Передачи постоянного тока
В качестве основных элементов электрические передачи постоянного тока содержат тяговые генераторы постоянного тока с независимым возбуждением и тяговые электродвигатели постоянного тока с последовательным возбуждением (рис. 3.1.)
В 1970-80-х г.г. электрические передачи постоянного тока имели наибольшее распространение благодаря своим достоинствам:
- простота автоматизации процессов регулирования и управления;
- свобода компоновки оборудования, отсутствие кинематической связи между коленчатым валом дизеля и осями колесных пар;
- высокий КПД передачи, высокая степень использования мощности дизеля;
- достаточно высокая надежность.
К недостаткам передач постоянного тока следует отнести следующие:
- главный - ограничение мощности тягового генератора по коммутации (Рг макс = 2,42,7103 кВт);
- ограничение по скорости вращения якоря тягового генератора, которое определяется границей устойчивости щеточного контакта при больших окружных скоростях коллектора и прочностью элементов конструкции якоря (ωг макс = 16,518,5 с-1 );
- ограничение по максимальному напряжению тягового генератора (Uг макс = 750900 В);
- наличие коллектора и щеточного аппарата отрицательно сказывается на надежности передачи;
- тяговые электродвигатели имеют крайне ограниченные габаритные размеры и работают в исключительно тяжелых эксплуатационных условиях (большие динамические нагрузки, загрязненность, резкие колебания температуры и др.);
- большой расход цветных металлов, высокая стоимость, большие габаритные размеры.
При максимально возможной скорости вращения якорей тяговых электродвигателей 38 ÷ 40 с-1 максимальная мощность тяговых электродвигателей ограничена величиной 415 ÷ 435 кВт, что при 6-тиосном экипаже соответствует мощности тепловоза 2940 кВт (4000 л.с.).
Для сравнения тяговых электрических машин постоянного тока применяют показатель удельного использования материалов и удельный массовый показатель δ.
δ = G / Pном (3.1.)
В течение длительного времени развитие передач постоянного тока шло по пути совершенствования тяговых электрических машин, увеличения их мощности и надежности при снижении удельных масс, габаритных размеров и стоимости. За счет применения современных электротехнических материалов показатель δ для тяговых генераторов постоянного тока может быть снижен в пределе до 2 кг/кВт, а для тяговых электродвигателей – до 3 кг/кВт. Параметры применяемых в настоящее время на тепловозах с электрической передачей постоянного тока тяговых электрических машин близки к предельным как по использованию электрических и магнитных свойств, так и по условиям коммутации.
Таблица 3.1.
Основные показатели тяговых электрических машин постоянного тока,
применяемых на тепловозах
Тип тяговой электрической машины | Серия тепловоза | Мощность, кВт | КПД, % | Масса, кг | δ, кг/кВт |
Т я г о в ы е г е н е р а т о р ы | |||||
ГП300БУ | ТЭМ2, ТЭМ3 | 94,5 | 6,2 | ||
ГП312У | М62 | 94,5 | 5,8 | ||
ГП311ВУ | ТЭП60 | 94,5 | 4,5 | ||
ГП311БУ | ТЭ10 | 94,5 | 4,35 | ||
Т я г о в ы е э л е к т р о д в и г а т е л и | |||||
ЭДТ200Б | ТЭ3, ТЭМ1 | 91,0 | 15,5 | ||
ЭД108АУ1 | ТЭП60 | 91,5 | 11,0 | ||
ЭД118А | ТЭ10, М62, ТЭ116, ТЭМ2 | 91,5 | 10,2 | ||
ЭД120АУ1 | ТЭМ7 | 91,1 | 7,3 | ||
ЭД121АУ1 | ТЭП70 | 91,8 | 7,1 |