Передачи постоянного тока

В качестве основных элементов электрические передачи постоянного тока содержат тяговые генераторы постоянного тока с независимым возбуждением и тяговые электродвигатели постоянного тока с последовательным возбуждением (рис. 3.1.)

Передачи постоянного тока - student2.ru

В 1970-80-х г.г. электрические передачи постоянного тока имели наибольшее распространение благодаря своим достоинствам:

- простота автоматизации процессов регулирования и управления;

- свобода компоновки оборудования, отсутствие кинематической связи между коленчатым валом дизеля и осями колесных пар;

- высокий КПД передачи, высокая степень использования мощности дизеля;

- достаточно высокая надежность.

К недостаткам передач постоянного тока следует отнести следующие:

- главный - ограничение мощности тягового генератора по коммутации (Рг макс = 2,42,7103 кВт);

- ограничение по скорости вращения якоря тягового генератора, которое определяется границей устойчивости щеточного контакта при больших окружных скоростях коллектора и прочностью элементов конструкции якоря (ωг макс = 16,518,5 с-1 );

- ограничение по максимальному напряжению тягового генератора (Uг макс = 750900 В);

- наличие коллектора и щеточного аппарата отрицательно сказывается на надежности передачи;

- тяговые электродвигатели имеют крайне ограниченные габаритные размеры и работают в исключительно тяжелых эксплуатационных условиях (большие динамические нагрузки, загрязненность, резкие колебания температуры и др.);

- большой расход цветных металлов, высокая стоимость, большие габаритные размеры.

При максимально возможной скорости вращения якорей тяговых электродвигателей 38 ÷ 40 с-1 максимальная мощность тяговых электродвигателей ограничена величиной 415 ÷ 435 кВт, что при 6-тиосном экипаже соответствует мощности тепловоза 2940 кВт (4000 л.с.).

Для сравнения тяговых электрических машин постоянного тока применяют показатель удельного использования материалов и удельный массовый показатель δ.

δ = G / Pном (3.1.)

В течение длительного времени развитие передач постоянного тока шло по пути совершенствования тяговых электрических машин, увеличения их мощности и надежности при снижении удельных масс, габаритных размеров и стоимости. За счет применения современных электротехнических материалов показатель δ для тяговых генераторов постоянного тока может быть снижен в пределе до 2 кг/кВт, а для тяговых электродвигателей – до 3 кг/кВт. Параметры применяемых в настоящее время на тепловозах с электрической передачей постоянного тока тяговых электрических машин близки к предельным как по использованию электрических и магнитных свойств, так и по условиям коммутации.

Таблица 3.1.

Основные показатели тяговых электрических машин постоянного тока,

применяемых на тепловозах

Тип тяговой электрической машины   Серия тепловоза   Мощность, кВт   КПД, %   Масса, кг   δ, кг/кВт
Т я г о в ы е г е н е р а т о р ы
ГП300БУ ТЭМ2, ТЭМ3 94,5 6,2
ГП312У М62 94,5 5,8
ГП311ВУ ТЭП60 94,5 4,5
ГП311БУ ТЭ10 94,5 4,35
Т я г о в ы е э л е к т р о д в и г а т е л и
ЭДТ200Б ТЭ3, ТЭМ1 91,0 15,5
ЭД108АУ1 ТЭП60 91,5 11,0
  ЭД118А ТЭ10, М62, ТЭ116, ТЭМ2     91,5     10,2
ЭД120АУ1 ТЭМ7 91,1 7,3
ЭД121АУ1 ТЭП70 91,8 7,1

Наши рекомендации