Вопрос 2 Организация наблюдения на судне

а морском торговом судне наблюдение можно разделит на два вида: внутреннее и внешнее. Первое — это система мероприятии по контролю за работой машин, агрегатов, механизмов устройств, оборудования, приборов, аппаратуры и т. д.

Наблюдение за состоянием и действием этих технических средств осуществляется, с одной стороны, непосредственно человечески! органами чувств, а с другой — при помощи измерительных приборов, различных счетчиков, табло, звонков, индикаторов и т. п. действия и показания которых характеризуют состояние той или иной физической системы и также воспринимаются соответствующими органами чувств.

Ко второму, внешнему виду наблюдений относится обзор окружающей судно среды: поверхности моря, горизонта, воздушного пространства и водной толщи. Внешнее наблюдение подразделяется на зрительно-слуховое, радиотехническое, радиолокационное, гидроакустическое, электрооптическое.

К средствам зрительно-слухового наблюдения относятся различные оптические приборы:

к радиотехническим средстввам — радиопеленгаторы, специальные приемники, радиотелефонные установки;

к радиолокационным — локаторы; к гидроакустическим — эхолоты, гидролокаторы, шумопеленгаторы; электрооптическим средствам относятся приборы, действующие на принципе использования инфракрасных лучей, в частности теплопеленгаторы, в основе которых находятся термоэлементы обнаруживающие и принимающие лучи, исходящие от нагреть» тел (например, трубы судна).

Внешнее наблюдение позволяет получить зрительно-слуховую информацию, которая делится на ожидаемую и случайную. К ожидаемой относится появление в пределах данной видимости береговых ориентиров, средств навигационного оборудования и ограждения или звуковых сигналов последних. В практике судовождения случаи внезапного обнаружения штатных буев, вех, а тем более берега очень редки, и они имеют место преимущественно при небрежном ведении счисления пути судна.

Если вахтенный помощник своевременно и тщательно изучил по картам и пособиям район плавания и соответствующим образом проинструктировал матросов-наблюдателей, то задача опознания появившихся объектов или сигналов не представляет большой сложности в любое время суток.

Основным видом наблюдения на флоте является зрительное или визуальное. Его сущность состоит в том, что все физические объекты и явления наблюдаются и фиксируются либо невооруженным глазом, либо с помощью оптических приборов. Безо­пасность плавания зависит главным образом от визуального обзора. Однако существенное значение имеет также и слуховое наблюдение.

К зрительно-слуховому' наблюдению предъявляются два основных требования: во-первых, оно должно быть непрерывным по времени и пространству, во-вторых, сведения, добытые в результате такого наблюдения, должны обладать максимальной точностью и достоверностью.

Билет № 6

Вопрос 1 Рулевые устройства назначения состав

Рулевое устройство предназначено для удержания судна на курсе, управления судном.

Рулевое устройство транспортного судна состоит из руля, рулевого привода, рулевого двигателя и привода управления им. Различают три типа рулей: обыкновенный руль (рис. 170, а) — перо руля расположено по одну сторону от оси вращения; балансирныйруль (рис. 170,6)—балансирная часть имеет ту же высоту, что и главная часть руля; полубалансирный руль (рис. 170, в) — балансирная часть по высоте меньше, чем главная часть руля.

Рулевое устройство:

1 – перо руля;

2 – рудерпис;

3 – баллер;

4 – нижний подшипник;

5 – упорный подшипник;

6 – верхний подшипник;

7 – фундамент под рулевую машину;

8 – рулевая машина;

9 – гельмпортовая труба.

Основные типы рулей:

а – обыкновенный;

б – балансирный;

в – балансирный подвесной;

г – полубалансирный одновинтового судна

Обыкновенные рули - у которых перо полностью расположено в кормуот оси вращения;

^ Балансирные рули - у которых перо разделено осью вращения на две неравные части: большая - в корму от оси, меньшая - в нос;

Полубалансирные рули отличаются от балансирных тем, что балансирная часть сделана не по всей высоте руля.

Вопрос № 2 Обеспечения пожарной безопасности судна

Пожарная безопасность на судах является чрезвычайно важной. Суда являются автономными, их помещения с разной степенью пожарной опасности располагаются рядом, в их конструкциях есть горючие материалы, в помещениях есть источники зажигания, пути эвакуации ограничены. Названные факторы, повышают пожарную опасность судов. В связи с этим вопросы обеспечения безопасности людей при авариях или пожаров на судах является особенно актуальным.

Суда проектируют и строят по специальным правилам, в отличие от зданий и сооружений. Нормы безопасности в этих правилах постоянно совершенствуют с учетом мирового опыта.

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);

2. обесточить электрооборудование;

3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;

4. если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери,люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;

5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:

убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;

охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут.

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Наши рекомендации