Меры безопасности при работе с ручным электроинструментом и переносными электрическими светильниками
К работе с ручным электроинструментом (дрели, шарошки, гайковерты, электропаяльники, электроножницы и пр.) допускаются члены экипажа, обученные безопасным приемам работы с ним и имеющие соответствующие удостоверения.
На судах применяется электроинструмент, рассчитанный на рабочее напряжение до 42 В переменного и 24 В постоянного тока. Правила техники безопасности определяют строгий контроль и учет хранения, выдачи, применения, а также проверки технического состояния электроинструмента не реже одного раза в месяц.
Все электроинструменты, переносные светильники, (в том числе трюмные люстры, электроутюги, пылесосы и др. приемники электротока), находящиеся на судне, должны быть пронумерованы и храниться в сухих помещениях. В судовом журнале учета и хранения электромеханик отмечает результаты их ежемесячных осмотров, а также время профилактических ремонтов и проверок.
Штепсельные соединения (розетки, вилки) для низковольтного судового электрооборудования, по своему конструктивному оформлению и окраске должны отличаться от конструкции фазного контакта (напряжения 127 и 220 В). Это исключает возможность ошибочных включений низковольтного оборудования в сеть высокого напряжения. Заземление судовых электроинструментов осуществляется с помощью третьего (четвертого) провода в питающем кабеле, замкнутого на корпус судна через штепсельное соединение.
Штепсельные розетки низкого напряжения должны иметь зеленую окраску с указанием на ней величины напряжения. При использовании электроинструментов и светильников с понижающими автотрансформаторами необходимо строго выполнять следующее правило: при работе внутри котлов, танков, цистерн, междудонных пространствах или других особо опасных помещениях, категорически запрещается вносить трансформатор внутрь емкости или помещения, где ведутся работы. Использовать автотрансформаторы для питания судовых электроинструментов и переносных светильников запрещается.
В случаях невозможности использования низких напряжений (например при подключении мощных потребителей тока) разрешается применение в особо опасных помещениях, либо при особых обстоятельствах электроинструментов на напряжение 42 В и выше с обязательной дополнительной (двойной) изоляцией и средствами защиты.
Для ручного электроинструмента рекомендуется применять защитное отключающее устройство, обеспечивающее автоматическое его отключение при возникновении опасности поражения человека электротоком. Разрешается также применять в любых помещениях электроинструмента на напряжение 42 В и выше с двойной изоляцией с питанием через разделительный трансформатор и с защитным отключающим устройством.
Перед началом работы электроинструментом должны быть проверены: исправность заземляющего провода, состояние переносных проводов, исправность редуктора.
При обнаружении повреждений изоляции, а также других неисправностей, работа с электроинструментами или переносными светильниками должна быть немедленно прекращена.
Перед включением в электросеть электроинструмента или светильниканеобходимоих провода или кабелиповозможностиподвешивать. Приэтом длясохранения изоляции надоизбегатьнепосредственных контактов проводов с острыми металлическими кромками, с горячими, влажными и замасленными поверхностями,
Запрещается работать инструментом с плохо закрепленными сверлами, прижимать электроинструмент или светильник к телу, а также обрабатывать детали, держаих на весу. При внезапном исчезновении питания в электросети, обнаружении неисправности инструмента, при перерыве в работе, перед сменой сверла, удалением стружки и пр. инструмент должен быть отсоединен от сети.
Работа с электроинструментом должна проводиться с использованием диэлектрических защитных средств (перчаток, галош, ковриков). В случае отсутствия на зачистных, шлифовальных, заточных инструментах защитных экранов изоргстекла необходимо при работе пользоватьсяочками для защиты глаз.
Членам экипажа, использующим электроинструмент, не разрешается: передавать его другим лицам, разбирать и производить самостоятельно ремонт, удерживать электроинструментза провод, вносить внутрь барабанов котлов и металлических резервуаров переносные трансформаторы и преобразователи частоты тока.
В судовых помещениях с повышенной электроопасностью запрещается применение переносных электросветильников напряжением свыше 12 В переменного тока и 24 В постоянного тока, а в остальных помещениях - выше 42 В переменного и 42 В постоянного тока.
Во взрывоопасных помещениях (недегазированные танки, цистерны аккумуляторные помещения и пр.) допускается применение только переносных аккумуляторных взрывозащищенных фонарей.
Во всех цепях судового освещения должны применяться двухполюсные выключатели и, лишь для цепей освещения с безопасным напряжением допускается использование однополюсных выключателей.
Корпуса судовых переносных низковольтных светильников изготавливаются из огнестойких и влагостойких материалов с высоким электрическим сопротивлением. Предохранительные сетки укрепляются на изолирующей рукоятке лампы таким образом, чтобы снять их без специального приспособления было невозможно.
Предусмотрена специальная защита (манжеты, гибкие оболочки, сальники и пр.) токоведущих проводов от излома, перетирания и выдергивания из корпуса лампы.
В соответствии с требованиями Регистра, для повышения надежности работы светильников, используемых в жилых помещениях, в машинном отделении, на мостике и т.д., они должны получать питание по двум независимым фидерам с таким расчетом, чтобы в случае выхода из строя одного из фидеров, обеспечивалась нормальная и равномерная освещенность объектов.
У штепсельных розеток с номинальным током выше 10 А должны быть предусмотрены встроенные выключатели. Необходимо обеспечивать у таких розеток блокировку, исключающую возможность присоединения или извлечения вилки, если выключатель розетки находится в положении «ВКЛЮЧЕНО».
Номинальный ток плавких вставок предохранителей на осветительных щитках должен соответствовать сечению проводов и режиму нагрузки.
Электротехнический персонал перед выходом судна в рейс обязан проверить исправность сигнально-отличительных фонарей, светильников аварийного освещения и соответствие их требованиям нормативной документации. Два раза в месяц электротехнический персонал обязан проверить исправность сетей аварийного освещения и их аккумуляторных батарей. Исправность переносных аккумуляторных взрывобезопасных фонарей необходимо проверять ежедневно и перед каждым употреблением.
Для освещения судовых грузовых трюмов допускается применение люстр напряжением 110 и 220 В постоянного и127 и 220 В переменного тока. Переносить и закреплять осветительные люстры разрешается только при выключенном электропитании.
Согласно правилам технической эксплуатации судового электрооборудования судовой электротехнический персонал в порядке текущего обслуживания обязан регулярно осматривать осветительные устройства и следить за тем, чтобы в светильниках были лампы номинальной мощности, предусмотренной технической документацией.
Подключение судовой электросети к береговой осуществляется портовым электротехническим персоналом только при наличии на берегу колонки электропитания и штатного судового кабеля.