Расчёт прочности зубьев по напряжениям изгиба
Зуб имеет сложное напряженное состояние. Наибольшие напряжения изгиба sF имеют место у корня зуба в зоне перехода эвольвенты в галтель. Здесь же наблюдается концентрация напряжений.
Для того, чтобы достаточно просто получать расчётные зависимости, принимают следующие допущения:
1. Вся нагрузка в зацеплении передаётся одной парой зубьев и приложена к вершине зуба. Практика подтверждает, что этот случай – худший.
2. Сила трения Fтр между зубьями мало влияет на прочность зубьев и учитывается с помощью некоторых поправок.
3. При зацеплении зуба вершиной направление силы Fn определяется углом a’ = a + Da. Но Da очень мал, и его не учитывают.
4. Зуб рассматривается как консольная балка, для которой справедлива гипотеза плоских сечений и методы сопротивления материалов. В действительности зуб подобен короткой балке переменного сечения, у которой размеры поперечного сечения соизмеримы с размерами высоты. Точный расчёт напряжений в таких элементах выполняют методами теории упругости.
При этих допущениях определяем напряжения изгиба в опасном сечении, расположенном вблизи хорды основной окружности.
Положение опасного сечения определяется методом вписывания в контур зуба параболического бруса равного сопротивления изгибу с вершиной в точке А. Сечение ВС, проведенное через точки, в которых парабола касается боковых контуров зуба, будет опасным, так как во всех сечениях напряжение от изгиба будут меньшими
Рис. 5.10. Напряжения изгиба в опасном сечении зубчатых колес
Максимальные напряжения в точке С опасного сечения будут равны: , а в точке В: .
За расчётное напряжение принимают напряжения в точке В, так как в большинстве случаев практики именно здесь возникают усталостные трещины (для стали растяжение опаснее сжатия): .
Далее ,
где: КТ – теоретический коэффициент концентрации напряжений; Ftl – изгибающий момент в опасном сечении; W – момент сопротивления изгибу: ; A – площадь опасного сечения: A= b × S.
Тогда .
Размерные величины l и S неудобны для расчётов. Используя геометрическое подобие зубьев различного модуля, эти величины выражают через безразмерные коэффициенты: ; ,
где m – модуль.
Получим .
Для учёта динамических нагрузок, неравномерностей распределения по длине зуба введём коэффициенты расчётной нагрузки:
,
но - удельная расчётная окружная сила.
Обозначим ,
где YF – коэффициент формы зуба.
YF зависит от формы зуба, от количества зубьев, от смещения инструмента; YF выбирается по таблицам или определяется по графикам.
Для прямозубых передач тогда получим расчётную формулу:
, МПа
У косозубых передач суммарная длина контактных линий lS больше ширины колеса, что уменьшает напряжения изгиба: .
Обозначим Ye - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев:
; ; ;
Yb - коэффициент, учитывающий наклон зубьев: .
Тогда для косозубой передачи получаем: , МПа
Для колёс с косыми зубьями YF определяется по тем же, что и для прямозубых колёс таблицам или графикам, но по числу зубьев соответствующего эквивалентного колеса: .
Для колёс с внутренними зубьями: .
При расчёте на изгиб проверяют то из колёс пары, у которого меньше отношение [sF]/YF. Условие равнопрочности по напряжениям изгиба зубьев шестерни и колеса: .