Расчет карданной передачи.
При расчете карданной передачи производится следующее [5]:
− Определение критической частоты вращения карданного вала;
− Расчет деталей карданной передачи на прочность.
Карданные валы могут быть сплошные или трубчатые.
Сплошные карданные валы применяются для привода передних ведущих управляемых колес, а для соединения остальных механизмов трансмиссии автомобилей используются трубчатые карданные валы.
(4.6)
где е – смещение центра тяжести вала, вследствие неуравновешенности;
– дополнительный прогиб вала;
m - масса вала;
ω – угловая скорость вала.
Центробежная уравновешивающаяся сила упругости вала.
где с- изгибная жесткость вала.
Из условий равенства сил
(4.7)
или
(4.8)
Из последнего выражения видно что при прогиб вала и вал может сломаться. В результате возможна авария автомобиля. Следовательно, критическая угловая скорость, вызывающая бесконечно большой прогиб вала:
(4.9)
В этом случае критическая частота карданного вала
, или
Изгиб жесткости вала
(4.10)
где q- плотность металла вала, г/см3;
l – длина вала, см.
Прогиб вала зависит от характера его нагружения и способа его закрепления. Для трубчатого вала, свободно лежащего на опорах, равномерно нагруженного по длине:
(4.11)
где Е ≈ 2∙105 Мпа- модуль упругости стали;
- момент инерции поперечного сечения;
- наружный и внутренний диаметр вала, см.
Определение критической частоты вращения карданного вала
Принимаются следующие значения:
наружный диаметр карданной трубы ;
внутренний диаметр трубы ;
длина карданного вала .
Определяется во сколько раз критическая частота вращения вала выше максимальной эксплуатационной частоты его вращения .
Для дизеля 2.0 biTDI, установленного на пикапе Volkswagen Amarok
.
что соответствует требованию по ограничению деформации вала.
Расчет карданного вала на кручение и угол закручивания.
Максимальное напряжение при кручении вала
(4.12)
где – коэффициент динамичности нагрузки;
- полярный момент сопротивления сечения, м3.
Па= 235 МПа
Значения допускаемых напряжений для материала карданных валов составляет , таким образом условие прочности выполняется.
При передачи крутящего момента карданный вал закручивается на некоторый угол, характеризующий жесткость вала. Расчет на жесткость производится по углу закручивания:
(4.13)
где =8,5 Па - модуль упругости при кручении;
– момент инерции сечения вала
– для полого вала.
Полученное значение не превышает допускаемых .
Таким образом, нормальная работа вала по максимальным напряжениям кручения и углу закручивания, обеспечена.