Основные положения и определения. Привод – энергосиловое устройство, приводящее в движение машину или механизм
Привод – энергосиловое устройство, приводящее в движение машину или механизм. Он состоит из источника энергии, передаточного механизма и аппаратуры управления. Источником энергии может служить электрический, гидравлический, пневматический или тепловой двигатель. В этом случае привод называется электрическим, гидравлическим и т.д. Бывают и ручные приводы, например: швейная машина, велосипед.
В машиностроении, как правило, применяются электроприводы, которые подразделяются по виду передаточного механизма: зубчатые, червячные, ременные и цепные. В состав привода могут быть включены как открытые, так и закрытые механические передачи. Механические передачи, расположенные вне корпуса редуктора, принято относить к открытым передачам привода, механические передачи, заключенные в корпус редуктора, – к закрытым. Общая схема перечисленных приводов представлена на рис. 4.1.
Рис. 4.1
Основными входными и выходными параметрами механического привода являются: мощность N, кВт; частота вращения n, мин-1; крутящий момент Т, Нм. Потери мощности от электродвигателя к исполнительному механизму характеризует коэффициент полезного действия (КПД) привода, который определяется как произведение КПД составляющих элементов и передач: .
Для понижающих приводов частота вращения уменьшается на величину передаточного отношения привода:
– значение крутящего момента возрастает от вала электродвигателя к приводному валу исполнительного механизма;
– кинематический расчет механического привода – это определение основных кинематических параметров на каждом валу привода: мощность N, кВт; частота вращения n, мин-1; крутящий момент Т, Нм;
Редуктор – это устройство, предназначенное для понижения частоты вращения и увеличения крутящего момента. Кинематические схемы одноступенчатых редукторов представлены на рис. 4.2.
цилиндрический конический червячный
Рис. 4.2. Кинематические схемы одноступенчатых редукторов:
б.в. – быстроходный вал; т.в. – тихоходный вал
Движение от электродвигателя к редуктору передается посредством муфты или ременной передачи; от редуктора к исполнительному механизму – через муфту, цепную или зубчатую передачи. В качестве исполнительного механизма на кинематических схемах указывают приводной вал конкретного механизма (ленточный транспортер, цепной конвейер, механизм передвижения и др.). Условные изображения элементов кинематических схем даны в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Условные изображения элементов кинематических схем
по ГОСТ 2.770
1. Вал | ||||
2. Подшипники (без уточнения типа) | ||||
3. Глухое соединение детали с валом (неподвижное) | ||||
4. Муфты сцепления (без уточнения типа) | ||||
5. Передача плоским ремнем | ||||
6. Передача клиновидным ремнем | ||||
7. Передача цепью (общее обозначение без уточнения типа цепи) | ||||
8. Передачи зубчатые со скрещивающимися валами (червячные с цилиндрическим червяком) | ||||
Окончание табл. 4.1