Нагрузка на детали ремённой передачи
При работе ремень нагружен силами: предварительного натяжения F0, полезной окружной силой Ft, центробежной силой Fv и изгибающим усилием Fиз, которые создают соответствующие напряжения в ремне. Соотношение между усилием F1 в ведущей, набегающей на шкив ветви ремня, и усилием F2 в ведомой ветви ремня (рис. 106) описывается формулой Л. Эйлера:
где f' - приведённый коэффициент трения ремня по шкиву; α - угол охвата шкива ремнём.
Рис. 106. К расчёту усилий на валах ремённой передачи
Леонард Эйлер(1707...1783 гг.) - великий математик, физик и астроном, имел немецко-швейцарское происхождение. В 1727 г. он был приглашён Екатериной II в Россию, и до 1741 г. работал в Петербургской Академии наук. В моменты острой политической ситуации нашёл прибежище у Фридриха II в Потсдаме. В 1766 г. возвратился в Петербург и плодотворно работал в Академии наук, несмотря на потерю зрения, отягчившую конец его жизни и деятельности. Он обладал почти невероятной работоспособностью и научной продуктивностью: его работы и научные статьи публиковались после его смерти ещё в течение 40 лет.
Усилие FΣ, действующее на валы ремённой передачи, значительно больше, чем, например, в зубчатых передачах. Рассчитать нагрузку на валы ремённой передачи (рис. 25) можно по формуле
где α1 - угол охвата ремнём меньшего шкива.
Максимальные напряжения в ремне не должны превышать допускаемого значения, т.е. должно выполняться условие
где Sp - площадь поперечного сечения ремня, мм2; ρ - плотность материала ремня, кг/м3; Е - модуль упругости ремня при изгибе, МПа; у - расстояние от наружной поверхности до нейтрального слоя ремня, мм.
Основные этапы расчёта ремённых передач:
• выбирают тип и материал плоского ремня или тип, сечение и материал клинового (поликлинового) ремня в зависимости от передаваемого вращающего момента Т1 на ведущем шкиве;
• определяют расчётные диаметры d1 и d2 шкивов и рассчитывают межосевое расстояние передачи или назначают его из конструктивных соображений больше, чем apeм ≈ 2(d1+ d2);
• вычисляют длину ремня lр с округлением её значения до большего ближайшего значения из стандартного ряда;
• для плоскоремённой передачи определяют размеры поперечного сечения ремня bрхδр, а для клиноремённой передачи - количество ремней в комплекте при выполнении условия zp ≤ [zp] или число клиньев поликлинового ремня z при выполнении условия z ≤ [z];
• оценивают суммарные напряжения в ремне и его долговечность;
• разрабатывают конструкции шкивов передачи.
Цепные передачи
Цепная передача(рис. 107) состоит из цепи и звёздочек и является передачей зацеплением с гибкой связью. Кроме этих основных элементов большинство конструкций цепных передач имеют натяжные и смазочные устройства, а также ограждение.
Принцип зацепления не требует предварительного натяжения цепи, в связи с этим уменьшается нагрузка на валы и опоры, а также повышается КПД передачи. В цепной передаче основным элементом является сама цепь, работоспособность и надёжность которой определяет надёжность передачи. Широко применяются два вида приводных цепей: роликовые (рис. 93) и зубчатые (рис. 94) цепи.
Рис.107. Привод с редуктором и цепной передачей