Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR

Угломерный канал навигации VOR предназначен для определения азимута ЛА относительно радионавигационной точки, в которой устанавливается наземное оборудование системы. В состав угломерного канала входит наземное и бортовое оборудование. Наземное оборудование представляет собой радиомаяк, излучающий сигналы, прием и обработка которых на борту ЛА позволяет определить его азимут. Бортовое оборудование представляет собой приемоиндикатор, принцип действия которого определяется используемым в канале методом измерения азимута. При таком построении азимутального канала его пропускная способность не ограничена. В настоящее время различают три основные модификации угломерных систем МВ диапазона:

с измерением фазы огибающей АМ колебаний (VOR);

с двухступенчатым измерением фазы (PVOR);

с использованием эффекта Доплера (DVOR).
VOR. Радиомаяки VOR имеют две передающие антенны:

ненаправленную антенну А1 с диаграммой направленности (ДНА) в горизонтальной плоскости Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru ;

направленную антенну А2 с диаграммой направленности в горизонтальной плоскости Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

В любом азимутальном направлении Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru значение диаграммы направленности А2 характеризуется величиной Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Антенна А1 создает поле с напряженностью

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru (1.1)

с амплитудой Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Антенна А2 в любом азимутальном направлении Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru создает поле

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru (1.2)

с амплитудой Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.3)

Обычно для радиомаяков VOR выполняется условие Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Диаграммы излучения антенн радиомаяка VOR показаны на рис. 1.6(а).

Высокочастотные сигналы формируются одним передатчиком и излучаются антеннами, имеющими общий фазовый центр. При сложении полей в пространстве образуется суммарное поле всенаправленного РМ (рис. 1.6(б))
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru
Рис. 1.6. Диаграммы излучения антенн радиомаяка VOR
С учетом выражений (1.2) и (1.3) величину суммарного поля можно выразить

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.4)

Диаграмма направленности А2 вращается в горизонтальной плоскости с угловой скоростью


Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru ,

где n – частота вращения ДНА в минуту.

Длительность одного оборота Т равна периоду вращения, Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , а частота Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . Частота вращения в VOR составляет n=1800 об/мин ( F=30 Гц).

Положение диаграммы направленности А2 (положение ее максимумов) – функция времени Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . Вращение антенны вызовет периодическое изменение суммарного поля. Обозначим отношение амплитуд Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru и, подставив в (1.4) значения Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru и Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , получим

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.5)

В результате образуется поле с глубиной амплитудной модуляции Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , частотой модуляции Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru и фазой огибающей, зависящей от азимута Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . Колебания, принимаемые бортовым приемником, можно представить выражением

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , (1.6)

где К – коэффициент, учитывающий ослабление.

После усиления и детектирования можно выделить напряжение низкой частоты
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , (1.7)

фаза которого содержит информацию об азимуте самолета Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru :
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.8)

Для выделения этой информации на борту ЛА необходимо иметь опорное колебание, несущее информацию о мгновенном положении ДНА. Эта информация должна быть заложена в фазе опорного колебания
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru

с текущим значением фазы
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru (1.9)

соответствующим угловому положению ДНА в данный момент времени t.

При наличии на борту ЛА такого опорного напряжения можно определить азимут ЛА как разность фаз опорного и азимутального сигналов (1.8) и (1.9):

Для работы бортового измерителя необходим опорный сигнал, причем одинаковый для всех ЛА. Этот сигнал необходимо передавать по отдельному каналу связи. В целях сокращения частотных каналов связи опорный сигнал в этих системах передают на той же несущей частоте Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , что и азимутальный. Разделение азимутального и опорного сигналов по каналам происходит на приемной стороне методом частотной селекции продетектированного по амплитуде комбинированного сигнала. Такая возможность появляется при использовании для передачи опорного сигнала двойной амплитудно-частотной модуляции.

Рассмотрим формирование сигналов наземным оборудованием и работу бортового оборудования на примере упрощенной структурной схемы канала VOR (рис. 1.7).

В передатчике (ПРД) формируются высокочастотные колебания частоты Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . В делителе мощности (ДМ) ВЧ сигнал разделяется на два канала. Часть мощности поступает во вращающуюся антенну А2. Частота вращения антенны определяется блоком управления (БУА) и равна F=30 Гц. В радиомаяках применялись различные способы вращения антенны. В первых радиомаяках вращение антенны осуществлялось механическим способом при помощи электродвигателя. Другой способ предусматривает применение гониометрических антенных систем. Позднее были разработаны методы электронного вращения ДНА (метод электронного гониометра), при котором эффект вращения ДНА достигается питанием двух взаимно перпендикулярных направленных антенн с диаграммами в виде восьмерки. Питание антенн осуществляется балансно-модулированными колебаниями со сдвигом по фазе огибающей модуляции на 90°. Антенной А2 создается электромагнитное поле (1.2).


Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru
Рис. 1.7. Структурная схема канала VOR
Антенна А1 является ненаправленной и предназначена для формирования суммарной диаграммы направленности типа «кардиоида» и передачи опорного сигнала. Для формирования сигнала с двойной амплитудно-частотной модуляцией выбирают колебания, частота которых намного больше частоты вращения ДНА, но существенно меньше частоты несущих колебаний, и используют эти колебания в качестве вспомогательных. Вспомогательные колебания называются поднесущей, для которой должно выполнятся условие Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , где Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru – частота поднесущих колебаний. Для системы VOR частота поднесущей равна FП=9960 Гц.

В модуляторе поднесущей (МП) осуществляется частотная модуляция поднесущей опорными колебаниями частотой FОП=30 Гц с девиацией частоты ΔFП=480 Гц при индексе модуляции Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . В модуляторе МВЧ высокочастотные колебания модулируются по амплитуде напряжением поднесущей с глубиной модуляции Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Антенна А1 создает поле с напряженностью

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , (1.10)

где Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru – коэффициент амплитудной модуляции; Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru – коэффициент частотной модуляции; Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru – девиация поднесущей частоты.

Суммарное поле

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru
воздействует на антенну бортового оборудования А0. На выходе антенны получается суммарное колебание вида

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.11)

Амплитудно-частотный спектр суммарного колебания показан на рис.1.8(а).


Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru
Рис. 1.8. Амплитудно-частотный спектр:

а) принятого сигнала;

б) огибающей принятого сигнала
Бортовым оборудованием необходимо выделить из суммарного азимутальный и опорный сигналы и произвести их сравнение по фазе.

После преобразования суммарного сигнала в приемном устройстве (ПРМ), усиления его и детектирования амплитудным детектором выделяется огибающая, содержащая азимутальный и опорный сигналы вида
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , (1.12)

где Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru и Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru – амплитуды составляющих полного сигнала.

Из спектра сигнала (1.12), представленного на рис. 1.8(б), видно, что азимутальный и опорный сигналы можно выделить путем частотной селекции. Для этой цели с выхода ПРМ сигнал подается на два фильтра Ф1 и Ф2.

В фильтре Ф1, настроенном на частоту Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru (f=30 Гц), выделяется азимутальный сигнал или сигнал переменной фазы, а в фильтре Ф2, настроенном на поднесущую частоту Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru (f=9960 Гц), выделяется частотно-модулированное поднесущее колебание. После симметричного ограничения в усилителе-ограничителе (УО) в частотном детекторе (ЧД) выделяется опорное колебание.

В результате преобразований получены:

азимутальный сигнал Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru ;

опорный сигнал Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Опорное напряжение подается на фазовращатели ФВ1 и ФВ2. В исходном положении ось ФВ1 повернута на произвольный угол b , что вызывает дополнительный сдвиг фазы опорного напряжения на величину b

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru и Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.13)

Азимутальное и опорное напряжение подается на фазовый детектор ФД1. Разница фаз между напряжениями на входе

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru (1.14)

Напряжение на выходе фазового детектора ФД1:

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru (1.15)

Это постоянное напряжение преобразуется (в ПНН) в сигнал рассогласования с частотой 400 Гц и подается на управляющую обмотку электродвигателя (ДВ), который поворачивает ось ротора фазовращателя ФВ1 до тех пор, пока разность фаз Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru не станет равной нулю. При этом Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru и Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . Таким образом, угол поворота ротора фазовращателя ФВ1 становится равным азимуту самолета. Ось ФВ1 связана с осью сельсин-датчика (СД), который передает результаты измерений на указатели азимута.

В системе VOR предусмотрена возможность полета самолета по заданному азимуту Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . Для этого в схему введены ФД2 и ФВ2. Ось ФВ2 поворачивается вручную и устанавливается на заданный угол Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . При этом фаза опорного напряжения Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru дополнительно сдвигается на величину Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru и становится

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.16)

Это напряжение подается на вход ФД2. На второй вход подается азимутальное напряжение Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru с фазой

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Разность фаз азимутального и опорного напряжений на входе ФД2

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.17)

После фазового детектирования согласно (1.15) на выходе детектора
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Когда Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru и Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru азимут самолета совпадает с заданным направлением. Эта задача решается при полете ЛА на радиомаяк VOR или от него. Для индикации полета на радиомаяк или от него в схему вводится ФД3, на который подаются:

азимутальное напряжение Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru с фазой Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru ;

опорное напряжение Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru с фазой
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.18)

Разность фаз этих напряжений

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.19)

При полете на радиомаяк в соответствии с (1.15), когда Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , на выходе ФД3

Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . (1.20)

Наличие положительного напряжения вызывает включение светового табло «На». При пролете радиомаяка текущий азимут самолета изменяется на 180°, тогда Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . Изменение азимута вызывает смену полярности напряжения на выходе ФД3
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , (1.21)

при этом выключается табло «На», включается табло «От».

На рис. 1.9 приведены напряжения в характерных точках схемы бортового оборудования (рис. 1.7).
Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru
Рис. 1.9.

Вид фазовых соотношений в системе VOR
Напряжение (1) на входе приемника представляет собой совокупность высокочастотного сигнала Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru , амплитудно-модулированного сигналом поднесущей Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru в свою очередь частотно-модулированной опорным сигналом Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru . В сигнале также присутствует амплитудная модуляция сигналом переменной фазы Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru (азимутальным сигналом).

Напряжение (2) на выходе фильтра Ф2 – сигнал поднесущей частоты Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru частотно-модулированной опорным сигналом Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Напряжение (3) на выходе частотного детектора – опорный сигнал Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Напряжение (4) на выходе фильтра Ф1 – сигнал переменной фазы Принцип действия и структура сигналов канала навигации VOR - student2.ru .

Всенаправленные радиомаяки VOR работают в диапазоне 108…118 МГц. В настоящее время этот диапазон делится на 200 фиксированных частот с дискретностью 50 кГц. Из 200 для работы с радиомаяками VOR выделяется 160 частот, остальные 40 частот предназначаются для работы курсовых радиомаяков посадочных систем МВ диапазона. В системе предусмотрена передача сигналов опознавания маяка кодом Морзе посредством тональной модуляции несущих колебаний с частотой FM=1020 Гц или речевым сообщением.

Маяки выпускаются для установки на воздушных трасах и для работы на аэродромах. При мощности передатчиков РМ до 50 Вт их дальность действия при высоте полета ЛА 10…12 км достигает 250…370 км. Погрешность измерения азимута в канале VOR находится в пределах 1…3,5° и в значительной степени зависит от характера местности, что является основным недостатком этой системы. Для облегчения борьбы с отражениями от местных предметов применяется горизонтальная поляризация излучаемых сигналов.

Наши рекомендации