Особенности ремонта аппаратуры для пуска двигателей
Здесь рассмотрены распространенные дефекты, которые могут встретиться в схемах пуска и управления работой асинхронных электродвигателей, а также способы их нахождения и устранения, если установлено, что дефект имеет место в контакторе или реле (§ 14.4), в предохранителе (§ 14.2) и т.д.
Для предотвращения аварий предусмотрена комплексная защита электродвигателей. Необходимость защиты электротехнических устройств от возможных токов перегрузки вполне очевидна, хотя такая защита далеко не всегда оказывается эффективной, поскольку результат ее срабатывания — отключение объекта и прекращение его функционирования. Во многих случаях можно было бы предотвратить возникновение опасных перегрузок путем изменения режима цепи в такие моменты времени. Примером устройств, ограничивающих перегрузки электродвигателей при пуске, являются схемы плавного пуска двигателей. Назначение этих устройств — исключить броски тока при пуске и ограничить пусковой ток при разгоне двигателя до номинальной частоты вращения.
Устройства пуска по напряжению просты и пригодны для электродвигателей с вентиляторной нагрузкой, т. е. приводящих в движение насосы, помпы, вентиляторы и другие подобные устройства.
Наиболее распространенная схема прямого (непосредственного) пуска и защиты трехфазного асинхронного двигателя небольшой мощности приведена на рис. 14.9, а. Она состоит из 14 элементов: автоматического выключателя QF, предохранителей F1 и F2, главных контактов К. 1, контактора К, электротепловых реле КК1 и КК2, кнопки S1, электродвигателя М, размыкающих контактов KK1.1 и КК2:1, катушки контактора К, кнопки S2 и вспомогательного контакта К2, включенного параллельно кнопке S2, Отказ любого из элементов схемы приведет к нарушению функционирования устройства.
Рис.14.9. Магнитный пускатель серии ПА
Перед тем как приступить к ремонту оборудования, необходимо определить, какой из элементов и по какой причине отказал. Для наглядности рассмотрим пример, когда в собранной схеме имеется дефект, проявляющийся в том, что при нажатии кнопки S2 двигатель запускается, но при ее отпускании останавливается.
Сопоставив описание работы неисправной схемы с представлением о ее правильной работе, можно утверждать, что после срабатывания контактора К кнопка S2 не шунтируется. Причиной может быть дефект в контакте К2 или в цепи связи этого контакта с кнопкой S2. Проверим первую причину. Для этого, предварительно отключив питание автоматическим выключателем F, установим перемычку Е1 (рис. 14.9, б) на зажимах контакта К:2 (точки 3— 4). Для простоты предохранители в перемычках на этом рисунке не показаны и в дальнейшем показываться не будут. Аварийных последствий установка перемычек вызвать не может, так как этим имитируется срабатывание контакта, аналогичное происходящему в исправной схеме.
Подав питание, видим, что контактор К без нажатия кнопки S2 не срабатывает. Так как мы включили перемычку Е1 параллельно кнопке S2, но при этом контактор К не сработал, можно утверждать, что причиной дефекта, вероятнее всего, является не неисправность контакта К2, а нарушение его связей со схемой.
Поэтому снимем перемычку Е1 и для проверки связи контакта К2 со схемой установим перемычку Е2, соединив точки 2— 3. Подав питание и нажав кнопку S2, проследим за работой схемы. При отпускании кнопки размыкается и контактор К. Это говорит о том, что цепь 2—3, соединяющая кнопку с контактом, не имеет дефекта. В ином случае при отпускании кнопки контактор остался бы включенным, так как установленная перемычка Е2 замыкала бы оборванную цепь.
Проверим цепь 1 — 4, для чего установим перемычку ЕЗ, подадим питание на схему и нажмем кнопку S2. После отпускания кнопки S2 контактор К не возвращается в исходное положение. Таким образом, дефект, приведший к отказу системы управления, найден — это обрыв цепи 1—4. После этого ремонт пусковой аппаратуры двигателя сводится к восстановлению цепи 1— 4.
Рассмотрим еще один пример. В схеме управления асинхронным электродвигателем (рис. 14.10, а) питание осуществляется от вторичной обмотки трансформатора Т. Дефект проявляется в том, что при пуске электродвигателя путем нажатия одной из кнопок SQ2— SQn гаснет горевшая до этого лампа H1, сигнализирующая о работе двигателя.
Рис. 14.10. Схема управления асинхронным электродвигателем (а);
дефект в ней (б) и схема включения лампы (в)
Анализ основной схемы, к сожалению, не нагляден, так как она не отражает изменений, возникших после проявления дефекта. Составим новую схему, отражающую реальное включение элементов, начав с сигнальной лампы H1, которая неправильной работой указала бы на существование дефекта. Так как цепи питания этой лампы исправны, для проверки можно использовать просто визуальный контроль и установить, что проводники, идущие от лампы H1, подключены не к тому полюсу питания (рис. 14.10, б). Реальная схема, приведенная на рис. 14.10, в показывает, что при отключенном контакторе лампа получает питание по цепи: полюс а — катушка контактора К — лампа HI — полюс b. Сопротивление катушки К на работу лампы H1 не влияет, так как уменьшает напряжение на ее выводах только до значения, достаточного для надежного зажигания. При такой схеме включения контакт контактора К после срабатывания шунтирует лампу и она гаснет. Таким образом, дефект найден, и ремонт схемы управления сводится к изменению точки включения лампы.