Характеристики насыпных грузов
S |
BHfl материала | Насыпная плотность, т/м3 | Угол естественного откоса, град. | Группы подвижности * |
;окс среднекусковой | 0,40 - 0,50 | 30-50 | с, м |
Шлак каменноугольный | 0,60 - 0,90 | 35-40 | с, м |
Уголь каменный | 0,65 - 0,80 | 30-45 | с |
Суглинок сухой | 1,10-1,60 | 30-40 | С |
Гипс-порошок | 1,20 - 1,40 | С | |
Песок сухой | 1,40 - 1,70 | 35-40 | С |
Известняк мелкий | 1,40 - 1,70 | 35-40 | С |
Щебень сухой | 1,50-1,80 | 35-40 | С |
Гравий округлый | 1,50 - 1,80 | 30-45 | С |
Глина сухая мелкая | 1,60 - 1,80 | С, М | |
^уда железная | 2,00 - 3,50 | 30-50 | С, М |
(3.2) |
П = 3600^2-
/Ј/пер + Япод/Ј/под + 60р/360л)А, (3.3)
где 2ср - средняя масса поднимаемых грузов; Тц - продолжительность рабочего цикла; kB - коэффициент использования времени смены; Lnep - расстояние перемещения груза по горизонтали; Нпоя -высота подъема груза; р - угол поворота стрелы; Ј/пер - скорость перемещения груза по горизонтали; С/под - скорость подъема груза; л - частота вращения стрелы; А - коэффициент совмещения операций, учитывающий вероятность их одновременного выполнения (при изменении Р в диапазоне 90... 130° А = 1,0951-0,00220).
ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ
Транспортирующие машины применяют для перемещения сыпучих и штучных грузов непрерывным потоком, как правило, на небольшие расстояния и в пределах одной или нескольких взаимосвязанных технологических линий.
По принципу действия различают конвейеры, в которых груз перемещается в результате механического контакта с транспортирующим элементом (лента, пластина, ковш, скребок, шнек, ролики), и пневмотранспортные установки, в которых перемещение сыпучего груза осуществляется самотеком или потоком сжатого воздуха (табл. 3.3).
* Группы подвижности частиц: С - средняя; М - малая.
Ленточные конвейеры предназначены для перемещения сыпучих и однотипных штучных грузов по горизонтали и под небольшим наклоном. Угол наклона ограничен углом естественного откоса сыпучего груза или углом трения о ленту штучного и не превышает 20°. Ленточный конвейер (рис. 3.4) состоит из металлической рамы с роликоопорами, воспринимающими массу груженой и холостой
/ -Ф- ч / шц
Ми/ш/цш.
Рис. 3.4. Устройство ленточного конвейера;
I? - приводной барабан; 2 - роликоопора грузовой ветви; 3 - конвейерная лента; 4 -
Натяжной барабан; 5 - натяжное устройство; 6 - опоры конвейера; 7 - рама конвейера;
8 - роликоопора холостой ветви; 9 - привод конвейера
-ф- -ф- -ф- -ф- -ф- -ф- -ф- |
/vvvvwvvwvvvwvwywyv |
~r |
ветви ленты, приводного и натяжного барабанов, обеспечивающих движение и натяжение ленты, разгрузочных устройств, выгружающих материал с ленты конвейера. В качестве рабочего органа в них используются резинотканевые и резинотросовые ленты. Резинотканевая лента состоит из тканевых полос, пропитанных резиной и склеенных между собой ее слоями. Наружные поверхности ленты защищены резиновыми обкладками. Некоторые типы резинотканевых лент снабжены боковыми бортами, предотвращающими просыпание сыпучего материала с боков ленты при транспортировании. Борта выполняются из резиновых пластин, вертикальная гофрировка которых предохраняет их от повреждения при огибании лентой барабанов и роликов. Отношение высоты борта к ширине ленты не должно превышать 0,4.
Пластинчатые конвейеры применяют при транспортировании крупнокусковых, абразивных и горячих материалов, а также крупных штучных грузов по горизонтали и под небольшим углом наклона или по извилистой в плане траектории. Груз размещается на плоских или фасонных пластинах, прикрепленных к тяговому органу - цепи либо стальному канату. Допустимый угол наклона пластинчатого конвейера с плоскими пластинами обычно меньше, чем ленточного, так как угол трения материала грузов о металл пластин в 2,5...3 раза меньше, чем о резинотканевую ленту. Фасонные пластины, имеющие поперечные выступы на рабочих поверхностях, позволяют увеличить угол наклона конвейера.
Производительность ленточных и пластинчатых конвейеров определяется по формуле
П = ЗбООр/^С/тр&сн&в, (3.4)
где р - плотность материала (табл. 3.4), кг/м3; Рсеч - площадь поперечного сечения транспортируемого материала, м2; U^ - скорость перемещения материала, м/с; &сн - коэффициент снижения производительности конвейера; kE - коэффициент использования времени смены.
F' =• 1 сеч |
Площадь поперечного сечения сыпучего материала, находящегося на ленте или пластинах, зависит от поперечного профиля транспортирующего органа (рис. 3.5) и определяется соотношениями:
// _ '' --------- |
(3.5) (3.6)
(3.7)
2 (J80
Рис. 3.5. Варианты поперечных сечений ленточного и пластинчатого конвейеров:
/ - перемещаемый материал; 2 - плоская лента или пластины; 3 - лента с бортами; 4 - желобчатая лента; фотк - угол естественного откоса материала; hs - высота борта ленты (<0,4я); >гж - стрелка прогиба желобчатой ленты
где fw, ^сеч. ^с"ч- площади поперечного сечения материала соответственно на плоской ленте или пластинах, на ленте с бортами, на желобчатой ленте; а - расстояние между краями ленты, м ; фотк -угол естественного откоса перемещаемого материала (см. табл. 3.4); а - центральный угол желобчатой ленты; г - радиус кривизны рабочей поверхности желобчатой ленты, м ; йб - высота борта.
Максимальная скорость открытых ленточных и пластинчатых конвейеров ограничивается опасностью сдувания мелкодисперсных материалов, опасностью повреждения ленты с крупнокусковым грузом или опасностью разрушения хрупких грузов при вхождении на ролик или барабан (см. табл. 3.4).
Таблица 3.4 Рекомендуемые скорости ленточных конвейеров, м/с
Размер частиц, мм, или прочность материала | Ширина ленты, м | |||||||
Менее 0,5 | 0,7 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | |
До 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
0,5-6,0 | 1,6 | 2,5 | 3,2 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 5,0 |
6,0-80 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,2 | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 5,0 |
80-160 | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 3,2 | 4,0 | 4,0 |
160-350 | — | - | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,2 | 3,2 |
350-500 | — | — | — | — | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 3,2 |
Хрупкие | 1,3 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Для пластинчатых конвейеров эти ограничения действенны только при транспортировании мелкодисперсных материалов.
Фактическая производительность конвейера ниже теоретической из-за сползания груза на наклонных участках, провисания ленты Между роликовыми опорами, встряхивания ленты при входе на них, Просыпания материала с ленты и пластин из-за вибраций. Все это Учитывает коэффициент снижения производительности (табл. 3.5).
Таблица 3.5 Коэффициент снижения производительности конвейера
= 3600-
/
(3.8)
Группа | Угол наклона конвейера, град. | ||||
частиц | Менее 5 | 6. ..10 | 11. ..15 | 16. ..20 | 21. ..24 |
С | 1,00 | 0,97 | 0,95 | 0,90 | 0,85 |
М | 1,00 | 0,98 | 0,97 | 0,95 | 0,90 |
Ковшовые конвейеры (или элеваторы) перемещают сыпучие материалы вертикально вверх и под большим углом наклона. Транспортирующими органами этих машин служат ковши (рис. 3.6), прикрепленные к тяговым цепям (как правило, пластинчатым роликовым), обегающим ведущие и натяжные звездочки, расположенные на разных уровнях. Если элеватор предназначен для горячих или пылевидных материалов, его закрывают кожухом, предотвращающим остывание и распыление груза. Скребковые конвейеры перемещают сыпучие малоабразивные грузы по неподвижному коробу пластинами (скребками), расположенными перпендикулярно к направлению движения и закрепленными верхней своей частью на пластинчатых тяговых цепях (рис. 3.7), огибающих ведущие и натяжные звездочки. Эксплуатационная производительность ковшовых и скребковых конвейеров (П) может рассчитываться по общей формуле |
Рис. 3.6. Элементы ковшового конвейера:
1 - тяговая цепь; 2 - ковш; 3 - перемещаемый груз; / - шаг установки ковшей; р" -угол наклона конвейера; <ротк - угол естественного откоса перемещаемого груза; J/Tp - скорость движения цепи
Рис. 3.7. Элементы скребкового конвейера:
1 - тяговая цепь; 2 - скребок; 3 - перемещаемый груз; / - шаг установки скребков; Р - угол наклона конвейера; <ротк - угол естественного откоса перемещаемого материала; С/тр - скорость движения цепи
где Кед - объем материала, переносимого одним ковшом или скребком; Ј/тр - скорость движения цепи; ks - коэффициент использования времени смены; / - шаг установки ковшей или скребков.
Объем материала, переносимого одним ковшом или скребком, может определяться замером или простейшими вычислениями с учетом угла естественного откоса транспортируемого материала, угла наклона конвейера и размеров ковшей или скребков.
Винтовые конвейеры перемещают сыпучие и вязкие материалы в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. Роль __ анспортирующего органа играет архимедов винт (шнек), винтовая поверхность которого перемещает материал, Ограниченный ею стенками неподвижного желоба (рис. 3.8).
Эксплуатационная производительность шнекового конвейера определяется по формуле
KD2lpn
П = 60 |
(3.9) |
k k
"•^н
ч
где D - диаметр шнека, м; / - шаг лопастей шнека, м; р - насыпная плотность транспортируемого материала, кг/м3; п - частота вращения I шнека, мин"1; &зап - коэффициент заполнения поперечного сечения кожуха шнека (А:зап = 0,3); А:накл - коэффициент снижения производительности при наклоне конвейера к горизонту (/:накл = 1,0... 0,65); &в -коэффициент использования времени смены.
Скорость шнека |
. Роликовые конвейеры пригодны для перемещения штучных грузов, имеющих, как минимум, одну плоскую поверхность, на которой они могут сохранять устойчивое положение (рис. 3.9). Цилиндрические свободно вращающиеся ролики расположены так близко друг к другу, что груз лежит на нескольких из них. Под действием массы расположенного на них груза ролики вра-
Выгрузка П материла Рис. 3.8. Элементы винтового конвейера: / - загрузочный люк; 2 - корпус; 3 - шнек; 4 - разгрузочны
щаются, позволяя ему свободно перемещаться по горизонтали и по наклонной плоскости вверх.
Рис. 3.9. Элементы роликового конвейера: 1 - транспортирующие ролики; 2 - станина конвейера |
Производительность роликовых конвейеров зависит от скорости подачи и шага размещения пакетированного груза. Она рассчитывается по формулам:
для количества мест в единицу времени
(ЗЛО)
для общей массы грузов в единицу времени
/св, |
(3.11) |
11 —
/
для максимальной массы груза в единицу времени
П = |
(3.12) |
?рол"конв *-> тр "ъ
где Ј/тр - линейная скорость перемещения груза; &в - коэффициент использования времени смены; / - шаг размещения отдельных мест груза; Grp - средняя масса одного груза; <7рол - допустимая нагрузка на единицу длины ролика; йконв - ширина конвейера.
У приводных конвейеров скорость подачи определяется скоростью вращения роликов, у неприводных - углом наклона. Если в опорах неприводных роликов используются подшипники качения, угол наклона конвейера должен быть не менее 4°.
ПОГРУЗЧИКИ
Одноковшовые фронтальные погрузчики.Одноковшовые фронтальные погрузчики применяются в транспортном строительстве для складирования разрыхленных грунтов и кусковых каменных материалов в бурты, погрузки сыпучих и кусковых материалов из буртов в транспортные средства, распределения дорожно-строи-тельных материалов, зачистных и планировочных работ и перевалки штучных грузов. При необходимости онимогут выполнять и небольшие объемы земляных работ.
Одноковшовые фронтальные погрузчики различаются (рис. 3.10)типом рабочего оборудования, типом ходового оборудования, способом поворота и типоразмером.
Одноковшовые фронтальные погрузчики | ||||||||||||||||||||||||
Рабочее оборудование | Ходовое оборудование | Способ поворота | Типоразмер | |||||||||||||||||||||
«J | и | н о | ы | |||||||||||||||||||||
Q | И | |||||||||||||||||||||||
J | е | t | q | о | ч | р | П | |||||||||||||||||
и | ||||||||||||||||||||||||
1 | Ч | о | i | |||||||||||||||||||||
I* s в | з к | Ч О и | о м н | с >s | а | & о | ||||||||||||||||||
§ | о a | g | о Я | о ft | со о | и о | S | е s | ||||||||||||||||
<U ML | * | <D К С | G 0 С | а о W | н W | о ft С | ||||||||||||||||||
Рис. 3.10. Классификация одноковшовых фронтальных погрузчиков
Рабочее оборудование стреловых погрузчиков (рис. 3.11) состоит пространственной стреловой конструкции, одной осью закрепленной на передней части рамы машины, а средней частью опирающейся на штоки гидроцилиндров опускания/подъема стрелы.
Рис. 3.11. Устройство пневмоколесного одноковшового фронтального погрузчика:
' - ковш; 2 - гидроцилиндры управления ковшом; 3 - кабина оператора; 4 - двигатель; 5-заднее пневмоколесо; 6 - задняя рама; 7 – шарнирное сочленение рам; 8 - передняя рама;
9 - переднее пневмоколесо; 10 — стрела
Шест.
Рис. 3.12. Устройство рычажного Z-механизма фронтального погрузчика: 1 ~ ковш; 2 - рычажный механизм; 3 - колесо; 4 -стрела; 5 - гидроцилиндр наклона ковша; 6 — гидроцилиндр подъема/опускания стрелы; 7- элемент рамы погрузчика |
Сами гидроцилиндры шар-нирно опираются на раму. На консольном конце стреловой конструкции шар-нирно крепится фронтальный ковш, наклон которого изменяется одним или двумя гидроцилиндрами через рычажный механизм наклона ковша. В Z-меха-низме (рис. 3.12) точка опоры рычага находится между точками приложения сил, что обеспечивает повышенное усилие на кромке ковша (силу отрыва). В Н-механизме (рис. 3.13) точка опоры рычага находится с одной стороны от
точек приложения сил, благодаря чему он отличается увеличенным углом запрокидывания ковша.
Уплотнения шарнирных соединений рычажных механизмов и стрелы должны надежно удерживать смазку и предотвращать проникновение внутрь пыли, грязи и влаги. В этом случае увеличивается долговечность шарниров и снижается трудоемкость их обслуживания.
Рис. 3.13. Устройство рычажного Н-механизма фронтального погрузчика: 1 - ковш; 2 - рычажный механизм; 3 — колесо; 4 -стрела; 5 - гидроцилиндр наклона ковша; б - гидроцилиндр подъема/опускания стрелы; 7- элемент рамы погрузчика |
Стандартные ковши с прямой режущей кромкой используются при перегрузке песка, гравия и глинистых грунтов с насыпной плотностью от 1,4 до 1,8 т/м3. Дополнительно такие ковши могут комплектоваться сменной двухсторонней режущей кромкой (сплошной или из сегментов), изготовленной из упрочненной износостойкой стали очень высокой твердости. Челюстные ковши увеличивают высоту выгрузки и позволяют погрузчикам толкать и послойно разравнивать грунт, планировать поверхность, захва-
тывать сыпучие и штучные грузы. Челюсти ковшей управляются дополнительными гидроцилиндра-
ми, поэтому погрузчик должен оснащаться специальным гидравлическим контуром.
Для работы с крупнокусковым камнем используются ковши повышенной прочности с треугольной или прямой режущей кромкой, с зубьями или без них. Ковши повышенной (в 1,5...2,5 раза) вместимости применяют при перегрузке древесной щепы, бытовых отходов, угля, торфа, снега, сельскохозяйственных грузов. Решетчатые козырьки тяжелых и облегченных ковшей не мешают оператору при движении и позволяют контролировать процесс наполнения ковша. В комплект сменного оборудования современных фронтальных погрузчиков кроме ковшей разного назначения (рис. 3.14) также входят вилочные захваты, крановые стрелы, подметальные щетки и асфальтовые резаки.
Затраты времени на смену рабочих органов сокращаются до нескольких минут при использовании быстроразъемного соединения, которым оснащаются современные машины. Устройство крепится к консоли стрелы между ней и рабочим органом и приводится в
Рис. 3.14. Сменные рабочие органы погрузчика:
стандартный ковш для сыпучих материалов и срыва асфальтобетонных и улучшен-покрытий; б - ковш с зубьями для крупнокусковых грузов и работы в карьерах; в -ковш без зубьев для крупнокусковых грузов и работы в карьерах; г - ковш с увеличенной высотой разгрузки для легких материалов; д - ковш для угля и легких материалов; е -Двухчелюстной ковш для погрузочных, бульдозерных, профилировочных и других работ; ж - челюстной захват для длинномерных грузов; з - вилы для корчевки, перегрузки Штучных грузов; и - ковш для крупнокусковых грузов с быстродействующим захватом
действие машинистом вручную (при механической блокировке) или из кабины (при гидравлическом управлении).
Высокая маневренность - одно из основных требований к фронтальным погрузчикам. Рабочий цикл машины состоит из челночных перемещений с грузом и без на небольшие расстояния (до 25... 30 м) и крутых разворотов, поэтому даже небольшое сокращение времени на трогание с места, торможение и поворот приводит к заметному повышению производительности погрузчика. В большинстве моделей погрузчиков маневренность обеспечивается шарнир-но-сочлененной рамой. Она состоит из двух частей (рис. 3.15), соединенных шарниром с вертикальной осью.
Задняя рама служит опорой для силовой установки, трансмиссии, заднего моста и кабины оператора (у большинства моделей), передняя - для крепления рабочего оборудования с гидросистемой управления и переднего моста. Фиксация и поворот рам относительно друг друга осуществляется двумя гидроцилиндрами, управляемыми рулевой системой следящего типа, которая обеспечивает поворот рам пропорционально углу поворота рулевого колеса. Величина угла «излома» колеблется в пределах от 28 до 45 ° в каждую сторону, но для большинства моделей составляет 40 °. Количественное соотношение между радиусом поворота и массой фронтального погрузчика с шарнир-но-сочлененной рамой выражается уравнением
гпов=261,4С°-3275, (3.13)
где г„ов - радиус поворота погрузчика, мм; G - масса погрузчика, кг. Все колеса фронтальных погрузчиков являются ведущими, благодаря чему общая масса машины и перевозимого груза участвуют в создании тягового усилия. Это ускоряет заполнение ковша и повышает степень его наполнения. Передний мост жестко крепится к передней полураме, несущей рабочие органы и полезный груз, задний мост с кабиной, двигателем и трансмиссией благодаря подвеске может качаться
в поперечном направле-2 3 нии, отклоняясь относительно рамы на угол от ± 12 до ±30°. У некоторых марок погрузчиков кабина установлена на передней полураме, что снижает влияние на оператора вибрации и шума двигателя.
Традиционно пневмо-колесные погрузчики ос-
Рис. 3.15. Шарнирно-сочлененная рама фрон- нащаются гидромехани-
тального погрузчика: ческой трансмиссией с гид-
1 - передняя рама с порталом для крепления ра- ротрансформатором и пе_ бочего оборудования; 2 - кронштейны шарнира;
з - задняя рама реключением передач под
лем тра |
узкой. Трансмиссия состоит из мостов повышенной прочности /рис. 3.16) с полностью разгруженными полуосями, дифференциалами повышенного трения или блокируемыми, осевыми или бортовыми понижающими редукторами и осевыми или бортовыми мно-•одисковыми маслопогруженными тормозами. Последние отлича-;я надежностью, устойчивостью к перегреву и нетребовательного к обслуживанию. Иногда коробка переключения передач под :агрузкой оснащается автоматом выбора скорости в зависимости от величины рабочих нагрузок. В последние годы на фронтальных пневмоколесных погрузчиках стали применять гидрообъемные трансмиссии. Насос и гидромотор устанавливают между двигате-:ем и коробкой передач, не изменяя остальные элементы ходовой .нсмиссии. При этом повышается КПД трансмиссии, режим работы двигателя оптимален при переменных рабочих нагрузках, наибольшее тяговое усилие достигается автоматически при максималь-|цо возможной скорости и без буксования, величина тягового усилия не зависит от расхода мощности на другие системы погрузчика, значительно улучшаются шумовые характеристики трансмиссии и снижается удельный расход топлива.
Современные погрузчики оснащены автоматическими системами, снимающими с оператора заботу о наиболее часто встречаю-хся рутинных операциях по управлению рабочим процессом или ощающими их выполнение. В их числе: адаптация скорости к нагрузкам, перераспределение гидравлических потоков, возврат ковша в исходное положение, кнопочное переключение на низшую скорость, диагностика текущего состояния агрегатов. Важную роль для снижения утомляемости машиниста играет совмещение операций. Например, при нажатии тормозной педали одновременно с
Рис. 3.16. Передний ведущий мост погрузчика:
] ~ ступица колеса; 2 - бортовой планетарный редуктор; 3 - маслопогруженный много-Дисковый тормоз; 4 - разгруженная полуось; 5 - опоры корпуса моста; 6 - блокируемый
дифференциал
Рис. 3.18. Телескопический погрузчик: 1 - собранная стрела в транспортном положении; 2 - кабина оператора; 3 - большой гидроцилиндр подъема стрелы; 4 - собранная стрела под максимальным углом наклона; 5 -полностью раздвинутая телескопическая стрела под максимальным углом наклона; 6 - малый гидроцилиндр подъема стрелы; 7- пневмоколес-ное шасси; 8 - выдвижные опоры (аутригеры); 9 - быстродействующий захват сменного оборудования; 10 - вилы для штучных грузов |
началом торможения отключается сцепление, а переход с передачи II на передачу I при заполнении ковша осуществляется нажатием кнопки с автоматическим повышением передачи при включении заднего хода. При полуавтоматическом переключении рычагом задается желаемая передача (она может отличаться от текущей на несколько ступеней), после чего автомат сам переключает передачи, пока не будет достигнута заданная.
(3.14) (3.15) |
Гидросистема управления рабочими органами оснащена автоматами подъема стрелы из горизонтального положения на максимальную высоту и поворота ковша в заданное положение. Опускание стрелы с пустым ковшом может происходить при плавающем положении распределителя. В гидравлические контуры поршневых полостей цилиндров для подъема стрелы встроены азотные компенсаторы (рис. 3.17) колебаний рабочего оборудования, возникающих при движении машины с полным ковшом по неровной поверхности. Общее представление о возможностях фронтального погрузчика дают масса, габаритные размеры, объем ковша, грузоподъемность, высота выгрузки, опрокидывающая нагрузка, сила отрыва. Некоторые из этих показателей могут быть с достаточной степенью точности рассчитаны по уравнениям:
Wp = - 0,8 • 10'9 G2 + 0,034G + 2392,4; 9oTp=0,015G°-9458,
5 6 |
где /гвыгр - высота выгрузки, мм; G - масса погрузчика, кг; дотр -сила отрыва, кН.
Рис. 3.17. Азотный компенсатор колебаний груженого ковша;
/ - гидроцилиндр подъема/опускания стрелы; 2 - контур штоковой полости; 3 - контур
поршневой полости; 4 - стабилизационный клапан; 5 - выключатель датчика скорости:
6 - азотный аккумулятор; 7 - сжатый азот
Более полная информация о техническом потенциале погрузчи-ка при необходимости (например, при оценке производительности) М0жет быть получена из его грузовой диаграммы.
Телескопические погрузчики-манипуляторы.Телескопические погрузчики-манипуляторы (рис. 3.18) могут использоваться практически во всех сферах промышленного и сельскохозяйственного производства. В строительстве их применяют для выгрузки строительных материалов и оборудования из автотранспорта, перемещения грузов по строительной площадке и подаче их в зону действия башенных кранов, подачи и позиционирования металлических конструкций при сборке несущих каркасов промышленных корпусов и установок. Они также находят применение на земляных, подъемно-транспортных и отделочных работах в туннелях, под мостами, путепроводами, линиями электропередач.
От других типов погрузчиков эти машины отличаются большей высотой подъема груза (до 20 м и более), хорошей маневренностью, универсальностью и точностью подачи грузов. Достигается это использованием набора типичных для большинства телескопических погрузчиков технических решений: телескопическая стрела; быстро-Действующий захват сменных рабочих органов; дополнительные гидравлические кон-ТУРЫ для активных рабочих органов (челюстные ковши, бетоносмесители, и т. п.) с бы-строразъемными соединительными муфтами; поворот Передними или задними колесами, «крабом» и «колея в ко-
лею»; полноприводное шасси; расширенный набор сменных рабочих органов (неполноповоротный экскаватор, многоцелевой челюстной ковш, вилы, подметальные щетки, крановая стрела с лебедкой, бадья для бетона, бетоносмеситель, пассажирская платформа).
Указанные преимущества позволяют телескопическим погрузчикам с высокой эффективностью выполнять практически любые работы в строительстве, в том числе и транспортном. Большая часть машин оснащена передними аутригерами и компенсационным устройством, удерживающим шасси в горизонтальном положении при работе на поперечных уклонах до 10°. Телескопическая двух- или трехсекционная грузовая стрела имеет коробчатое сечение, а ее оголовок оборудован быстродействующим захватом рабочих органов. Подъем, опускание и раздвижение стрелы осуществляется гидроцилиндрами.
Телескопические погрузчики-манипуляторы удачно сочетают в себе достоинства, по меньшей мере, трех классов машин: фронтальных одноковшовых погрузчиков, самоходных стреловых кранов и вилочных погрузчиков повышенной проходимости. Для оценки технических возможностей телескопических погрузчиков-манипуляторов используются те же показатели, что и для фронтальных одноковшовых погрузчиков.
Мини-погрузчики с бортовым поворотом.Мини-погрузчики с бортовым поворотом (рис. 3.19) предназначены для выполнения
Рис. 3.19. Мини-погрузчик с бортовым поворотом |
небольших объемов погрузочно-разгрузочных работ и перевозки 1узов на небольшие расстояния. Грузоподъемность большинства временных мини-погрузчиков с бортовым поворотом лежит в ди-азоне 300... 1500 кг.
Мини-погрузчики с бортовым поворотом представляют собой роткобазовые четырехколесные полноприводные шасси, низко-:щие, с небольшим дорожным просветом и гидрообъемной хо-,вой трансмиссией. Колеса левого и правого бортов приводятся ъ действие отдельными гидромоторами и могут работать в режиме противовращения. Благодаря этому мини-погрузчики маневрируют, притормаживая колеса одного из бортов или заставляя колеса противоположных бортов вращаться в разные стороны.
Колеса одного борта, как правило, приводятся в действие от вала гидромотора цепной передачей, обеспечивающей кинематическое согласование их угловых скоростей, но встречаются и варианты с гидрообъемными мотор-колесами, в которых согласование угловых скоростей осуществляется гидравлически. Торможение осуществляется прекращением подачи жидкости ко всем гидромоторам или гидромоторам одного борта и гарантируется гидрозамками. Бортовой поворот делает эти машины чрезвычайно маневренными, но наделяет их рядом недостатков. Среди них: повышенный износ шинного протектора, жесткие требования к стабильности давления в пневмоколесах (поворот при давлении ниже номинального приводит к повреждению боковины камерного и разгерметизации бескамерного колеса), ограничение скорости, потеря продольной устойчивости, повреждение шинами мягких искусственных, травяных и грунтовых покрытий.
Стандартное ходовое оборудование мини-погрузчиков включает бескамерные шины с развитым протектором для работы на грунтах. В случае, если условия работы сопряжены с повышенным риском повреждения шин, можно использовать колеса, обод которых набран из нескольких резиновых секторов, с изолированной воздуш-
но: пр бы_ мин ми, |
;й полостью внутри каждого. Повреждение одного из секторов не иводит к выходу колеса из строя, а каждый из секторов может быть заменен независимо от других. Возможна также комплектация
;и-погрузчика гусеницами со стальными или резиновыми трака-одеваемыми на колеса и снижающими удельное давление машины на грунт при одновременном повышении ее проходимости.
Рабочее оборудование мини-погрузчика включает, как правило, сменный рабочий орган, быстродействующий захват, грузовую стрелу и гидросистему, обеспечивающую подъем/опускание стре-ДЬ1, наклон ковша и работу органов с автономным гидроприводом. Ассортимент сменных рабочих органов достаточно широк и включает ковши разного объема с фронтальной и боковой разгруз-, вилочные и грейферные захваты, навесной экскаватор «обрат-лопата», фрезы, дисковые пилы, вибротрамбовки, гидромоло-
II
ты, траншеекопатели, буры, бетоносмесители, подметальные щетки, отвалы, снегоуборочные устройства и т.д.
По типу компоновки рабочего оборудования современные мини-погрузчики с бортовым поворотом можно объединить в три группы.
1. Наиболее распространена П-образная в плане стрела, пере
кладина которой с быстродействующим захватом и рабочим орга
ном располагается перпендикулярно оси машины непосредствен
но перед кабиной оператора (см. рис. 3.19). Задние концы боковых
балок стрелы шарнирно крепятся к высокому порталу силовой
рамы мини-погрузчика, расположенному сзади кабины в виде арки
над моторным отсеком. П-образная стрела обеспечивает относи
тельную простоту и надежность силовой конструкции и хороший
обзор рабочей зоны. Недостатком является возможность входа в
кабину только через проем в лобовой панели, так как с боков ка
бина закрыта боковыми балками стрелы, а сзади - двигателем.
2. Более удобен вариант, при котором П-образная стрела (рис. 3.20)
является звеном параллелограммного рычажного механизма, обеспе
чивающего ей параллельно-поступательное движение при подъеме и
опускании. Механизм крепления стрелы при этом более сложен, что
компенсируется сохранением ориентации ковша при подъеме, опус-
Рис. 3.20. Параллелограммный рычажный механизм подъема стрелы мини-погрузчика:
1 - силовая панель рамы; 2 и 5 - рычаги параллелограммного механизма подъема стрелы; 3 - П-образная стрела; 4 - косынка; 6 - гидроцилиндр подъема/опускания стрелы
кании
и увеличением вылета ковша при выгрузке. Стрела крепится к силовому каркасу погрузчика четырьмя (по две с каждой стороны) рычагами. При подъеме стрелы рычаги поворачиваются относительно точек их крепления к раме и поднимают шарниры крепления косынок стрелы вместе с прикрепленным к стреле рабочим органом.
3. Однобалочная стрела - сложная пространственная конструкция, закрепленная одним концом на оси в портале рамы погрузчика и шарнирно опирающаяся на гидроцилиндр подъема/опускания (рис. 3.21). Главным преимуществом такой стрелы является возможность входа в кабину погрузчика через боковую дверь. В то же время несимметричное приложение нагрузки к раме машины вызывает появление дополнительных скручивающих и опрокидывающих моментов, что предъявляет повышенные требования к прочности металлоконструкций и устойчивости погрузчика. Дизельный двигатель с гидронасосом расположен в задней части погрузчика. Ограничение по высоте и стремление обеспечить водителю обзор через заднее окно вынуждают конструкторов размещать двигатель как можно ниже, что делает необходимым его защиту от повреждения снизу при работе на неровной поверхности. С боков и сверху силовая установка закрыта кожухом, снижающим уровень шума.
Доступ к узлам и агрегатам при обслуживании и ремонте обеспечивается оптимизаций компоновки моторного отсека и откидыванием кожуха и кабины. Органы управления, контрольные приборы и индикаторы расположены по сторонам фронтального входа и на подлокотниках операторского кресла, которое оснащено рычагом безопасности. Выходя из кабины, оператор сдвигает рычаг в сторону или вверх, при этом включаются стояночные тормоза или блокируются . все органы управления и останавливается двигатель.
Технические возможности мини-погрузчиков характеризуются таким же набором показателей, как и других машин этого типа; соотношения между большинством параметров не поддаются количественному описанию с удовлетворительной точностью. Исключение составляет связь
опрокидывающей нагруз- Рис. 3.21. Мини-погрузчик с однобалочной
; Ки с грузоподъемностью: асимметрично расположенной стрелой
1,007 |
(3.16) |
Fon „=1,9243
где Fonp - опрокидывающая нагрузка, кг; q - грузоподъемность, кг. Производительность одноковшового фронтального погрузчика.
Технология производства погрузочно-разгрузочных работ одноковшовым фронтальным погрузчиком не зависит от его типа, поэтому эксплуатационная производительность рассчитывается по общей для всех типов погрузчиков формуле
(3-17) |
ТТ = V е k k IT
Li ' ковшасзапл-услл-в / -*щ
где П - производительность машины эксплуатационная, м3/ч; FKOBIna-вместимость ковша с «шапкой», м3 (для погрузчиков с массой до 30 т ^ковша = ОДЮ2С - 0,1606; свыше 30 т - Кковша = 0,0009G + 2,1697); G -масса погрузчика, кг; <?зап - коэффициент заполнения ковша (табл. 3.6); kycn - коэффициент условий работы (1 - при ясной погоде и хорошей видимости; 0,85 - при ненастной погоде и ухудшенной видимости); ks - коэффициент использования времени смены; Т^^^ - продолжительность цикла, по оценкам практиков равная 0,45...0,55 мин.
Таблица 3.6