Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана

Расчет газообмена судового длинноходного дизеля

Методические указания

к расчетно-графической работе по курсу «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»

Специальность 6.100300 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

Одесса - 2010

Методические указания разработаны Черемисиным Владимиром Ильичом – кандидатом технических наук, доцентом кафедры „Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация” Одесского национального морского университета в соответствии с рабочей программой дисциплины „Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация”, утвержденной Советом судомеханического факультета ОНМУ.

Методические указания одобрены кафедрой „Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация” ОНМУ 18.05.2010 (протокол № 18)

Рецензент: доктор технических наук, профессор В.Г.Ивановский

ЗАДАНИЕ

Расчет газообмена судового длинноходного дизеля

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Марка двигателя (тип двигателя) _____________________________

2. Частота вращения коленчатого вала n___________________мин -1

3. Тип продувки __________________________

Характеристики органов газообмена и фазы газообмена современных длинноходных дизелей

Для выпускного клапана

4. Отношение диаметра выпускного клапана dкл к диаметру цилиндра Dц Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru ______________(0,5 – 0,55)

5. Отношение полного хода выпускного клапана hкл к диаметру клапана dкл Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru ____________(0,2 – 0,25)

6. Угол начала открытия выпускного клапана φb =115 оПКВ от ВМТ (рис. 1,г)

7. Угол конца открытия выпускного клапана φ1 =134 оПКВ от ВМТ (рис. 1,г)

8. Угол начала закрытия выпускного клапана φ2 =225 оПКВ от ВМТ(рис. 1,г)

9. Угол конца закрытия выпускного клапана φа =253 оПКВ от ВМТ (рис. 1,г)

Для продувочных окон

10. Потерянная доля хода поршня ψп = Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru = Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru __________ (0,07 - 0,08)

где hп - высота продувочных окон (рис. 1,а)

hп' – расстояние от верхней кромки продувочных окон до кромки поршня при его положении в НМТ (рис. 1,а)

11. Угол наклона оси продувочных окон к оси цилиндра в вертикальной плоскости βп __________(85 – 90)0 (рис. 1,а)

12. Угол наклона оси продувочных окон к радиусу цилиндра в горизонтальной плоскости γп _________ (75 – 85)0 (рис. 1,а)

В домашнем задании необходимо

- изучить схему газообмена двухтактного длинноходного дизеля [1, 3, 4]

- построить на миллиметровой бумаге диаграмму «время - сечение» для продувочных окон и для выпускного клапана

- определить масштабы площадей диаграммы «время - сечение» для продувочных окон и для выпускного клапана

- определить «время - сечение» всех периодов газообмена графическим и аналитическим путем.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фомин Ю.Я., Волошин А.А. Конструкция судовых дизелей. Методические указания к практическому занятию. Одесса, РИО ОГМУ, 1991.

2. Ивановский В.Г., Черемисин В.И., Колесов И.В. Расчет газообмена судовых двухтактных дизелей. Методические указания к выполнению дипломных и курсовых проектов, КМП ОГМУ, Одесса, 1997.

3. Самсонов В.И., Худов Н.И. ДВС морских судов: Учебник для ВУЗов. - М.: Транспорт, 1990.

4. Фомин Ю.Я. и др. Судовые ДВС: Учебник для ВУЗов, - Л.: Судостроение, 1989.

5. Эксплуатация судовых дизельных энергетических установок : Учебник для ВУЗов / Камкин С.В. и др. - М.: Транспорт, 1996.

6. Камкин С.В. и др. Эксплуатация судовых дизелей: Учебник для ВУЗов - М.: Транспорт, 1990.

Введение

В современных длинноходных двухтактных дизелях с прямоточно-клапанной продувкой процесс газообмена (удаление продуктов сгорания из цилиндра и напол­нение его свежим зарядом воздуха) осуществляется через вы­пускной клапан и продувочные окна. На открытие и закрытие клапана и окон требуется определенное время, вследствие чего истечение газа из цилиндра и наполне­ние его воздухом осуществляются через изменяющиеся площади проход­ных сечений.

Выпуск продуктов сгорания в двухтактном двигателе представляет собой часть рабочего цикла, в течение которого отработавшие газы свободно истекают из цилиндра в выпускной коллектор. Процесс истечения продуктов сгорания осуществляется за счет перепада давлений в цилиндре и выпускном коллекторе. Истечение газов из цилиндра происходит в два периода.

Первый период - сво­бодный выпуск на участке движения поршня от начала открытия выпускного клапана, продолжающийся до установления равенства давлений в цилиндре и выпускном коллекторе.

Свободный выпуск можно условно разделить на две фазы: предварение выпуска (от начала открытия выпускного клапана до начала открытия продувоч­ных окон) и окончание свободного выпуска (от начала открытия продувочных окон до установления равенства давлений в цилиндре и в выпускном коллекторе).

Второй период истечения газов из цилиндра - принужденный выпуск, т.е. вытеснение продувочным воздухом оставшихся продуктов сгорания из цилиндра через выпускные органы и одновременно наполнение цилиндра воздухом через продувочные окна.

Принужденный выпуск начинается с момента окончания свободного вы­пуска и продолжается до прихода поршня в НМТ (первая фаза) и далее при движении поршня от НМТ вверх до конца закрытия продувочных окон.

Если закрытие выпускного клапана происходит позже закрытия продувоч­ных окон, то наступает третий период - период потери воздушного заряда. За этот период про­исходит частичное сжатие заряда воздуха поршнем в цилиндре и истечение сме­си воздуха и остаточных газов через закрывающийся выпускной клапан. Потеря воздушного заряда снижает коэффициент наполнения и коэффициент избытка продувочного воздуха при сгорании.

Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана

В масштабе hм = 5 Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru по высоте двигателя (1 см чертежа – 5 см натуры) вычерчивается нижняя часть цилиндровой втулки в районе продувочных окон (рис. 1,а) с соответствующим наклоном кромок окон к оси цилиндра βп и к радиусу цилиндра γп и указывается положение поршня в НМТ, затем на чертеже определяется положение верхней кромки продувочных окон относительно кромки поршня, находящегося в НМТ по потерянной доле хода поршня по продувочным окнам ψп.

Нижняя кромка окон может быть выше, ниже или на уровне кромки поршня при его положении в НМТ, что необходимо учитывать при построении диаграммы Брикса. В рассматриваемых дизелях нижняя кромка продувочных окон находится на одном уровне с кромкой поршня при его положении в НМТ, т.е. hп = hп'.

В принятом масштабе hм , радиусом кривошипа R = Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru из точки О описывается полуокружность (рис. 1,б) так, чтобы она касалась горизонтали 1-1, соответствующей положению поршня в НМТ.

Для определения углов поворота кривошипа, соответствующих различным положениям поршня строится диаграмма Брикса (рис. 1,б). Из точки О в сторону НМТ с учетом принятого масштаба hм откладывается поправка Брикса ОО1

Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru

где R – радиус кривошипа, мм;

L – длина шатуна, мм

λш - постоянная механизма

Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru

В рассматриваемых дизелях λш можно принять от 0,4 до 0,42.

Из точки О1 до пересечения с окружностью радиуса R проводятся лучи через 10 оПКВ с началом отсчета углов от ВМТ.

Положение поршня, соответствующее моменту начала открытия продувочных окон определяется точкой d, что соответствует углу φd , а закрытия продувочных окон определяется точкой d1, что соответствует углу φd1. Углы φd и φd1 определяются из диаграммы Брикса точками пересечения полуокружности с горизонталью, проведенной через верхнюю кромку продувочных окон.

Центральный угол φп поворота кривошипа соответствует периоду открытия продувочных окон.

Для построения диаграммы «время-сечение» продувочных окон (рис. 1,г) по оси абсцисс в масштабе Δφ = 10 Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru (1см оси абсцисс –

10 оПКВ ) наносятся углы поворота кривошипа φ, а по оси ординат – соответствующие им величины мгновенных площадей f открытия продувочных окон или при прямоугольных продувочных окнах - величины линейных открытий окон hx (см. рис. 1), которые снимаются с диаграммы Брикса при соответствующих углах поворота кривошипа φх.

Для удобства пользования диаграмму «время-сечение» продувочных окон рекомендуется строить под осью абсцисс.

При построении диаграммы «время-сечение» выпускного клапананеобходимо руководствоваться следующим.

В современных двигателях LMC, RTA диаграмма открытия выпускного клапана практически симметрична относительно НМТ и состоит из линейных участков (рис. 1,г). Для всех моделей таких двигателей фазы газообмена φb, φ1, φ2, φа для выпускного клапана можно принимать такими, как приведено выше, а полный ход клапана hкл следует уточнить в зависимости от диаметра клапана dкл.

По оси ординат откладываем непосредственно площадь проходного сечения выпускного клапана.

Максимальное проходное сечение выпускного клапана (см. рис 1, в)

Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru

Это сечение Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru намного превышает проходное сечение корпуса клапана Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru . При отсутствии чертежа можно принимать внутренний диаметр корпуса клапана для двигателей LMC, RTA

Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru , см

а площадь nnnn ся следующим.

момента их закрытиясечения штока клапана

Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru = 0,07 · Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru , см2

Тогда

Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru , см2

Чтобы построить диаграмму «время-сечение» выпускного клапана необходимо принять масштаб площади по оси ординат fкл = 100 Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru т.е.

1 см ординаты – 100 см2 площади проходного сечения выпускного клапана. Тогда отложив по ординате Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru и Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru проводим линии параллельно оси абсцисс. Согласно закону открытия выпускного клапана (рис. 1,г) углу конца открытия выпускного клапанаφ1 соответствует т. 1, далее клапан находится в открытом положении и его площадь сечения не изменяется; углу начала закрытия клапанаφ2 соответствует т. 2. Соединяя т. «b» с т. 1 получаем т. 1' на пересечении с линией площади проходного сечения горловины клапана Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru . Соединяя т. «а» с т. 2 получаем т. 2'.

В результате вышеизложенных построений получаем диаграмму «время-сечение» продувочных окон Fпр (по оси ординат которой отложена высота открытия продувочных окон, а с учетом их ширины и угла наклона окон в вертикальной βп и горизонтальной γп плоскостях – мгновенная площадь открытия продувочных окон fп) и выпускного клапана Fклр (рис. 1,г). На этом рисунке:

Fпрр – площадь диаграммы, соответствующая фазе предварения выпуска. см2;

Fпр – площадь диаграммы, соответствующая периоду продувки, см2;

Fпвр – площадь диаграммы, соответствующая периоду принужденного выпуска (от момента открытия продувочных окон до момента их закрытия) см2;

Fпзр – площадь диаграммы, соответствующая периоду потери воздушного заряда, см2.

Определение масштабов диаграммы «время-сечение»

Масштаб времени откладываемого по оси абсцисс на диаграмме «время-сечение»

Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru , Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru

где n – частота вращения коленчатого вала, мин-1.

Масштаб площади открытия продувочных окон откладываемой по оси ординат на диаграмме «время-сечение» продувочных окон

mf = hм ∙ bп ∙ Sin βп · Sin γп , Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru

где βп - угол наклона продувочных окон к оси цилиндра, град;

γп - угол наклона продувочных окон в горизонтальной плоскости, град;

bп - суммарная ширина продувочных окон, см

bп = 0,79 · π · Dц

Масштаб площади диаграммы «время-сечение» для продувочных окон

Сп = mτ · mf = Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru · hм ∙ bп ∙ Sin βп · Sin γп, Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru

Таким образом, умножив Fпр диаграммы продувочных окон на масштаб площади Сп , получим располагаемое «время-сечение» продувки

Aпр = Fпр ∙ Сп , см2 · с

где Fпр - площадь диаграммы «время-сечение», соответствующая периоду продувки.

Масштаб площади открытия выпускного клапана по оси ординат можно принять

mf' = 100 Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru

Масштаб площади диаграммы «время-сечение» для выпускного клапана

Св = mτ · mf' = Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru ·100, Построение диаграммы располагаемого «время-сечения» продувочных окон и выпускного клапана - student2.ru

Наши рекомендации