Причины отказов и виды расчётов зубчатых передач
Прежде чем перейти к расчёту зубчатых передач на прочность, необходимо усвоить сведения о видах разрушения зубьев. Сила давления зуба шестерни на зуб колеса - это нормальное усилие Fn (рис. 89, а). Оно направлено по линии зацепления, т.е. общей нормали к рабочим поверхностям зубьев, проходящей через полюс зацепления П. От силы Fn на рабочих поверхностях зубьев возникают циклически изменяющиеся контактные напряжения σН, а у основания зубьев - напряжения изгиба σF. Сила Fn и напряжения σH и σf в зубьях - величины переменные. Они изменяются во времени по прерывистому отнулевому циклу (рис. 35, б). За время одного оборота колеса t, зуб находится под нагрузкой в течение времени t2. При времени оборота колеса t1 ≈ 0,1 с значение t2 ≈ 0,002 с, что сопоставимо со временем протекания процесса удара. Переменные напряжения являются причиной повреждений зубьев в виде механического и молекулярно-механического изнашивания, а также их поломки.
Рис. 89. Виды напряжений и характер нагружения зубьев
Механическое изнашиваниевключает усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев и износ зубьев.
Усталостное выкрашивание — самый распространённый вид повреждения зубьев закрытых хорошо смазываемых зубчатых передач (рис. 89, а). При этом на рабочих поверхностях зубьев появляются небольшие углубления, которые затем растут и превращаются в раковины.
Износ зубьев (рис. 90, б) - результат изнашивания их рабочих поверхностей, проявляющийся в виде отделения частиц материала при трении. Изнашивание возрастает с увеличением контактных напряжений, при этом искажается профиль зубьев, и изменяются их размеры.
Абразивный износ является основной причиной выхода из строя открытых передач, а также закрытых передач тех машин, которые работают в засорённой абразивом среде. Сопротивление выкрашиванию и износу возрастает с увеличением твёрдости поверхностей зубьев, при повышении чистоты обработки зубьев и правильном подборе смазочного материала.
Рис.90. Виды разрушения зубьев (а, б, в) и схема образования усталостного выкрашивания (г)
Молекулярно-механическое изнашиваниепроявляется как заедание (рис. 90, в), т.е. в виде молекулярного сцепления контактирующих поверхностей при разрушении смазочной плёнки, которое происходит при высоких контактных давлениях и больших скоростях скольжения. Поломка зубьев- наиболее опасный вид разрушения, который часто приводит к выходу из строя не только зубчатой передачи, но и других деталей машины (валов и подшипников). Поломка происходит от перегрузок машины или усталости материала колёс при переменных нагрузках, Трещины обычно появляются у основания зубьев со стороны растянутых волокон.
Согласно ГОСТу 21354-87 основными критериями работоспособности закрытых эвольвентныхцилиндрических зубчатых передач являются: контактная прочность рабочих поверхностей зубьев и прочность зубьев при изгибе.
Для закрытых зубчатых передач производят два основных вида расчётов:
на контактную прочность рабочих поверхностей зубьев для предотвращения усталостного выкрашивания;
на прочность зубьев при изгибе для предотвращения поломки зуба.