Меры пожарной безопасности при ремонтных работах
22.1. Ремонтные работы, при которых используют открытый огонь, на нефтеналивных судах относятся к особо опасным. Они требуют применения специальных мер, обеспечивающих пожарную безопасность.
22.2. В период подготовки танкера к ремонту и во время стоянки в ремонте необходимо строго выполнять требования Положения о ремонте судов, утвержденного приказом ММФ от 15.09.78 г. № 192, РД 31.60.14—81, Правил пожарной безопасности при проведении огневых работ, утвержденных приказом ММФ от 12.03.73 г. № 41, Инструкции по организации спасания людей из помещений и отсеков судов при пожарах, утвержденной Главной морской инспекцией ММФ 16.05.73 г.
22.3. Постановка танкера на отстой к причалам порта или завода может быть разрешена только на основании судового акта о дегазации до взрывобезопасной нормы. Акт вручается капитану порта или завода. Постановка в док, к причалам завода или порта недегазированного танкеразапрещается.
22.4. Разрешается постановка в док судов с бункером и маслом в емкостях не более 5-суточного запаса. При этом район топливных отсеков отмечается на корпусе судна отличительной краской и делается надпись: «ОГНЕОПАСНО».
22.5. При стоянке судна на заводе в ремонте за противопожарное состояние судна в целом несет ответственность капитан судна.
За обеспечение противопожарного состояния рабочих мест и безопасные в противопожарном отношении методы работы несет ответственность работник завода, назначенный приказом директора судоремонтного завода.
На время стоянки судна в доке для обеспечения пожарной безопасности дублирующие противопожарные средства предоставляются заводом.
22.6. Ремонтные работы внутри грузовых танков допускаются после полного удаления из танков, коффердамов, насосных отделений, грузовых и зачистных трубопроводов всех остатков нефтепродуктов, ржавчины и тщательной зачистки и дегазации грузовых помещений и трубопроводов.
22.7. Письменное разрешение на огневые работы выдается администрацией предприятия, производящего ремонт судна, на основании акта химической лаборатории об отсутствии взрывоопасной концентрации паров нефтепродуктов в помещениях и трубопроводах судна.
Пожарная безопасность работ контролируется пожарной охраной ВОХР.
22.8. Во время нахождения танкера в ремонте анализ воздуха в танках должен производиться ежедневно сотрудниками заводской лаборатории. Если в грузовых танках будут производиться огневые и другие работы, то такой анализ должен быть сделан до начала ремонтных работ.
22.9. Мастера и бригадиры судоремонтных заводов до начала работ на судне с применением открытого огня обязаны предварительно поставитьоб этом в известность капитана судна, в его отсутствие — вахтенного помощника капитана и пожарную охрану завода.
Вахтенным помощником капитана проверяется разрешение на производство огневых работ и ведется учет—начало работ, точное место, окончание работ, а также контролируется безопасность выполнения работ, для чего необходимо убедиться в том, что:
· вблизи места предстоящих огневых работ действительно нет скопления воспламеняющихся или токсичных газов;
· вблизи места работ нет пропитанной нефтепродуктами ржавчины или другого материала, способного выделять опасный газ;
· поблизости или в соседних помещениях нет материалов, которые могут воспламениться;
· соответствующий огнегасительный инвентарь, включая огнетушители; поднесен к месту предстоящих работ.
22.10. Разрешение на производство огневых и огнеопасных работ, выданное администрацией завода, автоматически теряет силу действия, если:
· произошло изменение характера работ с огнем против указанного в разрешении;
· огневые работы выполняются в иных условиях и на другом рабочем месте.
В этих случаях разрешение должно быть переоформлено с обязательным осмотром нового места работы.
22.11. При содержании паров углеводородов в воздушной среде грузовых танков больше санитарной нормы (300 мг/м3: 0,02% объемных) нахождение в них рабочих, не защищенных изолирующими противогазами, и производство работ запрещаются (см. Приложение 2).
22.12. Старший механик осуществляет контроль за подготовкой и безопасным проведением ремонтных работ.
22.13. При производстве в недегазированном танке ремонта клинкета, трубопровода, змеевика системы подогрева груза и др. необходимо подготовить соответствующую переносную емкость, чтобы предотвратить разлив оставшихся в них нефтепродуктов на днище танка и образование опасной загазованности танка.
22.14. Ремонтные работы без применения открытого огня на судах, перевозящих летучие нефтепродукты и недегазированных, могут быть допущены по специальному разрешению капитана судна при полной гарантии безопасности. Указанные работы запрещается проводить в районе грузовой палубы и в пожароопасных помещениях.
22.15. Проведение газосварочных работ в машинно-котельном отделении разрешается при выполнении пп. 2.35—2.38 настоящих Правил.
22.16. На танкерах с нелетучими нефтепродуктами на борту допускается проведение ремонтных работ вне района грузовых танков, коффердамов и насосных отделений, без применения открытого огня.
22.17. На танкерах, осуществлявших регулярные перевозки сернистых сортов нефти, при ремонтных работах следует соблюдать большую осторожность, так как передача тепла через палубу, борта или переборки при электросварке или газовой резке может быть достаточной, чтобы воспламенить ранее образовавшиеся внутри танка пирофорические отложения.