Современный этап развития биомеханики

Создателем теоретической основы современной биомеханики — учения о двигательной деятельности человека и животных можно по праву считать Николая Александровича Бернштейна (1896—1966)

Созданная Бернштейном теория многоуровневого управления движениями, в том числе локомоциями человека, положила начало развитию новых принципов понимания жизнедеятельности организма. Поставив в центр внимания проблему активности организма по отношению к среде, Бернштейн объединил биомеханику и нейрофизиологию в единую науку физиологию движений. Понятие Н. А. Бернштейна о двигательной задаче как психической основе действий человека открыло пути изучения высших уровней сознания в двигательной деятельности человека. Подверглись подробной разработке вопросы формирования, строения и решения двигательной задачи. Эти вопросы стали рассматриваться в тесной связи со строением двигательного состава действия как системы движений. Ряд работ Бернштейна посвящён изучению динамики мышечных сил и иннервационной структуры двигательных актов. Он внёс коренные усовершенствования в технику регистрации и анализа движений (кимоциклограмма, циклограмметрия). Некоторые идеи, высказанные Бернштейном в 30-х гг., предвосхитили основные положения кибернетики. Бернштейну принадлежит одна из первых чётких формулировок понятия обратной связи в физиологии, а также идея по-уровневой организации движений. В связи с недостаточностью понятия «рефлекторной дуги» для объяснения двигательных актов Бернштейн ввёл понятие «рефлекторного кольца», основанное на трактовке всей системы отношений организма со средой как непрерывного циклического процесса.

В 1926 г. Н. А. Бернштейном на основе исследований в биомеханической лаборатории Центрального института труда было издано «Общая биомеханика» как первая часть «Основ учения о движениях человека». Важно отметить, что в учебнике «Физиология человека», изданном в 1946 г. (под ред. М. Е. Маршака), уже полностью представлено учение Н. А. Бернштейна о координации движений, без которого невозможно и представить современную биомеханику.

В последние десятилетия уникальные исследования биомеханики и нейрофизиологии нормальной походки и ходьбы больных с различными заболеваниями опорно-двигательной и нервной системы провел А. С. Витензон. На основе этих исследований он выдвинул концепцию компенсации двигательных дефектов и регуляции мышечной деятельности при патологической ходьбе

Раздел 1. Биомеханика

1. Предмет и задания дисциплины «Биомеханика».

1. Значение предмета «биомеханика».

Биомеханика –это наука о движении тела человека и отдельных его биозвеньев, изучаемых с точки зрения механики при учете закономерностей их биоэнергетики, психорегуляции и управления с целью совершенствования средств и методов обучения двигательного действия и для решения двигательных задач в различных областях его профессиональной деятельности.

Биомеханика - наука о законах механического движе­ния в живых системах. Она изучает движения с точки зре­ния законов механики, свойственных всем без исключения механическим движениям материальных тел. Специальных законов механики, особых для живых систем не существует.

Цель и задачи дисциплины.

Цель - повышение эффективности двигательных действий человека, предупреждении травм при выполнении двигательных действий и уменьшении их последствий.

Задачи:

1. Общая – решает теоретические проблемы и помогает узнать, как и почему человек двигается.

2. Частные – рассматривает конкретные вопросы технической и тактической подготовки в отдельных видах спорта и разновидностях массовой физкультуры. В том числе в оздоровительном беге и ходьбе, общеразвивающих гимнастических упражнениях, ритмической гимнастике на суше (аэробика) и в воде (аква аэробика) и т. п. Основной вопрос частной биомеханики — как научить человека правильно выполнять разнообразные движения или как самостоятельно освоить культуру движений.

3. Дифференциальная биомеханика - изучает индивидуальные и групповые особенности двигательных возможностей и двигательной деятельности. Изучаются особенности, зависящие от возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, спортивной квалификации и т. п.

Понятия о форме движений.

Движение –изменение положения тела в пространстве и во времени относительно системы отчета.

Двигательное действие –система целенаправленных и осознанных движений.

Физические упражнения -комплекс двигательных действий строго регламентирование биомеханическими характеристиками.

Спортивная техника –1. способ решения двигательных задач.

2. комплекс физических упражнений наиболее рациональных, эффективных и направленных на достижение высоких спортивных результатов.

Двигательный навык –автоматизированный комплекс двигательных действий.

Моторика –совокупность двигательных возможностей и способностей человека.

Локомоторные движения человека:

1. По способу отталкивания -от твердой опоры (ходьба, бег, прыжки, передвижения на лыжах, на коньках). От воды (плавание, гребля).

2. По способу притягивания - к твердым телам (подтягивания, лазания).

3. По комбинированному способу(лазание с помощью рук и ног, ползание).

Наши рекомендации