Передвижение и перевозка людей, доставка грузов по наклонным и вертикальным горным выработкам
6.8.20. Допускается эксплуатация наклонного ствола без механического людского подъема при разности отметки между конечными пунктами до 60 м.
Перевозка людей и доставка грузов по выработкам должна производиться в соответствии с требованиями действующих правил безопасности.
6.8.21. Выработки глубиной более 40 м должны быть оборудованы механическими (бадьевыми или клетевыми) подъемными установками. При этом спуск и подъем людей разрешается в бадьях или клетях с площадью дна не менее 0,25 кв. м на человека. Для посадки и высадки людей из бадьи при проходке стволов шахт должны использоваться приставные лестницы с накидными крюками.
Допускается проходка и эксплуатация выработок глубиной до 60 м с применением шурфовых кранов и спуска-подъема людей в бадьях (седлах), при этом грузовое отделение должно быть обшито досками.
6.8.22. При спуске и подъеме людей и грузов в стволах шахт, оборудованных подъемными установками, наибольшие скорости движения клетей и бадей по направляющим определяются проектом, но не должны превышать при клетевом подъеме 12 м/с, при бадьевом подъеме - 6 м/с (для людей) и 12 м/с (для грузов).
В стволах (на участках стволов), где направляющие отсутствуют, скорость движения бадей при спуске и подъеме людей не должна превышать 1 м/с (2 м/с для грузов), а в шурфах скорость движения бадей или седел - не более 0,3 м/с.
6.8.23. Скорость движения подъемных сосудов при спуске-подъеме подвешенных под ними грузов не должна превышать 1/3 номинальной скорости для данного вида подъема.
Скорость движения бадей при подъеме и спуске грузов в шурфах не должна превышать 1 м/с.
6.8.24. При механическом спуске и подъеме людей в бадьях (седлах) должны выполняться следующие условия:
- посадка людей в бадьи (седла) и выход из них должны производиться на нижней приемной площадке при закрытых лядах и установленной на них бадье (остановленном седле), на промежуточных горизонтах - с откидных площадок, а на проходческих полках, - когда борт бадьи находится на уровне раструба полка;
- бадьи должны двигаться по направляющим или в отделениях, обшитых досками сплошь на всем протяжении; движение бадей без направляющих или без обшивки допускается только на расстоянии не более 20 м от забоя; при использовании на проходке вертикальных выработок проходческих агрегатов (стволовых погрузочных машин, грейферов, шурфопроходческих кранов и др.) это расстояние может быть увеличено до 40 м; допускается движение бадей без направляющих и без обшивки бадьевого отделения в выработках, закрепленных сплошной венцовой крепью, при глубине их не более 40 м со скоростью не более 0,3 м/с.
Не допускается спускаться и подниматься:
- стоя или сидя на краю бадьи, а также в груженой бадье;
- в самоопрокидывающихся бадьях без блокировки, обеспечивающей подъем бадьи не выше нижней приемной площадки.
При спуске и подъеме в шурфах обязательно применение предохранительных поясов; над бадьями (седлами) должны быть подвешены зонты для предохранения работников от случайно падающих предметов.
6.8.25. В стволах шахт и шурфах, оборудованных лядами, при спуске и подъеме людей и грузов в бадьях, а также спуске и подъеме людей в седлах ляды должны открываться для прохода и закрываться после прохода этих средств.
6.8.26. Бадьи должны не догружаться горной массой до верхней кромки не менее чем на 10 см.
Лесоматериалы и инструменты, выступающие над бортами бадьи, при спуске или подъеме должны быть прочно привязаны к прицепному устройству или подъемному канату.
Не допускается спускать в бадьях предметы длиной более 2 м; для их спуска должны применяться специальные серьги или контейнеры.
Погрузка материалов в бадью, подвешенную на канате, и подвеска длинномерных материалов и оборудования к серьге должны производиться при закрытых лядах.
6.8.27. Спуск и подъем взрывчатых материалов в стволах разведочных шахт при проходке шурфов и восстающих регламентируется ЕПБ при ВР.
6.8.28. Не допускается применение бадей вместимостью свыше 0,2 куб. м, если на борту бадьи отсутствуют предохранительные кулачки (упоры) - по два с каждой стороны для поддержания опущенной дужки на высоте не менее 40 мм от борта бадьи.
6.8.29. При использовании ручных воротков на шурфовочных работах обязательно выполнение следующих требований:
- спуск и подъем людей и грузов должен производиться не менее чем двумя рабочими;
- спуск или подъем разрешается одновременно только одного человека в седле или бадье;
- снятие и подвешивание бадей должно осуществляться безопасно для занятых при этом рабочих и работающих в шурфе;
- наличие устройства для подачи сигнала из выработки на поверхность.
6.8.30. Во время движения подъемных сосудов работники не должны находиться в подъемном отделении ствола шахты или шурфа.
Ствол шахты или шурф должны быть отделены от других выработок на каждом горизонте металлическими предохранительными решетками.
6.8.31. Во время работы клетевой подъемной установки на приемной (посадочной) площадке надшахтного здания должен находиться рукоятчик-сигнальщик, а в околоствольном дворе действующего горизонта - стволовой рабочий.
6.8.32. При спуске и подъеме в клетях (бадьях) люди должны беспрекословно выполнять требования рукоятчика-сигнальщика и стволового рабочего; последние должны находиться на той стороне клети, с которой люди входят в клеть или выходят из нее.
Разрешается устройство перехода под лестничным отделением.
Спуск-подъем людей с промежуточных горизонтов при отсутствии на них стволовых допускается при соблюдении следующих условий, если:
- на горизонтах не производится прием и выдача грузов;
- на горизонтах имеется рабочая сигнализация машинисту подъемной машины и рукоятчику-сигнальщику, а также прямая телефонная связь с ними;
- в клети имеется устройство для непосредственной сигнализации рукоятчику-сигнальщику и машинисту подъемной машины, а также телефонная связь с ними.
6.8.33. Не допускается совместный в одной клети (бадье), а также одновременный в разных клетях (бадьях) спуск и подъем людей и грузов.
6.8.34. Клети для спуска и подъема людей должны быть снабжены парашютами.
Испытание шахтных парашютов должно проводиться в соответствии с требованиями по эксплуатации не реже одного раза в полгода.
6.8.35. Одноклетевые подъемы с противовесом для подъема и спуска людей и грузов должны удовлетворять следующим требованиям:
- подъемный канат противовеса должен быть одинаковым с подъемным канатом клети по диаметру и запасу прочности; в отношении надзора и испытания к нему должны предъявляться те же требования, что и к канату клети;
- масса противовеса грузо-людских подъемов должна быть равна массе клети плюс половина массы максимального расчетного груза, который поднимается в данной клети; в отдельных случаях на грузо-людских подъемных установках допускается уменьшение массы противовеса до значения, равного массе клети с порожними вагонетками;
- противовесы должны перемещаться по направляющим и быть отделены от клетьевого отделения прочными перегородками, предотвращающими попадание противовеса при его обрыве в клетевое отделение ствола.
6.8.36. Зазоры между бадьей и стенкой (крепью) в шурфах должны быть не менее 200 мм.
Зазоры между подъемными сосудами и крепью или элементами армировки в вертикальных стволах шахт должны соответствовать действующим нормам.
6.8.37. Зазор между движущимися бадьями и выступающими частями трубопроводов должен быть не менее: в стволах шахт - 400 мм, в шурфах - 200 мм.
6.8.38. Зазор между рабочими направляющими башмаками скольжения подъемного сосуда (противовеса) и контактными поверхностями проводников при их установке не должен превышать для металлических (рельсовых) проводников 5 мм и для деревянных - 10 мм на каждую сторону.
Башмаки скольжения либо их сменные вкладыши подлежат замене при износе контактных поверхностей свыше 8 мм на каждую сторону.
Суммарный износ башмаков и проводников на каждую сторону не должен превышать при рельсовых проводниках 10 мм, при деревянных - 18 мм.
Глубина зева рабочих направляющих башмаков скольжения открытого типа при их установке должна быть не менее: для рельсовых проводников - 60 мм, для деревянных проводников - 70 мм.
Внутренний диаметр новых втулок направляющих муфт для канатных проводников при их установке должен быть на 5 мм больше диаметра проводникового каната. Не допускается эксплуатация направляющих муфт при износе втулок более 15 мм по диаметру.
6.8.39. Проводники подлежат замене: рельсовые - при износе свыше 8 мм на каждую сторону; деревянные - при износе свыше 15 мм на каждую сторону; канатные - при износе на 15% и более номинального диаметра каната или более чем на половину диаметра наружных проволок.
Износ полки, соединяющей головку рельсовых проводников с их подошвой, допускается не более чем на 25% номинальной ее толщины.
При парашютах "резания" деревянные проводники подлежат замене, если суммарный износ боковых сторон превышает 20 мм.
Инструментальная проверка износа проводников должна производиться на каждом ярусе армировки: через 1 год при металлических проводниках; через 6 месяцев - при деревянных.
6.8.40. Высота переподъема для клетевых подъемных установок при скорости подъема до 3 м/с включительно должна быть не менее 4 м, а при скорости подъема свыше 3 м/с - не менее 6 м. Высота переподъема для бадьевых подъемных установок при спуске и подъеме должна быть не менее: людей - 4 м, грузов - 2,5 м; для скиповых установок - 2,5 м.
Переподъемом следует считать:
- высоту, на которую может свободно подняться клеть от нормального положения при разгрузке на верхней приемной площадке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей клети с элементами копра для неопрокидных клетей;
- высоту, на которую может свободно подняться скип от нормального положения при разгрузке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей скипа с элементами копра для скипов;
- высоту, на которую может свободно подняться бадья, находящаяся над лядами нижней (верхней) приемной площадки в нижнем положении, обеспечивающем беспрепятственное закрытие этих ляд, до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или с элементами копра для бадей с людьми (с грузом).
Примечание. Для бадьевых подъемных установок допускается отсчитывать высоту переподъема от положения бадьи на уровне соответствующей приемной площадки.
6.8.41. Высота переподъема для шурфовых кранов и агрегатов, а также для применяемых при проходке вертикальных выработок других грузоподъемных механизмов при скорости подъема груза до 1 м/с и людей в седлах до 0,3 м/с должна быть не менее 1 м.
В этих случаях переподъемом следует считать:
- высоту, на которую может свободно подняться седло с человеком из нижнего (над лядами) положения, обеспечивающего беспрепятственное и безопасное закрытие ляд, до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки защитного зонта с ободом шкива или с элементами стрелы крана (агрегата) для седел;
- высоту, на которую может свободно подняться бадья (грейфер) от устья выработки до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом шкива или элементами стрелы крана (агрегата) для бадей с грузом или грейфером, отводимых в сторону после подъема из шурфа;
- высоту, на которую может свободно подняться бадья, установленная на разгрузочном устройстве, до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом шкива или элементами стрелы крана для бадей, поднимаемых шурфовыми кранами, оборудованными устройством для механизированной разгрузки.
6.8.42. Угол отклонения (девиации) струны каната на направляющих шкивах подъемных установок и барабанах подъемных машин, а также шурфовых кранов не должен превышать 1°30', а на проходческих направляющих шкивах и барабанах проходческих лебедок - 2°30'.
Угол наклона струны канатов к горизонту для подъемных установок вертикальных стволов должен быть не менее 30° при ее длине свыше 45 м. В отдельных случаях при обосновании в проекте этот угол может быть уменьшен.
Длина струны каната без поддерживающих роликов должна быть, как правило, не более 65 м; при угле наклона струны к горизонту свыше 45° допускается увеличение длины струны до 75 м.
6.8.43. Все верхние промежуточные и нижние приемные площадки вертикальных стволов, по которым производится подъем и спуск грузов в вагонетках, должны быть оборудованы стопорными устройствами, предотвращающими произвольное скатывание вагонеток в ствол.
6.8.44. Подъемные сосуды, прицепные устройства, парашюты, направляющие башмаки, проводники, кулаки, копровые шкивы, подъемные машины (лебедки) и другие элементы подъемной установки должны ежесуточно осматриваться и проверяться специально назначенным лицом и не реже одного раза в месяц - главным механиком предприятия (шахты).
Если при осмотре будут обнаружены неисправности, представляющие опасность для людей или груза, спуск и подъем должны быть немедленно прекращены.
Результаты осмотра записываются в "Журнал осмотра подъемной установки".
6.8.45. Копры должны осматриваться комиссией, назначаемой руководителем предприятия, с составлением акта о результатах осмотра: деревянные - два раза в год, металлические - один раз в год.