Формулы для расчета осевых нагрузок
№ п/п | Условия нагружения | Осевые нагрузки | ||
1. | SI ³ SII Fa ³ 0 | FaI = SI FaII = SI + Fa | ||
2. | SI £ SII Fa ³ SII - SI | |||
3. | SI £ SII Fa £ SII - SI | FaI = SII - Fa FaII = SII | ||
Рекомендации по выбору радиально-упорных
Шарикоподшипников
Отношение | Конструктивное обозначение и угол контакта | Осевая составляющая радиальной нагрузки S в долях от FrI | Примечание |
0,35 - 0,8 0,81 - 1,2 Св. 1,2 | 36 000; a = 12о 46 000; a = 26о 66 000; a =36о | 0,3 FrI 0,6 FrI 0,9 FrI | Допустимо использование особо легкой и сверхлегкой серий При весьма высоких скоростях легкая серия предпочтительнее Для высоких скоростей подшипник с данным углом контакта непригоден |
Примечание. При применяют однорядные радиальные шариковые подшипники. |
При определении осевых нагрузок двухрядных (сдвоенных) радиально-упорных подшипниках осевые составляющие S не учитывают.
В радиально-упорных подшипниках радиальные реакции считаются приложенными к валу в точках пересечения нормалей, проведенных к серединам контактных площадок. Расстояние а (см. рис. 9.17 и 9.20) между этой точкой и торцом подшипника для однорядных радиально-упорных шарикоподшипников
|
для однорядных роликовых конических подшипников
|
Если в двухрядных радиально-упорных подшипниках работают оба ряда тел качения, то считают, что радиальная реакция приложена посередине подшипника Если же работает только один ряд, то радиальные реакции, как и для одноряднных подшипников, смещаются на расстояние
|
для двухрядных конических роликоподшипников
Величины B, d, T, a, e выбирают из таблиц приложения.
Подшипники, воспринимающие нагрузку в неподвижном состоянии или при п < 1 об/мин, подбирают по статической грузоподъемности С0 и по эквивалентной статической нагрузке Р0 так, чтобы Р0£ С0. Для радиальлых и радиально-упорных шарико- и роликоподшипников Р0определяют как наибольшее значение из двух формул:
|
Для радиальных роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами Р0 = Fr.
Значения коэффициентов Х0, Y0 даны в табл. 9.23.
|
9.23. Значения коэффициентов радиальной Х0 и осевой Y0 нагрузок
Тип подшипника | Однорядные подшипники | Двухрядные подшипники | |||
Х0 | Y0 | Х0 | Y0 | ||
Шарикоподшипники радиальные | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,5 | |
Шарикоподшипники радиально-упорные с aо : | 0,5 | 0,43 0,43 0,42 0,38 0,37 0,33 0,29 0,28 0,26 | 0,86 0,86 0,84 0,76 0,74 0,66 0,58 0,56 0,52 | ||
Шарикоподшипники самоустанавливающиеся и роликоподшипники самоустанавливающиеся и конические | 0,5 | 0,22 ctg a | 0,44 ctg a | ||
Примечание. Для пары одинаковых однорядных радиальво-упорных подшипников, установленных узкими или широкими торцами колец друг к другу, следует применять те же значения коэффициентов Х0 и Y0, что и для одного двухрядного. Для двух и более одинаковых однорядных радиально-упорных шарикоподшипников, установленных последовательно (по схеме «тандем»), следует применять те же значения коэффициентов Х0 и Y0, что и для одного такого же подшипника. | |||||
Если нагрузка и частота вращения изменяются по более сложным законам, то эквивалентная нагрузка
|
где Р1, Р2, Р3 , … , Рп – постоянные нагрузки, действующие в течение L1, L2, L3, … , Lп, миллионов оборотов; L – общее число миллионов оборотов, в течение которого действуют указанные нагрузки.
Значения Lh , ч, даны в табл. 9.24, 9.25.
По ГОСТ 16162-85 минимальная долговечность подшипников для зубчатых редукторов Lh = 10 000 ч, червячных Lh = 5000 ч.
Подбор подшипников шариковых и радиальных с цилиндрическими роликами при действии на них только радиальных нагрузок ведут в таком порядке:
а) выполняют эскизную компоновку узла и приближенно намечают расстояние между подшипниками;
б) определяют реакции опор;
в) определяют эквивалентные нагрузки подшипников;
г) задавшись долговечностью Lh наиболее нагруженного подшипника, вычисляют по формуле (9.2) требуемую динамическую грузоподъемность его С;
д) подбирают по диаметру посадочного места номер подшипника, начи-
9.24. Величина отношения С / Р для шариковых подшипников в зависимости от долговечности Lh и частоты вращения п
Долговечность Lh, ч | Частота вращения, об/мин | ||||||||||||||||
2 000 3 200 4 000 5 000 6 300 8 000 10 000 12 500 16 000 20 000 25 000 32 000 40 000 | 1,06 1,24 1,34 1,45 1,56 1,68 1,82 1,96 2,12 2,29 2,47 2,67 2,88 | 1,45 1,68 1,82 1,96 2,12 2,29 2,47 2,67 2,88 3,11 3,36 3,63 3,91 | 1,96 2,29 2,47 2,67 2,88 3,11 3,36 3,63 3,91 4,23 4,56 4,93 5,32 | 2,29 2,67 2,88 3,11 3,36 3,63 3,91 4,23 4,56 4,93 5,32 5,75 6,20 | 2,67 3,11 3,36 3,63 3,91 4,23 4,56 4,93 5,32 5,75 6,20 6,70 7,23 | 2,88 3,36 3,63 3,91 4,23 4,56 4,93 5,32 5,75 6,20 6,70 7,23 7,81 | 3,36 3,91 4,23 4,56 4,93 5,32 5,75 6,20 6,70 7,23 7,81 8,43 9,11 | 3,63 4,23 4,56 4,93 5,32 5,75 6,20 6,70 7,23 7,81 8,43 9,11 9,83 | 3,91 4,56 4,93 5,32 5,75 6,20 6,70 7,23 7,81 8,43 9,11 9,83 10,6 | 4,23 4,93 5,32 5,75 6,20 6,70 7,23 7,81 8,43 9,11 9,83 10,6 11,5 | 4,56 5,32 5,75 6,20 6,70 7,23 7,81 8,43 9,11 9,83 10,6 11,5 12,4 | 4,93 5,75 6,20 6,70 7,23 7,81 8,43 9,11 9,83 10,6 11,5 12,4 13,4 | 5,32 6,20 6,70 7,23 7,81 8,43 9,11 9,83 10,6 11,5 12,4 13,4 14,5 | 5,75 6,70 7,23 7,81 8,43 9,11 9,83 10,6 11,5 12,4 13,4 14,5 15,6 | 6,20 7,23 7,81 8,43 9,11 9,83 10,6 11,5 12,4 13,4 14,5 15,6 16,8 | 6,70 7,81 8,43 9,11 9,83 10,6 11,5 12,4 13,4 14,5 15,6 16,8 18,2 | 7,23 8,43 9,11 9,83 10,6 11,5 12,4 13,4 14,5 15,6 16,8 18,2 19,6 |
9.25. Величина отношения С / Р для роликовых подшипников в зависимости от долговечности Lh и частоты вращения п
Долговечность Lh, ч | Частота вращения, об/мин | ||||||||||||||||
2 000 3 200 4 000 5 000 6 300 8 000 10 000 12 500 16 000 20 000 25 000 32 000 40 000 | 1,05 1,21 1,30 1,39 1,49 1,60 1,71 1,83 1,97 2,11 2,26 2,42 2,59 | 1,39 1,60 1,71 1,83 1,97 2,11 2,26 2,42 2,59 2,78 2,97 3,19 3,42 | 1,83 2,11 2,26 2,42 2,59 2,78 2,97 3,19 3,42 3,66 3,92 4,20 4,50 | 2,11 2,42 2,59 2,78 2,97 3,19 3,42 3,66 3,92 4,20 4,50 4,82 5,17 | 2,42 2,78 2,97 3,19 3,42 3,66 3,92 4,20 4,50 4,82 5,17 5,54 5,94 | 2,59 2,97 3,19 3,42 3,66 3,92 4,20 4,50 4,82 5,17 5,54 5,94 6,36 | 2,97 3,42 3,66 3,92 4,20 4,50 4,82 5,17 5,54 5,94 6,36 6,81 7,30 | 3,19 3,66 3,92 4,20 4,50 4,82 5,17 5,54 5,94 6,36 6,81 7,30 7,82 | 3,42 3,92 4,20 4,50 4,82 5,17 5,54 5,94 6,36 6,81 7,30 7,82 8,38 | 3,66 4,20 4,50 4,82 5,17 5,54 5,94 6,36 6,81 7,30 7,82 8,38 8,98 | 3,92 4,50 4,82 5,17 5,54 5,94 6,36 6,81 7,30 7,82 8,38 8,98 9,62 | 4,20 4,82 5,17 5,54 5,94 6,36 6,81 7,30 7,82 8,38 8,98 9,62 10,3 | 4,50 5,17 5,54 5,94 6,36 6,81 7,30 7,82 8,38 8,98 9,62 10,3 11,0 | 4,82 5,54 5,94 6,36 6,81 7,30 7,82 8,38 8,98 9,62 10,3 11,0 11,8 | 5,17 5,94 6,36 6,81 7,30 7,82 8,38 8,98 9,62 10,3 11,0 11,8 12,7 | 5,54 6,36 6,81 7,30 7,82 8,38 8,98 9,62 10,3 11,0 11,8 12,7 13,6 | 5,94 6,81 7,30 7,82 8,38 8,98 9,62 10,3 11,0 11,8 12,7 13,6 14,6 |
ная с легких серий, находят его динамическую грузоподъемность и проверяют выполнение условия С £ [С], где [С] - значение динамической грузоподъемности по табл. ПЗ —П5 приложения или по каталогу.
Если это условие не выполнено, то переходят от легкой серии к средней или тяжелой (при том же диаметре цапфы d). Если подшипник по своим габаритам применить в данном узле нет возможности, то следует перейти к другому типу подшипника (например, от шариковых к роликовым) или к другой схеме расположения их на валу. При осложнениях в выборе радиально-упорных подшипников (при наличии больших осевых нагрузок и др.) рекомендуется переходить на подшипники с большим углом контакта (a = 26¸36°). В некоторых случаях может оказаться, что все эти меры не дадут желаемого эффекта, тогда следует увеличить диаметр посадочного места и проверить подшипник большего номера.
Если [С] значительно выше С даже при применении подшипника легкой серии (что часто имеет место для тихоходных валов редукторов с цилиндрическими прямозубыми колесами и для валов колес червячных редукторов), то диаметр цапфы вала уменьшать ни в коем случае не следует, так как он определен из расчета на прочность; расчетная долговечность подшипника будет намного больше регламентированной.
Выбор радиально-упорных шариковых и конических роликовых подшипников ведут в другой последовательности:
а) учитывая условия эксплуатации, конструкцию узла, диаметр цапфы, намечают типоразмер подшипника;
б) выполняют эскизную компоновку узла, определяют точки приложения радиальных реакций (размер а, который зависит от е);
в) определяют суммарные реакции опор;
г) вычисляют эквивалентные шп рузки подшипников (коэффициенты Х и Y зависят от величины е, для нахождения которой необходимо знать типоразмер подшипника);
д) по таблицам приложения или по каталогу определяют динамическую грузоподъемность намеченного подшипника;
е) по эквивалентной нагрузке и динамической грузоподъемности вычисляют теоретическую долговечность подшипника, которая не должна быть меньше требуемой; если это условие не обеспечивается, то выбирают подшипники других серий и увеличивают диаметр цапфы вала.
Примеры подбора подшипников приведены в гл. XII.
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ
Исходными данными для проектирования опор скольжения служат следующие показатели: нагрузка на опору - ее величина, направление и график изменения; частота вращения вала: диаметр цапфы, определяемый из предшествующего расчета вала и его конструкции; условия эксплуатации,
В соответствии с этими данными конструктор намечает тип подшипника, руководствуясь стандартами и нормалями: определяет основные размеры его, выбирает материал вкладыша, виды смазывания.
В курсовых проектах, выполняемых в техникумах, подшипники скольжения проектируют для опор валов редукторов в виде встроенных в корпус конструкций. Материал вкладышей выбирают из группы антифрикционных сплавов (табл. 9.26 и 9.27), порошковой металлокерамики (пористые бронзо- и железографит).