивается и ролик фиксатора переходит на противоположный скос кулачка. При повороте рычага иглы происходит не только угловое, но и осевое перемещение иглы, которая открывает сообщение магистрали компрессора с атмосферой и последний переключается на режим холостого хода. Одновременно с открытием иглы и падением давления обратный клапан под действием разности давлений закрывается и отсекает воздушную систему от магистрали зарядки. По мере падения давления в системе и в полости поршня поршень под действием редукционной пружины перемещается вправо, выбирая зазор между левым буртиком поршня и плечом рычага иглы.
При уменьшении давления воздуха в системе до 4 МПа (40 кгс/см2) вследствие воздействия редукционной пружины поршень перемещается и поворачивает рычаг иглы, которая одновременно с поворотом перемещается и разобщает магистраль зарядки с атмосферой. Компрессор переключается на режим рабочего хода и подзаряжает воз душную систему.
Редукционный клапан ПУ-7
Редукционный клапан ПУ-7 является управляемым агрегатом и служит для подачи сжатого воздуха с редукционным давлением в управляющую полость редукционного ускорителя УПО-3/2 для пневматического управления тормозами колес основного шасси. Редуцирование давления воздуха производится с (5+0,4) МПа [(50+4 ) кгс/см2] в пределах от 0 до 1,1 МПа (11 кгс/см2) в зависимости от усилия нажатия на рычаг управления ПУ-7.
Клапан ПУ-7 (рис.10.4)
Рис. 10.4. Редукционный клапан ПУ-7
1- гайка; 2 - зажимное кольцо; 3 - редукционная пружина; 4 - большой клапан выпуска; 5 - малый клапан выпуска; 6 - большой клапан впуска; 7- малый клапан впуска; 8,9- штуцеры; 10- поршень; 11- мембрана; 12- корпус; 13- толкатель
состоит из корпуса 12, поршня 10, редукционной пружины 3, чулочной резиновой мембраны 11, толкателя 13, зажимного кольца 2, гайки 1, большого 4 и малого 5 клапанов выпуска, большого 6 и малого 7 клапанов впуска, пружин клапанов, двух направляющих втулок клапанов, седла большого клапана впуска, штуцеров 8 и 9 подвода и отвода воздуха.
Внутренний объем корпуса разделен клапанами выпуска, впуска и поршнем с мембраной на две полости: полость высокого давления А (до клапанов впуска) и полость низкого давления Б (после клапанов впуска). Первая полость соединена штуцером 8 с воздушной системой вертолета, а вторая - штуцером 9 с агрегатом УПО-3/2 и клапанами выпуска - с атмосферой. При зарядке воздушной системы подвижные элементы клапана ПУ-7 занимают такое исходное положение, при котором управляющая полость агрегата УПО-3/2 соединена с атмосферой.
При истечении воздуха из полости высокого давления А через открытый малый клапан впуска 7 вследствие перепада давлений под большим клапаном впуска 6 и над ним последний открывает доступ для прохода сжатого воздуха в полость низкого давления Бив управляющую полость УПО-3/2, что значительно ускоряет процесс торможения колес.
При нажатии на рычаг качалка перемещает толкатель 13 клапана ПУ-7, а последний нагружает редукционную пружину 3. Редукционная пружина перемещает поршень 10 вместе с большим клапаном выпуска 4, который своим седлом садится на малый клапан выпуска 5 и полость низкого давления, следовательно, и управляющая полость УПО-3/2 разобщается с атмосферой.
При дальнейшем движении поршня перемещаются вместе с ним и клапаны выпуска 4 и 5, но так как малый клапан выпуска жестко связан с малым клапаном впуска 8, то последний откроется и сжатый воздух из полости высокого давления А поступит в полость низкого давления Бив управляющую полость ускорителя УПО-3/2.
При истечении воздуха из полости высокого давления А через открытый малый клапан впуска 7 вследствие перепада давлений под большим клапаном впуска 6 и над ним последний открывает доступ для прохода сжатого воздуха в полость низкого давления Б и в УПО-3/2, что значительно ускоряет процесс торможения колес.
Сжатый воздух, поступая в полость низкого давления Б, одновременно действует и на поршень 10. Вследствие разности усилий на поршень со стороны редукционной пружины и давления воздуха снизу на него действует сила, равная произведению разности давлений на его площадь. Под действием этой силы поршень 10 по мере роста давления в полости Б перемещается вверх, сжимая редукционную пружину 3. Вместе с поршнем под действием своих пружин перемещаются вверх оба клапана выпуска и малый клапан впуска 8. Закрываясь, малый клапан впуска устраняет перепад давления, действующий на большой клапан впуска, который под действием своей пружины закрывается. Давление в системе тормозов становится эквивалентным усилию нажатия на рычаг управления ПУ-7 и ходу толкателя. Все клапаны агрегата закрываются, вследствие чего тормозная система отключается как от магистрали зарядки, так и от окружающей среды.
При растормаживании колес, отпуская рычаг управления ПУ-7, снижается усилие толкателя 13, и под давлением воздуха поршень перемещается вверх, освобождая на открытие клапаны выпуска. Воздух из управляющей полости УПО-3/2 через клапаны выпуска и отверстия в толкателе стравится в атмосферу.
По мере падения давления воздуха в полости под поршнем редукционная пружина, разжимаясь; опускает поршень, который занимает исходное положение.
10.2.4. Редукционный ускоритель УПО-3/2.
Редукционный ускоритель УПО-3/2 предназначен для перепуска сжатого воздуха из баллонов в тормозные цилиндры колес с одновременным редуцированием его давления до (3,1+0,3) МПа [(31+3) кгс/см2]. Отредуцированное давление в УПО-3/2 зависит от величины давления сжатого воздуха, поступающего в его управляющую полость от клапана ПУ-7.
Редукционный ускоритель (рис._10.5.)
Рис. 10.5. Редукционный ускоритель УПО-3/2
1,10,14,15- штуцеры; 2- болт; 3- крышка; 4- ступенчатый поршень; 5,7- резиновые мембраны; 6- кольцо; 8- корпус; 9- клапан выпуска; 11- направляющая; 12- клапан впуска; 13- пружина
состоит из корпуса 8, кольца 6, крышки 3, собранных на болтах 2, ступенчатого поршня 4 с пружиной, клапана впуска 12 с пружиной 13 и направляющей 11, клапана выпуска 9, двух резиновых мембран 5 и 7, штуцеров 1, 10, 14 и 15.
Мембраны 5 и 7 делят внутреннюю полость агрегата на три полости: верхнюю Л, в которую подается управляющее давление от клапана ПУ-7; среднюю Б, сообщающуюся с атмосферой при растормаживании и с цилиндрами тормозов в заторможенном положении; нижнюю В - высокого давления. При отпущенном рычаге управления клапаном ПУ-7 верхняя полость А через клапан ПУ-7 сообщена с атмосферой, поршень 4 под действием пружины занимает крайнее верхнее положение. Средняя полость Б сообщена с атмосферой, а через нее сообщены с атмосферой и полости тормозных цилиндров. Клапан впуска 12 прижат пружиной к своему седлу и перекрывает проход воздуху в среднюю полость Б агрегата.
При нажатии на рычаг клапана ПУ-7 воздух с определенным давлением поступает в полость А агрегата УПО-3/2. Мембрана 5, прогибаясь, перемещает поршень 4. При перемещении поршня происходит разобщение средней полости Б агрегата от атмосферы, так как поршень 4 седлом упирается в клапан выпуска 9. При дальнейшем движении поршня вниз вместе с ним перемещают клапаны выпуска и впуска; клапан впуска 12 открывает проход сжатому воздуху из нижней полости В в среднюю и далее в тормозные цилиндры.
По мере повышения давления воздуха в средней полости увеличивается сила давления на поршень снизу. Давление в тормозных цилиндрах повышается до тех пор, пока силы, действующие на поршень 4 снизу и сверху, не уравняются. При их равновесии поршень под действием пружины перемещается вверх вместе с клапанами 9 и 12, и клапан впуска 12 перекрывает доступ воздуху в среднюю полость и в тормозные цилиндры. Поскольку у поршня нижняя площадь меньше, чем площадь со стороны верхней полости, давление в средней полости Б и тормозных цилиндрах больше, чем управляющее давление. Чем больше управляющее давление, тем больше давление воздуха в цилиндрах тормозов колес.
Для растормаживания колес отпускают рычаг управления ПУ-7, управляющее давление воздуха из верхней полости стравливается в атмосферу через редукционный клапан. Поршень под давлением воздуха в средней полости и силы пружины перемещается вверх, сообщает среднюю полость с атмосферой и обеспечивает стравливание воздуха из цилиндров тормозов колес в атмосферу.
Агрегаты ПУ-7 и УПО-3/2 установлены под полом кабины экипажа.