Обеспечение безопасности при ремонтных работах.

При обслуживаниях СДУ необходимо выполнять сле­дующие требования безопасности труда.

Главные двигатели, паровые котлы, вспомогательные механизмы и устройства должны эксплуатироваться в строгом соответствии с действующими инструкциями по безопасности труда. Запрещается работать на машинах и механизмах при неисправных устройствах автоматической защиты и аварийно-предупредительной сигнализации.

При проведении окрасочных работ в МО и машинной шахте должны выполняться требования безопасности труда при проведении забортных работ и работ на высо­корасположенных местах.

На рабочих местах в МО неавтоматизированных су. дов должны быть вывешены инструкции по безопасности труда, а на посту управления — схемы балластной, осушительной, топливной системы с пронумерованными вентилями.

Решетки, трапы и плиты настила МО должны быть постоянно чистыми и сухими. Пролитые на них масло и топливо следует немедленно убирать. Плиты настилов всегда должны быть на месте и закреплены, вырезы на них — тщательно закрыты. Все прутки решеток, стойки и поручни должны быть на своих местах и прочно зак­реплены. Запрещается устанавливать незакрепленные ограждения, создающие лишь видимость защиты или опоры.

Необходимо следить за тем, чтобы все отверстия топливных цистерн (в том числе горловины), а также трубопроводы для наполнения цистерн были закрыты во время эксплуатации и не имели пропусков.

Вскрывать и осматривать топливные цистерны следу­ет только после пропаривания. При открытии топливных цистерн и разборке топливных трубопроводов должны соблюдаться меры взрыво- и пожаробезопасности.

Под всеми разбираемыми частями топливных и мас­ляных трубопроводов (фланцевыми соединениями, муф­тами и т. д.) необходимо устанавливать переносные поддоны или ведра, которые должны быть очищены сразу же после окончания работ.

Маховики клапанов на распределительных коллекто­рах парового отопления должны быть оклетневаны. Трубки и грелки должны быть оборудованы прочными кожухами, предохраняющими работающих от ожогов.

Не реже двух раз в год необходимо проверять: исправность всех вентилей, клапанов, задвижек и надеж-

ность их открытия и закрытия; состояние огнезащитных предохранителей на газоотводных трубах из цистерн неф­тепродуктов и искрогасителей на дымовых и выпускных трубах; самозакрывающиеся приспособления меритель­ных труб топливных бункеров.

Запрещается быстро открывать стопорные и запор­ные клапаны пусковых баллонов, паровых и воздушных магистралей.

Паровые магистрали перед вводом в действие долж­ны быть продуты и прогреты в порядке, установленном инструкцией по эксплуатации.

До начала разборки трубопроводов, вентилей, вскры­тия горловин и других работ на оборудовании, которое находилось под давлением, следует принять меры, исклю­чающие возможность поступления к месту работы рабо­чего агента (пар, вода, топливо и т. д.). Для этого следу­ет закрыть соответствующие запорные устройства и при­нять меры, чтобы не допустить их случайного открытия: запереть на замок, установить заглушки, вывесить предупредительные знаки или таблички. Необходимо также открыть клапаны, краны или другие устройства для стравливания давления. Если стравить давление этим способом не представляется возможным, следует немного ослабить болты на фланце со стороны, противополож­ной месту работы, применяя при этом защитные средст­ва (рукавицы, очки, щитки и т. д.). Дальнейшую разбор­ку производить после падения давления до атмосферно­го и полного осушения трубопроводов.

До полного стравливания давления рабочей среды в трубопроводах и их осушения снимать гайки с резьбы не разрешается, так как при вскрытии может неожиданно выходить пар и конденсат, скопившиеся в трубопроводе. По окончании ремонта, перед сборкой участков трубопро­водов и систем открытые части их следует тщательно осмотреть и убедиться в отсутствии внутри посторонних предметов (ключей, болтов, гаек, ветоши и т. д.), а так­же механических повреждений фланцев.

Если высота картера главного двигателя более 1800 мм, необходимо при работе в картере использовать специально устроенные и хорошо закрепленные леса (упоры).

При переборке главных и вспомогательных механиз­мов не разрешается размещать на деталях КШМ инстру­менты, болты, гайки и т. д. Окончив сборку, следует тщательно осмотреть, не осталось ли случайно на деталях КШМ и вблизи них посторонних предметов; осторожно провернуть механизм, после этого разобщить валопово-ротное устройство.

Запрещается производить чеканку, рубку и другие работы на трубопроводах, арматуре и резервуарах, на­ходящихся под давлением.

В соответствии с правилами содержания станций уг-лекислотного тушения пожаров и ухода за ними необхо­димо регулярно проверять, нет ли утечек углекислоты и скопления ее в воздухе отсеков в опасных концентра­циях.

Вскрывать горловины топливных танков можно толь­ко с разрешения и по распоряжению старшего (главного) механика, а горловины водяных танков — старшего по­мощника капитана. Работы в цистернах и танках произ­водятся в соответствии с требованиями безопасности труда при подготовке топливных, водяных цистерн и тан­ков к ремонту.

Запрещается задраивать горловины танков и других отсеков без их предварительного осмотра. Горловины должны задраивать на все штатные гайки. Об осмотре делается соответствующая запись в машинном и судовом журналах, в которых отмечают также, кем произведены осмотр и задраивание горловин.

Необходимо следить за тем, чтобы газоотводные уст­ройства в хранилищах жидкого топлива не заглушались, а сетки их не закрашивались.

Топливные трубопроводы и шланги должны соеди­нять инструментом, не дающим искр.

Принимать топливо разрешается только при нали­чии в топливном сертификате указания о температуре вспышки.

Во время приема топлива запрещается курение и про­изводство любых работ с открытым огнем.

У приемных топливных шлангов должно постоянно находиться специально назначенное лицо.

В случае если нет возможности немедленно устранить неплотности, дающие капельную протечку топлива, для сбора вытекающего топлива должны быть установлены поддоны.

По окончании приема топлива патрубки приемных трубопроводов немедленно герметически закрывают.

Обтирочный материал должен приниматься на судно только в сухом виде; хранить его следует в сухих и бе­зопасных от огня помещениях.

Запрещается хранение бензина и керосина в МО.

При работе в машинном отделении личный состав должен носить хорошо подогнанную спецодежду, чтобы на ней не было свободных концов завязок. Ношение ру­башек с закатанными рукавами, галстуков, шейных платков запрещается. Спецобувь должна быть на кожа­ной подошве и без металлических гвоздей.

Запрещается допускать в МО посторонних лиц без разрешения старшего (главного) или вахтенного меха­ника.

На входах в МО автоматизированных судов должен быть нанесен предупреждающий знак с надписью: «Вни­мание! Механизмы пускаются автоматически, соблюдай­те осторожность!».

Наши рекомендации