Или по радиусу; г —пакеты разрезных гильзовых пружин
т. е. способность упругих элементов при деформировании необратимо поглощать энергию, превращая ее в теплоту.
Упругий элемент муфты деформируется вследствие передачи вращающего момента (происходит относительный поворот валов на некоторый угол), а также вследствие взаимного смещения полумуфт.
Упругие муфты смягчают толчки и удары, предотвращают появление резонансных крутильных колебаний (возникающих из-за неравномерного вращения).
Муфты с резиновыми и резинокордными упругими элементами широко применяют для передачи малых и средних вращающих моментов. Они конструктивно просты, дешевы, не требуют ухода при эксплуатации, обеспечивают шумо- и электроизоляцию узлов привода. Однако долговечность резиновых элементов невысока.
Муфта упругаявтулочно-пальцевая (МУВП) (рис. 30.10). Муфта состоит из двух дисковых полумуфт, в одной из которых в конических отверстиях закреплены пальцы с надетыми на них гофрированными резиновыми втулками. Втулки входят в отверстия, выполненные в другой полумуфте. Посадочные отверстия в полумуфтах под валы выполняют цилиндрическими или коническими.
Рис. 30.10. Муфта упругая втулочно-пальцевая
Материал полумуфт — чугун марки СЧ20. Материал пальцев — сталь марки 45.
Муфта характеризуется малой податливостью.
В зависимости от своего размера компенсирует незначительные смещения валов: Δ<0,2...0,6 мм, λ<1...5 мм, γ<О0ЗО'...10ЗО' (см. рис. 30.3).
При радиальном и угловом смещениях валов резиновые втулки быстро изнашиваются.
Концы соединяемых валов нагружает радиальная сила
FM=(0.3…..0.6)*103Tp/D0
где D0 — диаметр окружности расположения осей пальцев муфты, мм; Tp -в Нм (см. § 30.1).
Муфты МУВП применяют для соединения машин с электродвигателями. Они просты в изготовлении. Наружную поверхность полумуфт можно использовать в качестве тормозного барабана.
Муфту подбирают по стандарту в диапазоне вращающих моментов от 63 до 16000 Н-м и диаметров валов d=20...160 мм.
Муфта упругаяс резиновой конусной шайбой(рис. 30.11) состоит из двух дисковых полумуфт 1, соединенных резинометаллическим упругим элементом 2 с помощью винтов 4. Резинометаллический элемент (см. рис. 30.8, з) образуют два стальных конических диска с привулка-низированной или приклеенной к ним резиновой шайбой.
Рис. 30.11. Муфта упругая с резиновой конусной шайбой
Коническая форма торцов резиновой шайбы обусловливает равномерное распределение касательных напряжений в резине при действии вращающего момента, а скругления на внутренней части металлических дисков снижают напряжения при радиальном смещении валов.
Применение двух центрирующих колец 3 с двумя кулачками на торце каждого кольца позволяет заменять резинометаллический упругий элемент 2 без осевого смещения соединяемых агрегатов (узлов), а также центрировать упругий элемент 2.
Недостатком муфты является ограниченная способность компенсирования смещений валов.
Материал металлических деталей — алюминиевый сплав или чугун для муфт малых размеров или среднеуглеродистая сталь для больших муфт. Для упругого элемента применяют резину марки ИРП 13-52 СКИ.
Муфты с резиновой конусной шайбой имеют сравнительно малые размеры; их применяют для передачи вращающего момента от 63 до 10 000 Н-м при диаметрах валов d=38...210 мм.