Составные части пулевого управления
рулевой механизм,
рулевой привод.
гидравлический усилитель привода,
руль поворота на воде с приводом.
Устройство и работа рулевого механизма и рулевого привода.
Рулевой механизм состоит из:
рулевого колеса
рулевого вала
рулевой колонки
вала сошки
сошки
картера рулевого механизма
червячной пары (червяк и трехгребневый ролик.)
Рулевой привод состоит:
сошка
передняя и задняя продольные рулевые тяги
две поперечные рулевые тяги
четыре поворотных рычага
четыре маятниковых рычага
четыре кронштейна с валиками соединяющими поворотные рычаги, расположенные внутри машины, с маятниковыми рычагами, расположенными снаружи машины
четыре колесные тяги, которые передают усилия от маятниковых рычагов к кронштейнам колесных редукторов
Устройство и работа гидроусилителя руля и привода к рулю поворота на воде.
Гидравлический усилитель привода служит для облегчения работы водителя при повороте управляемых колес.
Состоит :
цилиндр
гидронасос
клапан управления усилителем, установленный в передней продольной тяге
два спаренных фильтра
предохранительный клапан
бачок гидроусилителя
трубопроводы и шланги.
В качестве рабочей жидкости в гидросистеме применяется масло AMT-10 или МГЕ-10А.
Работа рулевого управления.
При повороте рулевого колеса, червяк, посаженный на нижний конец рулевого вала через гребневый ролик поворачивает вал сошки. Сошка, посаженная на шлицы вала сошки поворачивается делая дугообразное качание вперед или назад по ходу машины, в зависимости от того, в какую сторону поворачивается рулевое колесо.
Сошка вторым кольцом, шарнирным соединением соединена с передней продольной рулевой тягой, а передняя тяга соединена с задней продольной рулевой тягой.
Значит, при качании сошки продольные рулевые тяги совершают прямолинейно-возвратное движение, вперед или назад по ходу машины.
Продольные рулевые тяги через поворотные рычаги левой стороны (первого и второго левых колес) соединены с передней и задней поперечными рулевыми тягами.
Отсюда, при движении продольных рулевых тяг поворотные рычаги левой стороны поворачиваясь приводят в прямолинейное движение поперечные рулевые тяги.
Вторые концы поперечных рулевых тяг соединены с поворотными рычагами правой стороны, (первого и второго правых колес), которые поворачиваются одновременно с рычагами левой стороны в ту же сторону и на такой же угол.
Получается, так называемая, рулевая трапеция.
Поворотные рычаги своей средней частью посажены на шлицах на верхние концы валиков маятниковых рычагов, вращающихся в кронштейнах, а нижние концы валиков соединены с маятниковыми рычагами. Значит, при повороте поворотных рычагов (находятся внутри машины) поворачиваются и маятниковые рычаги, которые находятся снаружи машины под днищем корпуса.
Маятниковые рычаги, перемещаясь дугообразно, приводят в прямолинейное движение колесные рулевые тяги, которые своими противоположными концами соединены при помощи кронштейна с картерами колесных редукторов.
Отсюда, при движении колесных рулевых тяг поворачиваются колеса.
Гидроусилитель руля облегчает водителю осуществлять поворот колес.
Шток поршня гидроцилиндра соединен с одним из концов переднего правого поворотного рычага.
Привод к рулю поворота на воде.
Привод к рулю поворота на воде осуществляется от правого заднего поворотного рычага, он состоит из :
передний и задний валики
тяги
рычаги
вал привода руля
руль.
При вращении рулевого колеса, а стало быть при повороте правого переднего поворотного рычага усилия передаются через шарнирно соединенные рычаги и тяги на руль поворота.
Уход за рулевым управлением.
При ЕТО:
1. проверить состояние наружных деталей рулевого управления и свободный ход рулевого колеса (при неработающем гидронасосе люфт не должен превышать: для новых машин 29-$-, для уже эксплуатируемых машин 32$.
2. после работы на плаву, смазать наружные шарниры колесных рулевых тяг - 8 точек.
При ТО № 1:
1.смазать наружные шарниры колесных рулевых тяг;
2.проверить уровень масла в бачках гидросистемы (50 - 60 мм.) от верхней кромки отверстия.
3.подтянуть болты картера рулевого управления;
4.проверить затяжку гаек крепения всех деталей рулевого привода.
При ТО №2:
1.выполнить работы ТО № 1
2.проверить нет ли течи масла из картера рулевого механизма;
3.проверить и при необходимости отрегулировать зазор в зацеплении ролика - червяка;
4.поверить и при необходимости отрегулировать схождение колес.
Раздел 2.
Тормоза.
Тормоза БТР-70. их назначение и принцип работы.
Тормозные системы вместе с рулевым управлением составляют органы управления машиной.
Большинство дорожно-транспортных происшествий, аварийных ситуаций и аварий происходит от неисправности органов управления, в том числе и от неисправности тормозов.
Тормозные системы предназначены для регулирования скорости движения машины, ее остановки с необходимой эффективностью, а также удержания ее в неподвижном состоянии.
На БТР-70 предусмотрены две независимые одна от другой, тормозные системы:
рабочая тормозная система, действующая на восемь колес;
стояночная тормозная система, действующая на трансмиссию.
При движении машины пользуются рабочей тормозной системой.
Ятя большей надежности работы рабочей тормозной системы и для предупреждения создания аварийной ситуации, она конструктивно сделана двухконтурной. Контура системы работают независимо один от другого.
Один контур действует на колеса первого и третьего мостов, второй - на колеса второго и четвертого мостов.
При выходе из строя одного из контуров, работает второй, хотя и с меньшей эффективностью.
Стояночная тормозная система, действующая на детали трансмиссии, сильно их нагружает, поэтому пользоваться ею при движении машины допускается только в крайнем случае, при внезапно возникшей ситуации, неисправности в обоих контурах рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система предназначена для удержания машины на месте в неподвижном состоянии.
Управление обоими контурами рабочей тормозной системы выведено на одну педаль, а управление стояночными тормозами - на один рычаг ручного тормоза.
Привод рабочей тормозной системы гидравлический с пневмоусилителем. В качестве рабочей жидкости используется масло АМГ-10 или МГЕ-10А. Привод стояночной тормозной системы - механический.
Рабочие тормоза . их устройство и работа.
Рабочая тормозная система состоит:
тормозные механизмы:
гидравлический привод с пневмоусилителем.
Тормозные механизмы всех колес одинаковые, смонтированы на цапфах колесных редукторов, двухколодочные закрытого типа.
Тормозной механизм состоит из:
тормозные колодки:
колесный тормозной цилиндр:
тормозной барабан:
стяжные пружины:
регулировочный механизм:
кронштейн.
Тормозной барабан отлит заодно со ступицей колеса и закрывается крышкой с уплотнительным резиновым кольцом. Для контроля за состоянием механизма и его регулировки и прокачки, в крышке имеется лючок, завертываемый крышкой.
Тормозные колодки с фрикционными накладками крепятся на кронштейне. Верхние концы прижимаются пружинами к опорному пальцу, а выступами упираются в толкатели колесного цилиндра.
Нижние концы колодок пружиной прижимаются к регулировочному механизму. Колесный тормозной цилиндр крепится к кронштейну, состоит из корпуса в котором выполнены два канала: через нижний, масло поступает по трубопроводу из главного тормозного цилиндра, а через верхний удаляется воздух при прокачке тормозов.
Внутри цилиндра вмонтированы два поршня с толкателями и резиновыми манжетами.
Стяжные пружины: верхние две пружины прижимают верхние концы колодок к опорному пальцу, а нижняя пружина прижимает нижние концы колодок к регулировочному механизму.
Регулировочный механизм: предназначен для регулирования зазора между тормозным барабаном и тормозными колодками. Он состоит из корпуса и регулировочного винта.
Для регулировки необходимо:
поднять колесо домкратом;
открыть лючок;
регулировочным винтом раздвинуть колодки до соприкосновения с тормозным барабаном:
завернуть регулировочный винт на 7-9 шелчков после чего тормозной барабан должен проворачиваться от руки в обе стороны, без задевания за колодки.
При правильно отрегулированных тормозных механизмах ощущается жесткая педаль с начала второй половины ее хода.
Привод рабочей тормозной системы
Составные части:
тормозная педаль;
два главных цилиндра (1-го и 11-го контуров) с пневмоусилителями;
тормозной кран;
уравнитель давления в контурах;
клапан ограничения падения давления воздуха;
трубопроводов и шлангов.
Пневматическое оборудование привода подключено к воздушному баллону системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
Главные цилиндры укреплены с левой стороны в передней части машины на каждом цилиндре укреплен пневмоусилитель.
Основные детали:
корпус главного цилиндра;
корпус пневмоусилителя:
поршень главного цилиндра с уплотнительными манжетами;
поршень усилителя с уплотнительными кольцами:
впускной и выпускной клапаны;
компенсационное отверстие; в перепускное отверстие;
отверстие (б) в головке поршня.
Тормозной кран предназначен для управления подачей воздуха в пневмоусилители рабочей тормозной
системы.
Основные детали;
корпус крана;
крышка корпусов;
рычаг;
стакан с запрессованной пяткой;
впускной клапан;
выпускной клапан;
седло впускного клапана;
седло выпускного клапана;
возвратная пружина клапанов;
диафрагма с возвратной пружиной;
уравновешивающая пружина;
отверстия: подвода воздуха к тормозному крану; подачи воздуха к пневмоусилителям и выпускные.
Работа тормозного крана.
При нажатии на тормозную педаль приводится в действие рычаг тормозного крана, усилия от которого передаются через пятку на стакан и уравновешивающую пружину.
Шайба, в которую опирается пружина, давит на седло выпускного клапана. Седло перемещается и прогибает диафрагму. Выпускной клапан закрывает канал седла (садится в седло). Значит, пневмоусилитель разъединился с выпускной полостью тормозного крана, сообщающуюся с атмосферой.
При дальнейшем перемещении выпускного клапана и его седла открывается впускной клапан, т.к. он посажен на одну ось с выпускным клапаном.
Через открытый впускной клапан поступает сжатый воздух из воздушного баллона, который вдет под диафрагму и далее по каналам к пневмоусилителям обоих главных цилиндров.
Величина давления сжатого воздуха, а стало быть величина тормозного усилия, зависит от усилия воздействия водителем на тормозную педаль.
Воздух, поступающий под диафрагму, оказывает противодействие перемещению седла выпускного клапана и диафрагмы. Когда величина этого противодействия будет превосходить силу, передаваемую на стакан рычагом, диафрагма прогнется в обратную сторону и надавит седлом выпускного клапана на шайбу уравновешивающей пружины, сожмет пружину.
При этом впускной клапан закроется и сжатый воздух в усилитель поступать не будет.
Таким образом, происходит автоматическое регулирование величины давления сжатого воздуха, подаваемого к пневмоусилителям главных цилиндров в зависимости от усилия нажатия на тормозную педаль.
Такое регулирование называется "следящим действием" тормозного крана.
После закрытия впускного клапана и открывшегося выпускного, сжатый воздух через отверстие в седле выпускного клапана и отверстия в корпусе крана выходит из пневмоусилигелей в атмосферу. Колеса растормаживаются.
Уравнитель тормозного привода.
Предназначен для выравнивания давления в обоих контурах при торможении и сигнализации о неисправности гидравлического привода, одного из контуров.
Основные детали:
корпус (цилиндр):
поршень;
сигнализатор:
шарик сигнализатора;
пружины контуров;
При обрыве шлангов, поломке трубок и других причинах, происходит вытекание рабочей жидкости из поврежденного контура замыкания через шарик контакты выключателя контрольной лампы на щитке приборов водителя.
Клапан ограничения падения давления воздуха.
Установлен в системе централизованного управления давления воздуха в шинах между воздушным редуктором и тройником отбора воздуха к тормозному крану.
Клапан служит для отключения воздушного редуктора от воздушного баллона при падении давления воздуха в баллоне до 5.5 кг/см.кв., что необходимо для эффективной работы тормозной системы.
Этот клапан также препятствует утечке воздуха из шин через редуктор в систему при падении давления в воздушном баллоне.
Основные детали:
корпус:
крышка:
диафрагма:
перепускной клапан;
поршень;
пружина контроля:
пружина обратного клапана;
обратный клапан.
Корпус имеет два вывода, разделенных перегородкой. Один соединен с воздушным баллоном, другой с воздушным редуктором.
Сверху в корпусе выполнена кольцевая выточка и центральное отверстие, через которые сообщаются обе полости при открытой диафрагме и обратном клапане.
Между корпусом и крышкой установлена диафрагма, которая воспринимает усилия от поршня.
Диафрагма выполняет роль перепускного клапана закрывая или открывая центральное отверстие.
Усилие пружины клапана регулируется болтом так, чтобы диафрагма открывала отверстие при давлении воздуха 5.5 кг/см.кв.
Когда давление воздуха в воздушном баллоне поддерживается 6-7,7 кг/см.кв. клапан открыт, пропуская сжатый воздух от баллона к воздушному редуктору.
Когда давление воздуха в воздушном баллоне до 5,5 кг/см.кв., клапан закроется, разъединив воздушную магистраль от баллона к воздушному редуктору.
Работа тормозного привода.
При нажатии на тормозную педаль под действием толкателя поршень усилителя перемещается и давит на толкатель поршня гидроцилиндра. Одновременно срабатывает тормозной кран и сжатый воздух давит на поршень пневмоусилителя. а от него через толкатель на поршень гидроусилителя.
Поршень гидроусилителя перекрывает перепускное отверстие резервуара гидроцилиндра давит на рабочую жидкость. Жидкость идя по трубопроводам давит на поршни колесных тормозных цилиндров.
Тормозные накладки расходятся и прижимаются к тормозным барабанам.
При опускании педали стяжные пружины стягивают колодки и освобождают тормозной барабан.
Свободный ход педали тормоза должен быть 14 - 20 мм., что соответствует зазору 2,5 - 3,5 мм. между толкателем и поршнем пневмоусилителя.
Стояночные тормоза, их устройство и работа.
Стояночная тормозная система состоит:
два тормозных механизма барабанного типа:
общего привода механического типа к тормозным механизмам.
Тормозные механизмы установлены на вторичных валах коробок передач.
Основные части:
тормозной барабан;
тормозные колодки с накладками;
стяжные пружины:
регулировочный механизм;
разжимной механизм.
Щит, на котором смонтированы детали, крепится к крышке подшипника вторичного вала коробки передач.
Тормозной барабан установлен на муфте вторичного вала коробки передач.
Тормозные колодки соединены стяжными пружинами с регулировочным и разжимным механизмами.
Разжимной механизм крепится на щитке и состоит из:
корпуса, разжимного стержня, разжимных шариков, толкателей.
Регулировочный механизм крепится на щите и состоит из корпуса, регулировочного винта, разжимного сухаря.
Стояночная тормозная система отрегулирована правильно, если собачка рычага будет перемещаться по сектору на 4-5 щелчков.
Привод стояночной тормозной системы.
Привод механический, состоит из жестко соединенных между собой рычагов, тяг и валиков.
На рычаге управления, имеется собачка, которая входит в прорези зубьев сектора и фиксирует положение рычага в заторможенном состоянии тормозного механизма. Собачка управляется кнопкой на головке рычага управления.
Работа стояночной тормозной системы.
При оттягивании рычага управления на себя, продольные тяги через уравнитель и рычаги повернут двуплечие рычаги тормозных механизмов. Рычаги своими короткими плечами нажмут на разжимные стержни.
Шарики разведут толкатели, а толкатели разведут колодки. Колодки прижмутся к тормозным барабанам.
Собачка с зубчатым сектором будет удерживать тормозные механизмы в заторможенном состоянии.
При растормаживании необходимо нажать на кнопку рукоятки, вывести собачку из зубчатого сектора и рычаг послать до конца от себя.
Уход за тормозными системами.
При КО и ЕТО:
Проверить давление воздуха в воздушном баллоне (не менее 5,5 кг/см.кв.).
Проверить работу рабочей и стояночной тормозной систем. При необходимости отрегулировать их приводы.
Убедиться в отсутствии течи рабочей жидкости проверкой уровня в главных цилиндрах тормозов. При необходимости довести до нормы (15-20 мм. от верхней кромки отверстия под пробку.
При ТО N2:
Проверить чистоту тормозных барабанов:
Выполнить объем работы КО и ЕТО .
Рис. 32. Принципиальная схема гидросистемы:
1 — клапан управления усилителя рулевого привода; 2 — гидроцилиндр усилителя рулевого привода; 3 — гидроцилиндры волноотражателя; 4 — гидрозамок гндроцилиндров волноотражательного щитка; 5 — гидроцилиндры клапанов водоотливной системы; 6 — гидрозамки гидроцилиндров клапанов водоотливной системы; 7 -— фильтры; 8 — бачок; У — насос; 10—предохранительный клапан; 11 –гидроцилиндр привода заслонки водомета; 12 — гидрозамок гидроцилиндра привода заслонки водомета. 13 — кран управления гидроцнлиндром привода заслонки водомета; 14 — крип управления клапаном откачки отделении силовой установки; 15 — кран управления клапаном откачки десантного отделения; 16 — кран управления гндроцилиндрами привода волноотражательного щитка; 17 — кран перекрывной.
Рис. 33 Устройство рулевого управления:
1- задняя поперечная тяга; 2 – задний рычаг правый; 3- колесная тяга; 4 ,8,11,12 и 15 тяги; 5,7,9,14,16 и 18 рычаги; 6 –передний валик; 10 –уплотнитель; 13 – задний валик; 17 – вал привода руля; 19 –руль; 20 –бачок; 21 –гидронасос; 22 – маятниковый рычаг; 23 – кронштейн с валиком маятникового рычага 24 – задний рычаг левый ; 25 – задняя продольная тяга; 26 – предохранительный клапан; 27 – передний рычаг левый; 28 – сошка; 29 – рулевой механизм; 30 – передняя продольная тяга; 31 – фильтры; 32 – гидроцилиндр усилителя привода руля; 33 – передний рычаг правый; 34 – стяжной болт наконечника поперечной рулевой тяги; 35 – передняя поперечная тяга.
Рис.34 Тормозной механизм колеса:
1. 4 и 8 — стяжные пружины; 2— опорный палец- 3 — колесный цилиндр; 5 — колодка задняя; 6 —- кронштейн; 7— регулировочный винт; 9 — опорная втулка; 10 — корпус регулировочного механизма; 11— колодка передняя
Рис. 35 Тормозной механизм стояночной тормозной системы:
I - регулировочный механизм; 2 — фрикционная накладка; 3 — коробка передач- 4 — тормозная колодка; 5 - двуплечий рычаг; 6 - щит; 7 - толкатель; 8-стяжная пружина; 9 — разжимной механизм; 10 — маслоотражатель; 11— тормозной барабан; 12 — винт- 13 — вторичный вал; 14 — фланец; 15 — корпус регулировочного механизма; 16 — разжимной сухарь; 17 — регулировочный винт; 18 — упорная пружина; 19 и 25 — заглушки; 20 — опорные пальцы; 21 — ограничитель хода; 22 — разжимной стержень; 23 — болт; 24 — разжимные шарики; 26 — корпус разжимного механизма; А — отверстия
Рис. 36 Привод стояночной тормозной системы:
1— тормозной барабан; 2— уплотнитель; 3 и 5—двуплечие рычаги; 4 — верхняя тяга; 6 —вал с рычагами; 7 и 13 — рычаги; 8 и 9— хомуты с крепежными винтами; 10 — кожух уплотнителя; 11— сухарь; 12 — стопорное кольцо; 14— уравнитель;15— промежуточный валик; 16 — нижняя тяга; 17 — тяга уравнителя; 18 — опора тяги; 19 — средняя тяга: 20 — соединительные муфты; 21 — передняя тяга; 22 — собачка; 23 — сектор; 24 — рычаг управления; 25 тяга собачки; — пружина тяги собачки; 27 — кнопка тяги
Рис. 37. Установка привода рабочей тормозной системы:
1— главный цилиндр с пневмоусилителем; 2 — оттяжная пружина; 3 — буфер упора- 4 — стержень толкателя; 5—педаль; 6 — ось стержня толкателя; 7 — контргайка; 8 — толкатель; 8 —тяга привода тормозного крана; 10 — нижняя тяга; 11 — компенсационная пружина; 12 клапан ограничения падения давления; 13 — уравнитель; 14 — трубка подвода воздуха в тормозной кран; 15 — тормозной кран; 16 — шланг подвода воздуха от тормозного крана в усилители; 17 — регулировочная вилка
Рис. . 38 Тормозной кран:
1— рычаг; 2— стопорное кольцо; 3 — корпус крана; 4— диафрагма; 5 и 20— уплотнительные кольца: 6 и 9 — пробки; 7 —прокладки; 8 — впускной клапан; 10 — крышка;11 — седло впускного клапана; 12 — возвратная пружина клапанов; 13 — выпускной клапан; 14 — возвратная пружина диафрагмы; 15 — гайка; 16 и 18 — шайбы; 17 — седло выпускного клапана; 19 — уравновешивающая пружина; 21 — войлочный сальник; 22 — стакан; 23 — пятка; А— направление движении воздуха; В — отверстие подачи воздуха в пневмоусилители.
Тема "Ходовая часть БТР-70."
Раздел 1.
Общее устройство ходовой части "
Устройство колес и автошин. Уход за ними.
Ходовая часть машины состоит из:
колес
подвески;
централизованной системы регулирования давления в шинах.
Колеса и шины:
На машине установлены одинарные съемные колеса с разъемным ободом размером 9,00x18.
Шины пневматические с регулируемым давлением, с направленным рисунком протектора 13.00x18.
Колесо состоит:
обод;
съемный борт;
шина;
распорное кольцо.
Сьемный борт и кольцо позволяет надежно крепить шину на обод колеса и устранять возможность сдвига относительно обода при пониженном давлении воздуха в ней.
Давление воздуха в шинах в зависимости от дорожных условий и скорости движения машины устанавливается в пределах от 2,8 до 0,5 кг/см3
Показать устройство на размонтированном колесе. Рассказать и показать порядок монтажа и демонтажа колеса.