Расчет и выбор подшипников качения тихоходного вала
Червячного редуктора
Для расчета подшипников необходимо знать нагрузки на опоры. Известны составляющие усилия в зацеплении: действующее в вертикальной плоскости – Ft – окружное усилие; действующее в горизонтальной плоскости Fа2 и Fr2 – осевое и радиальное усилия. Опорами являются подшипники радиально-упорные конические.
В опорах возникают реакции в горизонтальной и в вертикальной плоскости. Схема к расчету показана на рис. 43. Смещение нагрузок в опорах рассчитаны из условия смещения точек приложения радиальных нагрузок, от внешних торцов подшипников, для схемы установки «враспор»:
.
Для этих подшипников дополнительно выписываем следующие данные:
Cr – динамическая грузоподъемность;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
е – коэффициент осевого нагружения.
Тихоходный вал вращается с частотой nТ мин–1. Из расчета известны реакции в опорах RС и RД осевая нагрузка Fа2.
Радиальные нагрузки в опорах: ; .
Рис. 43. Схема установки
подшипников «враспор»
Осевые составляющие от радиальной нагрузки возникают от действия радиальных реакций вследствие наклона контактных линий:
Определение осевых реакций.
Для нормальной работы радиально-упорных подшипников необходимо, чтобы в каждой опоре осевая сила, нагружающая подшипник, была бы не меньше осевой составляющей от действия радиальных нагрузок, т.е.
Кроме того, должно быть выполнено условие равновесия вала – равенство нулю суммы всех осевых сил, действующих на вал:
.
Коэффициенты осевой и радиальной нагрузки:
Определяем для каждой опоры отношение радиальной и осевой нагрузки и сравнивают с «e».
Опора C: если , то принимаем X=1, y = 0
если >e , то принимаем X=0,4, y (табличное значение).
Такие же реакции выполняют для опоры D.
Эквивалентная динамическая нагрузка:
Выбрать одно из трех условий:
Если и >0, то ,
Если < и , то ,
а) силы, действующие на вал в горизонтальной плоскости;
б) эпюра изгибающих моментов в горизонтальной плоскости;
в) силы, действующие на вал в вертикальной плоскости;
г) эпюра изгибающих моментов в вертикальной плоскости
д) суммарная эпюра изгибающих моментов;
е) эпюра крутящих моментов.
Диаметр буртика:
где r – координата фаски подшипника.
Диаметр вала под колесом:
.
Диаметр буртика колеса:
где f = 5 – размер фаски колеса.
Выходной конец тихоходного вала имеет цилиндрическую или коническую форму и размеры (рис. 44)
Рис. 44. Узел вала червячного колеса (тихоходного)
Крышки подшипников
Отверстия под подшипники закрывают сквозными ГОСТ 18512-73 и глухими ГОСТ 18511-73 крышками (см. рис. 41), которые выбираются по диаметру наружного кольца подшипника D.
В гнездо сквозной крышки устанавливается манжета, которая выбирается по диаметру вала dТ.
Под фланец крышки устанавливаются металлические прокладки для регулировки зазора в подшипниках.